Об игре в подсчет слов

|
В интернете сделали анализ одного из выступлений Патриарха Кирилла. Выяснилось, что в этой речи было употреблено много «светских» слов и мало «церковных». Насколько это «скандально» – выяснял Сергей Худиев.
Об игре в подсчет слов

Компьютер позволяет делать некоторые вещи очень быстро – например, определить, сколько раз в тексте употреблено то или иное слово, не читая самого текста. Это позволяет делать чрезвычайно глубокие суждения о тексте и его авторе, совершенно не тратя время на знакомство с написанным.

Сергей Худиев

Сергей Худиев

Один из видов таких суждений связан с тем, насколько часто Патриарх Кирилл употребляет имя Божие в своих речах. По мнению ряда журналистов и блогеров, он делает это недостаточно часто – что и ставится ему в упрек, особенно в связи с его недавним выступлением на ВРНС.

Что же, для начала рассмотрим упрек по существу. В проповедях, обращенных главным образом к церковной аудитории, Патриарх говорит, естественно, о Боге, о спасении, о вечной жизни, обильно цитирует Священное Писание и отцов Церкви – в чем легко убедиться.

Выступление перед ВРНС есть выступление перед смешанной (не чисто церковной) аудиторией на общественно-политическую тему. В этой аудитории есть (и таков изначальный замысел собора) православные, иудеи, буддисты, мусульмане и неверующие.

Патриарх, естественно, говорит на языке, понятном аудитории – и упоминает имя Божие реже. Это понятно – если вы ищете общий язык с согражданами, не разделяющими вашей веры, это не может быть узко конфессиональный язык.

Желающие могут ознакомиться с речами, скажем, Римского Папы или Архиепископа Кентерберийского перед аналогичными смешанными аудиториями – там тоже все больше про общие ценности, а цитат из Библии и призывания имени Христова немного.

Проповедь с амвона – это один жанр, речь в гражданском собрании – другой. Одно дело – указывать путь вечного спасения, другое – рассуждать о пути гражданского благоустроения.

В первом случае служитель Церкви возвещает божественное откровение, во втором – рассуждает вместе с другими людьми об общественном устройстве.

Слово Божие дает нам общие принципы относительно жизни в обществе, но, так как оно обращено к разным народам, живущим в разных условиях, оно не содержит рецептов для конкретных случаев. Поэтому часто цитировать Библию и призывать имя Божие, рассуждая о таких предметах, не получится – если оставаться в рамках честности и рассудительности.

Конечно, можно объявить, что «сегодня во время утренней молитвы Господь и Бог наш Иисус Христос открыл мне, что все благочестивые христиане должны голосовать за такого-то кандидата» – но мне почему-то кажется, что критикам это понравится еще меньше, и более того, в этом случае я с ними соглашусь.

Не употребляй имени Господа, Бога твоего напрасно, тем более что наше время смешение религиозной и политической риторики – весьма популярный жанр. Мол, наша политическая сторона есть воинство Христово, а наши политические противники суть ироды и каины.

Так что едва ли можно принять, что частота поминания имени Божиего – это какой-то позитивный критерий. Боюсь, что начни Патриарх поминать (в контексте именно общественно-политических выступлений) имя Христово, ровно те же блогеры начнут инкриминировать ему употребление имени всуе.

8Но сама критика такого рода выдает определенную проблему – это проблема неспособности к пониманию и диалогу. Вы не согласны с чем-то по существу в словах Патриарха? Прекрасно, по существу и возразите.

У вас есть мнение по проблеме? Выскажите его аргументированно, постарайтесь убедить людей. Хотите приять участие в формировании повестки дня? Ну так примите.

Пока что создается впечатление, что текст Патриарха был подвергнут статистическому анализу, но не прочтен – потому что люди реагируют на какие-то ключевые слова, но не на его содержание. Как сказал поэт, «И каждый знал, что пора занять место/ Но в кодексе чести считалось существенным/ Не приходить на урок»

Школьник с задней парты столкнется с презрением ближайших соседей, если вдруг выяснится, что он слушал учителя. Таков уж кодекс чести на задних партах. Но от него лучше избавляться – слушать друг друга, вносить свои предложения, возражать по существу.

Церковь открыта к диалогу – если хотите высказаться по обсуждаемым вопросам, вас услышат. Если вам интереснее выдвигать какие-то упреки Патриарху на основании подсчета слов – то вас сложно услышать, потому что непонятно, что же вы хотите сказать, против чего возразить и какие предложения выдвинуть.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: