Протоиерей Александр Ильяшенко

В Японии 11 марта 2011 г. произошла серия землетрясений, магнитуда наиболее сильного составила 9,0 (по данным Японского метеорологического управления). Подземные толчки и последующее цунами причинили огромный ущерб северо-восточным районам страны.

Для постоянного мониторинга ситуации на аварийных АЭС Японии и оперативного реагирования на базе госкорпорации «Росатом» 12 марта 2011г. был сформирован оперативный штаб.

Член оперативного штаба, первый заместитель директора научно-исследовательского центра «Курчатовский институт» Ярослав Штромбах, говоря о возможном максимально неблагоприятном развитии ситуации на пострадавшей от землетрясения АЭС «Фукусима-1», отметил, что это расплавление пяти активных зон (пяти реакторов АЭС). «Максимальный сценарий — это расплавление пяти активных зон, и, похоже, что этого избежать не удастся», — сказал Я.Штромбах.

Хотелось бы подчеркнуть, что несчастье, которое переживает японский народ, вызывает только чувство жалости и сострадания. По скольким людям это ударило непосредственно, ведь у каждого есть родственники и друзья? Сколько людей в мучениях умерли?

Чьи-то страдания были краткими, а кто-то под развалинами лежал, часами истекал кровью и так и не дождался помощи. Мы, сытые и довольные, знаем, что завтра будет и свет, и тепло, и еда и все будет хорошо, а там более 27 000 погибло и пропало без вести. Это настоящая национальная трагедия.

Трагедия в Японии.

Высказываются мнения, что эти испытания посланы японскому народу за грехи. Думать, что они плохие, а не думать о том, как им помочь – это не по-христиански. Тем более, что в Священном Писании Господь указывает, как Он смотрит на подобные события: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете». Это призыв Бога ко всему миру, от Бога отошедшего и отвергшегося. Это взгляд Божий, а не человеческий – греховный, ограниченный, осуждающий.

ЧитайтеСвященная плоть земли

Разве Христос был распят в наказание?

Если мы будем говорить «это им за грехи», то к своему греху безбожия мы добавляем ещё и грех осуждения, как будто мы их лучше.

Когда в Спитаке четверть века назад произошло землетрясение – это тоже, значит, за грехи? Вот только за чьи: за грехи жителей Спитака, или за наши собственные грехи?

Прошла перестройка, рухнула огромная держава – сколько людей погибло под её обломками? Тогда нас Бог предупреждал очень грозно. Это не значит, что система была хороша, но и не значит, что люди, которые в Спитаке погибли, были плохими. Суть не в них, а в нас. Мы того не можем, сего не можем, а других осуждаем.

Цивилизация без Бога богатеющая демонстрирует свою слабость и нищету в прямом и переносном смысле. Святитель Николай Сербский проводит очень глубокую мысль: «Чем больше богатство без Бога, тем больше нищета. Чем больше знаний без Бога, тем больше пустота. Только Бог дает человеку богатство и мудрость. Мир без Бога производит нищих и глупцов» (Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле. М. 2001 г. с. 36).

В первые дни после катастрофы прошло сообщение, что у некоторых матерей от стресса пропало молоко и кормить детей нечем. И нет бензина, чтобы привезти продовольствие. Теперь сотни тысяч людей нуждаются в самом необходимом, потеряв все и став бездомными и нищими.

Электроэнергии в стране вырабатывается столько, сколько необходимо для потребителей, к которым относятся жители страны, промышленные предприятия, транспорт и т.д. На АЭС Фукусима вырабатывается примерно десятая часть японской энергетики. Поэтому значительная часть потребителей остается без энергии. Почему воды нет? Потому что нет электроэнергии. Острая проблема с бензином. Бензин есть, но насосы на бензоколонках электрические, и бензин не подается. Нет бензина – нет подвоза, нельзя ни уехать, ни доставить продовольствие. Встала промышленность, вследствие этого возникла безработица, и пока не может работать станция – промышленность не может работать на полную мощность. То есть Япония будет отброшена назад в экономическом отношении.

