О духовных наставниках

О духовных наставниках

В 14-ю субботу по Пятидесятнице.

Апостольское чтение:

Братия, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога (1 Кор 4:1–5).

Евангельское чтение:

В те дни Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят первое место на званых обедах и первые сиденья в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф 23:1–12).

В обоих чтениях из Нового Завета, которые предлагаются нам в нынешнюю субботу, речь идет о духовных наставниках – но один и тот же предмет рассматривается с несколько различных точек зрения, применительно к разным ситуациям.

Чтобы понять, о чем говорит Павел, необходим более широкий контекст. Почти с первых же строк своего послания апостол призывает коринфских христиан к единству: Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? (1 Кор 1:10–13). И далее: Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше; вы же – Христовы, а Христос – Божий (1 Кор 3:21–23).

Таким образом, апостол пытается отрезвить новообращенных христиан и напомнить им, что все они – ученики и последователи Христа, в то время как Павел, Аполлос, Кифа и другие проповедники Евангелия – лишь слуги Божьи. Да, им дано Спасителем чрезвычайно ответственное и важное поручение – и всё же они не более чем слуги, исполняющие волю господина. А потому было бы странно делиться на партии, пытаясь примкнуть к тому или другому слуге, забывая о Боге, которому те служат.

f139_image027

Ситуация, с которой столкнулся Павел, нам, конечно, хорошо знакома. Разделения у нас происходят внутри прихода: «Ну эти-то вечно у отца Василия исповедуются – всё им мало постов и поклонов, еще выпрашивают!», внутри епархии: «Ах, матушка, так ведь в этом храме – сплошные либерасты, чему ж тут удивляться!», внутри Церкви Христовой: «Я русский, православный. Что? Константинопольский патриархат? Не слышал. Это католики, что ли?» И единственное средство, позволяющее вылечить все эти глупости и несуразности, – осознание того, что «все мы Христовы, а Христос – Божий», что Церковь – Тело Христово, а мы – члены этого Тела, члены единого организма.

Но с пастырством и наставничеством связана и другая проблема: расхождение слова и дела. Духовные наставники как две тысячи лет назад, так и сейчас, произносят правильные слова и часто искренне верят в их правильность. Но их (наша) жизнь порой не соответствует тому идеалу, который рисуется в проповедях. Что же делать правоверному иудею или православному христианину, если те, кто призывают его к умеренности и воздержанию, сами живут в показной роскоши? Если проповедь целомудрия исходит из уст блудников? Если человек, декларирующий верность Христу, давно уже отрекся своими делами от всего, называемого Богом или святынею? Казалось бы – неразрешимое противоречие. Но Иисус дает нам практическое руководство к действию: всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте (Мф 23:3). Заметим, здесь не ставятся и не разрешаются «общественные вопросы»: а должны ли стоять у руля такие «пастыри»? Каковы механизмы их назначения, смещения и привлечения к ответственности? и проч. Всё это, несомненно, также важно и достойно обсуждения, и решения здесь могут быть неодинаковыми в разные эпохи. Но что касается личного выбора «маленького человека», то он должен быть именно таков: соблюдать всё то, что говорится с амвонов и кафедр – соблюдать постольку, поскольку это не входит в противоречие с совестью и с Евангелием, – но злым делам горе-проповедников не подражать и не следовать.

Но всё же – где справедливость? Не должны ли те, кто соблазняет малых сих, быть примерно наказаны? А вот мы лучше это предоставим Богу. Ведь, как мы читали выше у Павла, в свое время придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Мысленно войдем в общину учеников Христа

Целая неделя – это так много. Целая неделя с Богом может оказаться ценнее целой вечности без…

“Неприличное происшествие”, или Вера и любовь блудницы

Кто эта блудница, пришедшая ко Христу, и что ее отличает от других людей?