Выпускники детских домов не представляют, как устраиваться на работу…

Корреспонденты «Правмира» побывали на фестивале профессий, который для воспитанников школ-интернатов и детских домов устроил благотворительный фонд «Цвет жизни». Дети узнали о новых профессиях, а «Правмир» – о том, почему детдомовцы хотят стать поварами, но почти не идут в стюардессы и мастера по ремонту компьютеров.

«Наша задача отогнать детей от поваров к компьютерщикам»

Профориентация и помощь в получении будущей профессии – основные направления деятельности фонда «Цвет жизни». Некоторые профессии старшеклассникам из детских домов фонд даже помогает освоить, оплачивая для них разнообразные курсы –поваров, парикмахеров и другие.

Однако общаясь с ребятами, сотрудники фонда поняли, что детдомовцы порой очень плохо представляют себе мир вне стен родного учреждения. Многие из них, например, уверены, что кинологи – это люди, которые занимаются кино.

Не знают выпускники детских домов и более важных вещей, – например, о том, как устраиваться на работу. В результате нередко, выходя из учреждений, они либо быстро оказываются в местах заключения, либо зарабатывают на жизнь, устраиваясь разнорабочими, или же просто сидят дома и получают пособия.

Поэтому вот уже второй год подряд по осени фонд устраивает для ребят фестиваль профессий, где воспитанникам показывают и рассказывают, какими разными они могут быть.

«Мы стучались во все без исключения детские дома Москвы, – рассказывает директор фонда Александра Иванова. – Однако, увы, работать с нами согласились не все. Где-то нам сказали: «Спасибо, это неинтересно», в других местах этим не хотят заниматься преподаватели. В итоге сейчас есть пятнадцать детских домов, которые мы курируем.

Директор благотворительного фонда Александра Иванова

Директор благотворительного фонда Александра Иванова

Мы принимаем абсолютно всех детей, в том числе глухонемых и детей-инвалидов. Кстати, у нас есть глухонемые парикмахеры, они специально приехали, работают в зале и там есть сурдопереводчик».

В этом году на фестивале представлено больше десятка профессий – это традиционно популярные у выпускников детских домов повара и кондитеры, а также парикмахер, мастер маникюра, швея, модельер, дизайнер, укладчик-упаковщик, кинолог, флорист и другие.

«Конечно, мы понимаем, – продолжает Александра Иванова, – что высшее образование ребята из детских домов получают редко, поэтому профессий, для которых оно необходимо, у нас почти нет. Но вот в двенадцатом московском детдоме есть кружок журналистики. Они издают газету, делают сайт. Участники этого кружка и пришли к нам, чтобы рассказать о своей работе.

С другой стороны, мы смотрим, что ребятам интересно. Они хотят делать что-то конкретное, руками. И в то же время, мы выяснили, что есть, например, девчонки, которые мечтают стать стюардессами. К сожалению, ни одна из них в этом году не сдала английский язык. Хотя, в целом, поступить учиться на эту профессию несложно. К тому же мало кто из ребят вообще когда-нибудь летал самолётом. Так пусть они узнают, как это устроено.

Самой большой популярностью пользуется, конечно, повар-кондитер. И наша задача сейчас – силой разогнать молодёжь от кондитеров к компьютерам. Потому что очень жалко, на самом деле: приехали ребята из колледжа, привезли много техники, а у них там почти никого нет».

За столом с компьютерной техникой народу действительно было негусто. Зато мальчишки с неожиданной готовностью осваивали девчачьи, казалось бы, профессии – что-то кроили и пришивали.

«Возможно, в этом есть определённое влияние воспитателей, – размышляли организаторы. – Ребята видят, как педагоги в детдомах рукодельничают. А вот компьютерами из них пользоваться особо никто не умеет. Точнее, пользуются, но только ходят в соцсети и играют в игры, не больше».