Очень интересно пишет об этом диакон Владимир Василик, он работает над докторской диссертацией, в которой имеется раздел с, казалось бы, таким далеким от современности названием «Отражение стихийных бедствий в византийской гимнографии»: «Автор не мог ничего знать о страшном землетрясении и цунами в Японии. И вдруг далекое преданье на наших глазах стало явью: машины, которые страшная стихия несет, как ореховую скорлупу, двухэтажные дома, сметаемые водой как игрушечные домики, целые поезда и корабли, поглощаемые бездной.

Передо мною Церковная История Иоанна Эфесского (VI век). Склоняюсь над витиеватыми сирийскими строчками. Перевожу. И возникает страшная картина землетрясения и наводнения, происшедшего в 551 году в Финикии (современный Ливан):

«В лето 870 греческого исчисления произошло великое землетрясение и обрушился Бейрут, а также города многие на побережье моря и деревни в Галилее, Аравии, а также в Палестине и в доме Шемрон (т.е. – в Самарии). И море вышло из своих пределов и отступило на две мили по всей Финикии. И сильное бедствие, и великие знамения и чудеса, бывшие в граде Бейруте финикийском, когда было землетрясение, и пали города, мы захотели сделать знаком предупреждения для тех, кто будет после вас.

Когда было сильное землетрясение с небес, то море отступило и удалилось от Бейрута града и от прочих городов на берегу моря Финикии по повелению Бога на расстояние примерно две мили. И открылись ужасные глубины моря, и явились в нем зрелища великие и многие и удивительные. И приготовленные корабли, наполненные многими товарами, и они были привязаны в гаванях и во время ухода моря от земли остались на дне. И они сокрушились и разбились, когда оставило их море и ушло по повелению Господа. И тогда по повелению тайному пучина моря ужасная обрушилась, чтобы вернуться на свое первоначальное место, и покрыла, и погребла в глубине своей в низу бездны всех тех несчастных. Ведь они устремились, чтобы найти богатство в глубине бездны и по образу Фараона канули в пучину и потонули как камень, как и написано (Исх. 15, 4). И устремил на них Господь воды морские, когда исполнился поток и вернулся к первой полноте. Те, кто были еще на краю берега, спешили спуститься, но ближайшие к земле выбежали на берег, когда они увидели, что пучина возвращается на свое первоначальное место. Но когда им удалось бежать, как от охотников, произошло страшное землетрясение, которое перевернуло дома в городах и, особенно в Бейруте. Пали они и сокрушили тех, кто бежал из моря. И не осталось ни одного человека из них. Но море поднималось против них сзади, а землетрясение разрушало город пред ними».

В течение ряда лет японская промышленность не сможет работать на полную мощность, и её место на рынке займут конкурирующие компании из Кореи, Тайваня или Китая. Кризис геологический превратился в кризис, который станет и экономическим, и политическим, и социальным, и так далее. Но если руководствоваться страстью к наживе, то с безрассудными от алчности народами и государствами может повториться то, что произошло когда-то в Финикии, а теперь в Японии.

Геологи наблюдают за движением тектонических плит давно – напряжения в земной коре и вызываемые ими землетрясения – это ожидаемые явления, но никто не знает, когда они произойдут, где и с какой силой. Но вот что такие же разломы, такие же движения тектонических плит происходят сейчас в районе Калифорнии, и в Америке в напряжении ждут, когда-то у них произойдет землетрясение. Возможно, удар будет примерно такой же силы. Но факт в том, что нет времени размышлять – каяться или не каяться.

В Японии национальная катастрофа, а Ливию бомбят европейские самолёты. Полное умопомрачение и непонимание истинных корней происходящих событий, того, что происходит в мире. Вот это страшно. Фукусима для всех нас призыв – вздрогнуть и опомниться. Если опомнимся и покаемся пред Богом – то тогда не погибнем. Это все тревожно, и требует от нас, от Церкви, от верующих, от всех здравомыслящих людей, напряженного усилия для решения этих сногсшибательных проблем. В буквальном смысле сногсшибательных.

