О каноне Андрея Критского, инопланетянах и марках холодильников

В первые четыре дня Великого поста в храмах читается Покаянный канон св. Андрея Критского.  Оказывается, что современный человек, живущий в эпоху нанотехнологий, вдруг находит себя в очень древних текстах. Андрей Критский, составитель канона, сумел переложить Библию на язык человеческой души.

Я боюсь, что нашей планете не грозят инопланетяне. В дни печальные Великого Поста мы это понимаем с особым чувством. Потому что любое разумное создание, подлетая к нашей планете, первым делом распушит антенны, чтобы понять, что тут водится, с чем он встретится, соприкоснётся. И что сразу на антенны намотается?

Рекламные ролики!

И этот разумный житель какой-нибудь отдалённой галактики начнёт реконструировать, а что же именно на планете Земля есть разумного? И окажется, что это – некое существо, которое пьёт, ест, выделяет, мечтает о крутых тачках и жутко боится каких-то гадов, которые водятся в сантехнике. Естественно, чтобы не подцепить эту заразу, чтобы не стать таким, инопланетянин улетит как можно дальше, как можно быстрее в свою Туманность Андромеды.

Он-то улетит, а наши дети – останутся здесь. Они улететь не могут. И они с пелёнок впитывают, наматывают на свои извилины все рекламные ролики. И в результате происходит очень грустная вещь. Об этом замечательно было сказано в первой серии известного фильма «Матрица». У человека возникает иллюзия свободы.

Человек – это сложное бытие, в нём есть и биология, и душа, и дух. И каждый горизонт нашего существования описывается по своим законам. Если вы пригласите физика к постели умирающего, он не скажет ничего о человеке, о любви, о личности, потому что этих слов не знает физик. Все, что он может сказать – это объем, масса и физические реакции. Биолог дополнит это рассказом о рефлексах.

В мире рекламы человека спрашивают на самом высоком уровне, а ответ дают на самом низком. Человека спрашивают о смысле жизни, а в ответ предлагают выбрать между чупа-чупсом или сникерсом или какими-то иным вариантами наслаждений, причем наиболее животных наслаждений, животного кайфа. И когда человек это замечает, ему становится очень тоскливо жить. Он понимает, что у него есть иллюзия свободы, он может выбрать между марками холодильников, но между землей и небом выбора у него нет.

В результате у земного ребёнка, подростка нередко в нашем обществе рождается мысль о самоубийстве. Потому что превращать себя в одну большую зону, которую все почёсывают, чтобы доставить некое наслаждение, он не хочет. На компромисс идти он не готов: он ещё маленький. Это взрослый способен: «Ну ладно, высшего смысла нет, но есть дача, карьера, работа, зарплата, положение в обществе…»

В знак протеста наши дети прыгают с крыш домов. К сожалению, эпидемия самоубийств захлестнула не только Россию, но и Европу, благополучные страны. Потому что дети отказываются от роли юного гедониста, отказываются от роли объекта разных манипуляций. Протест совершенно правильный. Форма его неправильная…

В эти дни –  понедельник, вторник, среду, четверг первой седмицы Великого Поста  – есть уникальная возможность к этим высшим смыслам прийти. Найти себя в бесконечной истории человечества, отображённой в Библии. Сказать себе, что каждый сюжет Библии, каждый поворот его становится поворотом в моей душе.

И я начинаю плакать, как царь Давид, который предал на смерть воина, сам женился на его жене, а потом понял, что он сотворил и через пост и покаяние вернулся к Богу.

Я начинаю скорбеть, глядя на поступки Каина, который ненавидел брата и потом убил его по зависти.

Я узнаю себя во всех перипетиях истории нашего спасения. И голос Библии становится голосом моей души.

Человек вместе с Библией проходит тот путь, который когда-то не прошёл Адам, но прошли потомки Адама. Путь ко Христу.

Если мы будем, стоя со свечами в храме во время чтения Великого покаянного канона Андрея Критского, понимать те образы, те сюжеты, о которых идёт речь, то эти сорок минут, которые длится чтение канона, умножатся для нас на всю бесконечность этих сюжетов. И мы увидим, насколько другими глазами мы станем смотреть даже на свою собственную жизнь, на свою ситуацию, на свои ценности и приоритеты.

Любая серьёзная религия знает о культуре тела. Потому что тело связанно с душой. Человек лежит на диване, он поел, отдохнул, у него телевизор, – у него одна душа. Человек постится, на коленях стоит в храме – у него совершенно другая душа. Православие знает об этом, помнит об этом. И вот эта покаянная культура православия – аскезы, ограничения себя в еде, в каких-то развлечениях – дает человеку удивительную возможность свободы. Распрямить свой согбенный хребет, вдохнуть полной грудью и пойти другими путями, пусть они и будут узкими. Но зато будут вести в Царствие Божие.

Во время чтения канона Андрея Критского вдруг начинает проступать из мглы нашего прошлого разные драконы, маленькие, большие, которые грызли наше сердце, лишали нас счастья, радости. У нас появляется возможность, заметив их, может быть, через истории других людей, библейские истории, от них избавиться. Расстаться, чтобы жить уже своей, а не драконьей жизнью.

Записала Оксана Головко

Читайте также:

Канон св. Андрея Критского — текст канона, перевод, АУДИО

Чтобы Великий пост не прошел мимо (ВИДЕО)

Календарь Великого поста

Чтение Великого поста: 40 дней лишать себя всех радостей?

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Канон Андрея Критского как дайджест Библии

Мы видим все ошибки, которые совершаем по пути к Богу

Вовремя подать Христу скальпель и зажим

Стать ассистентом Бога во время Успенского поста

Успенский пост: уйти от внешнего

Очень хорошо этим постом каждый день почитать акафист Матери Божией

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!