Руководитель благотворительного фонда Елена Хорс

Руководитель благотворительного фонда Елена Хорс

Немного скучали возле своего стенда и стюардессы в красивых розовых платьях. Причина этому нашлась самая неожиданная – оказывается, многие воспитанники детских учреждений…опасаются людей в форме.

А почему у вас собачка – «терапевт»?

Признайтесь, вы тоже думали, что «кинолог» – это человек, который занимается дрессировкой служебных собак. Оказалось, к кинологам, помимо, собственно, инструкторов, относятся и груммер – человек, который стрижёт собак, – и заводчик, и хэндлер – устроитель выставок.

Но вообще-то представители «Pet-фонда» приехали на выставку не только для того, чтобы рассказать ребятам обо всём этом, и даже не для того, чтобы продемонстрировать навыки своих подопечных, которые исправно слушались команд и устроили для детей почти цирковое представление.

Больше года фонд пытается привлечь внимание к проблеме бездомных и брошеных животных, а заодно и незащищённых обществом людей. Проще говоря, сотрудники с собаками ездят по детдомам и домам престарелых – учреждениям, в которых держать домашних животных нельзя, – позволяя старикам и детям общаться со своими питомцами.

С привезёнными ими умнейшими дворнягами действительно переобнималась чуть не вся выставка. Детей оттуда невозможно было оттащить.

«Ребята не просто погладили собачек – они ведь получили массу положительных эмоций, – говорят кинологи. – Плюс собака закладывает у ребёнка уважение к чужой жизни.

Общество стало очень озлобленное. А если ребёнок будет уважать живое существо, он научится уважать и другого человека, и своих родителей. Потому что для него жизнь будет составлять ценность».

Большой черепаховый пёс Барсик терпеливо позволял всем подходящим себя гладить и тискать, хотя заметно грустил. Две недели назад на таком же детском выезде у него под носом громко и страшно лопнул шарик, поэтому всё происходящее ему лично особого удовольствия не доставляло.

Как разрисовать туфли?

Среди прочих на выставке был представлен колледж, который выпускает укладчиков-упаковщиков и исполнителей художественного оформления. Оказалось, эти профессии достаточно популярны среди выпускников коррекционных детдомов. То есть, раскладка баранок или конфет по коробкам – это как раз те механические операции, которые в состоянии выполнить люди с неврологическими диагнозами.

Правда, чаще всего колледжу приходится решать совсем не учебные проблемы. Например, они напряжённо ищут работу для своих выпускников.

Во-первых, для людей с такими особенностями здоровья законом предписаны особые условия труда – например, с пониженным шумом. Предоставить их готов не каждый работодатель. Не все неврологические пациенты могут выдержать и восьмичасовой рабочий день – как вариант, рабочую нагрузку и зарплату приходится делить надвое.

Но ещё чаще от выхода на работу подобных людей всячески пытаются уберечь… их собственные родители. Кто-то в принципе смертельно боится хоть ненадолго отпустить от себя ребёнка, который «болеет». Другие не готовы расстаться с пособиями и прочими льготами, которые, в общей сложности, всё-таки могут составить больше того, что зарабатывает укладчик.

А ещё в колледже активно ищут для своих воспитанников новые занятия. Например, расписать целую шкатулку под палех или жостово для такого ребёнка сложно. Но если разбить работу на отдельные механические операции: кто-то обводит контур, кто-то заливает фон, рисует листочки, ягодки – и посадить за работу целую бригаду, получается красота. И разрисовать таким образом можно, что угодно, хоть… пару туфель.

Цветы-колючики

Итак, мы рассказали про организаторов, про профессии и даже про собак. А что же дети?

Бродя по выставке, корреспонденты на своём опыте убедились, как непросто бывает общаться с ребятами из детских домов. Например, если в заданном вопросе такой ребёнок почувствует для себя угрозу или малейшее сомнение в своих силах и способностях, может просто не ответить и отойти в сторону.