Эту катастрофу сравнивают с чернобыльской. Но, по-видимому, японская трагедия по своим губительным последствиям значительно масштабнее чернобыльской.

На Чернобыльской станции на одном из реакторов произошел ядерный взрыв, разрушивший реактор и вызвавший возгорание графита, из которого был выполнен замедлитель реактора. Температура горения графита столь высока, что элементы активной зоны (АЗ) и конструкции вместе с продуктами сгорания уносились в атмосферу. Таким образом, вследствие химической реакции из реактора было вынесено около 90-95% массы его АЗ. Облако этой губительной активности прошло над несколькими странами, но вскоре воздушными потоками было рассеяно в атмосфере, и стало незаметным на естественном фоне.

Трагедия в Чернобыле

Сравнительно небольшая часть АЗ расплавилась и вытекла наружу, поэтому аварии на Чернобыльской АЭС была присвоена высшая, 7-я, степень опасности. Были предприняты решительные меры по охлаждению вытекшей массы, ее удалось охладить и не допустить ее проникновения в почву.

АЭС Фукусима, ее реакторы, рассчитанные на 7-ми бальное землетрясение, выдержали 9-ти бальное. Персонал станции действовал грамотно, вовремя вывел реактор на нулевую мощность, то есть самоподдерживающаяся цепная реакция была прервана.

В целом удачный проект не учитывал силу цунами, вызванного 9-ти бальным землетрясением. Землетрясение произошло на глубине около 25 км. Поверхность дна океана, глубина которого в этом месте составляет 3-4 км, поднялась примерно на метр, на метр поднялся и столб воды над поверхностью океана. Эта колоссальная масса воды высотой метр и площадью несколько десятков тысяч квадратных километров двинулась к побережью Японии. У берега высота цунами возросла до 10-12, а местами до 40 метров. Эта масса, обладающая скоростью 30-40 км/час, представляет собой поток воды перемешенной с песком, камнями, обломками, телами животных, рыб, людей…

Волна цунами была столь высокой и мощной, что затопила водоемы для охлаждения реактора и забила насосы, охлаждать его стало невозможно. Ядерный реактор обладает особенностью: даже после прекращения цепной реакции в нем продолжают протекать ядерные реакции, и выделяется значительная энергия. Остаточное тепловыделение столь велико, что реактор необходимо немедленно охлаждать, иначе АЗ может расплавиться, и произойдет катастрофа.

Согласно классической формуле Вэя-Вигнера, которую можно найти в любом учебнике по физике реакторов, или в Интернете, можно рассчитать мощность остаточного тепловыделения реактора. Считая, что тепловая мощность реактора, стоящего на АЭС Фукусима, составляет 2 500 мгвт, получим следующую таблицу:

Таблица Остаточное тепловыделение реактора

Время после остановки Мощностьмгвт
1 сек 155
1 час 31
2 часа 27
1 сутки 16
1 месяц 8
1 год 5

Таким образом, мощность остановленного реактора в первые секунды составляет около 150 мгвт, через час – 31 мгвт, через два часа – 27 мгвт, к исходу первых суток – 16 мгвт, через месяц – 8 мгвт, к концу года – 5 мгвт.

Чтобы представить себе реальные масштабы процессов, вызываемых остаточным тепловыделением, требуется учесть следующее. С помощью электрочайника мощностью 1 квт можно вскипятить 1 литр воды за 5 минут. Следовательно «кипятильник» мощностью 1 мгвт вскипятит за 5 минут одну тонну воды, мощностью 10 мгвт – десять тонн, а за час «кипятильник» такой мощности – около 100 тонн воды.

Япония

Мощности остаточного тепловыделения реактора на АЭС Фукусима достаточно для того, чтобы вода, еще остававшаяся в реакторе, стала кипеть и испаряться, при этом температура внутри реактора повышается.

На раскаленной поверхности оболочек ТВЭЛов молекулы воды разлагаются на водород и кислород. Происходит так называемая пароциркониевая реакция. Цирконий, из которого сделаны оболочки, соединяется с кислородом, при этом в больших количествах выделяется водород, который вызывает взрывы, разрушающие здание станции и приводящие к выбросу активности в атмосферу.

В результате этих процессов вода испарилась, и произошло самое страшное, что могло произойти: активная зона расплавилась, корпус реактора не выдержал тепловой нагрузки, и более ста тонн высокоактивного расплава, состоящего из двуокиси урана, конструкционных материалов, фрагментов корпуса реактора, вытекли наружу, отравляя почву, грунтовые воды, подземные водоемы, заражая флору и фауну.

Поэтому, подобно Чернобыльской аварии, аварии на Фукусиме была присвоена высшая, 7-я, степень опасности. Но, в отличие от Чернобыля, вытекшую массу охладить не удалось. Так же, как расплавился корпус реактора, будет плавиться и кипеть все, что соприкоснется с этим раскаленным радиоактивным расплавом, который будет погружаться все глубже и глубже в толщу земли, пока не остынет, или не дойдет до тугоплавкой породы.

Зараженные радиоактивностью грунтовые воды, двигаясь под землей, будут разносить ее все дальше и дальше. Уже отмечена активность в водопроводной воде в Токио, а также говорится о перемещении правительства из столицы. Значительная часть острова может стать непригодной для обитания.

Святитель Николай говорит: «Если бы исчезли наши дурные качества, грехи и страсти, исчезли бы и соответствующие им в природе образы. До тех пор, пока человек человеку – волк, будут волки. Пока человек человеку – пиявка, будут пиявки. До тех пор, пока душа человеческая, привязанная к земному, ползет по земле, будут ползать по земле змеи.

Одним словом, до тех пор, пока человек будет умножать свое безбожие и свою безнравственность, природа будет умножать соответствующие им образы зла; будут множиться хищники, микробы, бури, ураганы, наводнения, пожары и прочее» (с. 87,88).

Главная причина катастрофы – нравственная

Ошибка не в проекте, и не в действиях персонала, а в выборе места для станции. В сейсмоопасной зоне на океанском берегу АЭС надо ставить настолько высоко, чтобы никакие мыслимые цунами не могли затопить бассейны выдержки и водоемы с водой. Но вопросы безопасности были отодвинуты на второй план, а на первый план были поставлены вопросы рентабельности. Для охлаждения теплоносителя в теплообменнике используется океанская вода. Чем ближе к берегу океана, и чем ниже место расположения станции, тем меньше потребная мощность насосов для подачи воды, и тем дешевле расходы на эксплуатацию станции.

Таким образом, стремление к незначительной экономии, стало причиной общенациональной катастрофы, а жителей Японии сделало заложниками алчности и невежества кучки корыстных дельцов.

В Апокалипсисе в 3-ей главе Ангел говорит: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг».

Вот суть нашей бездуховной цивилизации, которая пытается строить себя без Бога. Эти слова, которые Господь обращает к Лаодикийской церкви, нужно обратить к себе. Думаешь, что ты богат и ни в чем не нуждаешься? Ошибаешься.

Японцев постигло стихийное бедствие, не потому что они хуже нас, а потому что Господь дает нам возможность учиться на чужом примере. А если не научимся, тогда не на кого будет пенять. Фукусима – это грозное предупреждение Божие современной цивилизации, которую ее безбожие и безнравственность приводят на грань катастрофы.

Чтобы дать возможность острее понять духовную природу происшедших событий, воспользуемся образами, которые дает нам художественная литература.