Удивительно, но были дети, всё время выставки так и просидевшие в укромных углах, уткнувшись в стрелялки на своих сотовых телефонах. (Телефонов и других гаджетов в детских руках было в изобилии). Зато ни одного цветного браслета у них на руках так и не оказалось (за каждый пройденный мастер-класс ребятам выдавали по браслету, а в конце мероприятия даже обещали найти чемпиона, у которого браслетов больше всего, и вручить приз).

– Почему ты выбрал мастер-класс у поваров-кондитеров, – спрашиваю я подростка лет двенадцати.

– Я прошёл тест.

– И что он показал?

– У меня – отличный тест!

Дальше мой собеседник демонстративно отворачивается и погружается в подробности изготовления конфеты «Рафаэлло». Хотя на самом деле перед любым мастер-классом ребята проходили не тест, а собеседование. Вопросы там задавали порой «как настоящие», но никаких оценок не ставили и попробовать себя на практике всё равно разрешали всем.

Про то, что посетители выставки могут порой ответить «не так» и очень настороженно относятся к замечаниям, говорили и скауты из организации «Цивилизация юных», которые работали на выставке волонтёрами.

(Кстати, под конец выставки, когда поток народа стал сходить на нет, сами волонтёры в некоторых мастер-классах с удовольствием поучаствовали. Мы видели-видели, но никому не скажем).

Достаточно сильно зависят ребята и от преподавателей. Например, к тем же мастерам по починке компьютеров подошёл, в конце концов, целый класс глухонемых – после того, как кто-то из педагогов выяснил, что детей с проблемами слуха в колледж берут, и подозвал к стенду сурдопереводчика.

В других случаях попробовать то или другое занятие ребята решались после активных призывов со стороны волонтёров.

Наконец, находим двух девочек, которые не против поболтать с корреспондентами. На руках – всего несколько браслетов: они сходили к кинологам, кондитерам и флористам.

– Скажи, а кем ты хочешь стать после школы?

– Я пойду учиться на архитектора. Я узнавала – там надо сдать математику и черчение. А чертить у меня получается хорошо – так сказала преподаватель в школе.

– А я стану поваром, а потом…археологом.

– А как связано одно и другое?

– Никак. Просто я сначала получу профессию, а потом…ещё одну профессию.

Почему-то в этот момент мне слышится скрипучий-скрипучий голос какой-нибудь старой воспитательницы: дескать, ты сначала получи профессию, а потом – мечтай. И я даже начинаю понимать, почему скучали у своего стенда стюардессы – розово-красивые, как куклы, девушки, у которых даже на коробках с рекламными проспектами было написано: «Мечтай!» Мечтают здешние дети крайне несмело и осторожно.

– Послушайте, девочки, а почему всех так привлекают профессии повара и кондитера?

– Ну, все хотят поесть, конечно. Кстати, а правда, что хороший повар – это человек чуть-чуть голодный? Он же тогда всё быстро и вкусно приготовит?

И здесь я, наконец, вспоминаю вещь, многократно слышанную от психологов и приёмных родителей. Даже уже оказавшись в семье, ребёнок «из системы» первое время постоянно и много ест. Не потому что голодный – просто еда – это единственный доступный для него способ успокоить внутреннюю тревогу и получить хоть какое-то удовольствие. Проще говоря, детдомовцы склонны «заедать» собственную недолюбленность.

Вот такие они – «цветы жизни», цветы-колючики – порой закрытые, довольно настороженно относящиеся к жизни, о которой очень немного знают, и почти не умеющие мечтать. Может быть, прошедшая выставка поможет им этому научиться – хотя бы чуть-чуть.

Фото Дмитрия Кузьмина

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
В Москве откроется детский город «Мастерславль»

«Мастерславль» – крупнейший в России интерактивный проект, мини-модель российского города, в котором детей знакомят с различными…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!