Герой сказочного произведения Оскара Уайльда «Молодой Король» «шел и шел, пока не достиг опушки, и там увидал он великое множество людей, работавших в русле высохшей реки. Толпами взбирались они на утесы, подобно муравьям. Они рыли глубокие колодцы в почве и спускались туда. Одни из них огромными топорами раскалывали камни, другие рылись в песке. Они с корнями вырвали кактус и растоптали алые цветы. Они спешили, перекликались, и ни один не оставался без дела.

Из темной пещеры на них взирали Смерть и Корысть, и Смерть сказала:

— Я устала. Отдай мне треть этих людей, и я уйду.

Но Корысть покачала головой.

— Нет, они мои слуги, — сказала она. И Смерть молвила:

— Что у тебя в руке?

— Три пшеничных зерна, — ответила Корысть. — Что тебе в том?

— Дай мне одно! — воскликнула Смерть. — Я посею его в моем саду. Одно лишь зерно, и тогда я уйду.

— Ничего я не дам тебе,— сказала Корысть и спрятала руку в складках одежды.

И Смерть засмеялась, и взяла чашу, и окунула ее в лужу, и из чаши восстала Лихорадка. Лихорадка обошла все великое множество людей, и каждый третий упал замертво. За нею тянулся холодный туман, и водяные змеи ползли у нее по бокам.

И когда Корысть увидела, что треть всех людей мертва, она стала бить себя в грудь и рыдать. Она била себя в иссохшую грудь и громко кричала.

— Ты убила треть моих слуг! — возопила она.— Иди же прочь. В горах Татарии идет война, и цари воюющих племен взывают к тебе. Афганцы зарезали черного быка и выступили в поход. Они надели железные шлемы и барабанят копьями по щитам. На что тебе моя долина, зачем медлишь ты здесь? Иди же прочь и более не возвращайся.

— Нет, — ответила Смерть, — пока не дашь мне пшеничного зерна, я не уйду.

Но Корысть сжала ладонь и стиснула зубы.

— Ничего не дам я тебе, — пробормотала она.

И Смерть засмеялась, и подняла черный камень, и бросила его в лес, и из зарослей дикого болиголова в огненном одеянии явилась Горячка. Она обошла все великое множество людей и касалась их рукой, и кого коснулась она — тот умирал. И под ногами ее увядала трава.

И задрожала Корысть, и осыпала пеплом свою главу.

— Ты безжалостна, — возопила она, — ты безжалостна. В индийских горах голод, и колодцы Самарканда иссякли. В египетских городах голод, и саранча пришла из пустыни. Нил вышел из берегов, и жрецы возносят молитву Исиде и Осирису. Иди к ждущим тебя и оставь моих слуг.

— Нет, — ответила Смерть, — пока не дашь мне пшеничного зерна, я не уйду.

— Ничего не дам я тебе, — сказала Корысть.

И снова засмеялась Смерть, и, вложив пальцы в рот, свистнула, и на свист прилетела по воздуху женщина. «Чума» было написано на ее челе, и стая тощих стервятников кружилась вокруг нее. Они распростерли свои крыла над долиной, и все люди упали замертво.

И Корысть с пронзительным криком бросилась в лес, а Смерть вскочила на своего красного коня и ускакала, и скакала она быстрее ветра».

Сказка написана более ста лет назад, многое неузнаваемо изменилось с тех пор, но людские пороки остались прежними. Так же как и в сказке, жизнь и смерть многих простых людей зависит от ничтожного меньшинства, для которого его собственные интересы превыше всего. Царит то же бессердечие, та же бесчеловечность, та же жестокость, та же корысть, та же недальновидность. Оказывается не только русские, но и американцы и японцы надеются на «авось». Зная, что такие высокие волны цунами бывают, хотя и редко, понадеялись, что за период активного существования АЭС они не возникнут…

Теперь многие люди обречены на лучевую болезнь, будут рождаться уроды.

Горе, когда ответственные решения принимают корыстные люди.

Читайте о трагедии в Японии на страницах портала «Правмир».

 

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.