О любви в «православном сегменте»

|
О любви так много говорят, так часто к ней призывают – и ведь отличные слова при этом подбирают, очень складно получается. Да только используют все эти красивые слова не совсем по назначению, считает Елена Фетисова.

О любви в «православном сегменте» сети говорится много, красиво, убедительно и в основном – по делу. Любовь к Богу и ближнему должна главенствовать в духовной жизни. Любовь выше нарушения «диеты». Любовь выше мелких и скучных повседневных грехов. Любовь выше – так плачьте же не о мелочах, а об отсутствии в сердце любви!..

Елена Фетисова

Елена Фетисова

Именно об этом – и совершенно справедливо – говорятся проповеди и пишутся тексты на православных сайтах. Но иногда кажется, что эти тексты в сознании слушателей и читателей преломляются каким-то совершенно парадоксальным образом.

Любовь в ее христианском понимании уже стала такой безотказной кувалдой в руках просвещенных интернет-пользователей, которой можно очень эффективно «гвоздить» любого, кто дерзает «мракобесно и ханжески» навязывать верующим XXI века пост, дресс-код, добрачное целомудрие или разумную строгость в педагогике.

– Вы против того, чтоб дети плясали на столе?! А как же любовь?

– Вы сокрушаетесь, что в среду отведали колбасы? Разве это относится к любви!

– Вы ханжески воздержаны? А живет ли в вашем сердце любовь?!

Что, не живет? Вот то-то же!

Вот характерный пример из недавних бесед на форуме. Под милым текстом-зарисовкой о расшалившихся детях одна из пользовательниц дерзнула заметить, что в описываемой ситуации детей уже неплохо было бы и повоспитывать: напомнить, например, что за столом ведут себя прилично и с едой, как правило, не играют.

В ответ немедленно поступило сразу несколько сообщений из разряда: «Да разве так можно писать на православном форуме? Да разве еда выше ребенка, да разве Господь не любви учил?!» И мало кто усомнился в возможности смешать воедино любовь и попустительство.

Аналогичную реакцию вызывают тексты о посте, исповеди и вообще любые виды размышлений, касающиеся практики жизни в Церкви или тем более призывающие к каким-то «из ряда вон» аскетическим подвигам.

Да, можно утверждать, не погрешая, что аскетические подвиги в идеале должны быть лишь второстепенным следствием главного – наличия в сердце любви к Богу. Важен не подвиг сам по себе, а Тот, ради Кого он совершается. Но мысль эта звучит так изящно, эффектно и привлекательно, что на практике мы пытаемся сделать ее обратимой.

Раз, мол, в моем сердце пока еще нет любви, так и за внешними подвигами гнаться нечего! И, более того, не смейте мне эти подвиги «навязывать»! Какие там мне дела воздержания, если я еще не возлюбил Бога моего всем сердцем моим и ближнего, как самого себя! Так что пошел я, братья, жить своей жизнью как живется и молиться о даровании любви.

Кто-то, напротив, уверен, что любовь в его сердце уже есть – ну а в таком случае всякие там внешние формальности типа соблюдения заповедей на фоне главного, любви, – это такая мелочь, что и связываться не стоит. Так что можно жить, как захочешь, – лишь бы только в сердце чувствовать Любовь. Именно из этой среды часто исходят весьма «любвеобильные» комментарии из разряда: «Жалкие ханжи! Вместо того чтоб проявить любовь к ближнему, вы ему в нос тычете заповеди!»

А загвоздка в том, что дела благочестия – это все-таки не только следствия любви. Нельзя слова о том, что главное в жизни – это любовь к Богу, понимать как призыв любить Бога где-то там, в душе, и «не заморачиваться» формальным благочестием. Дела благочестия – не только «второстепенное приложение» любви к Богу и ближнему, но это, вообще-то, способ ее достичь, и способ проявить. Я приведу сейчас пример примитивный, но, как кажется, подходящий.

Допустим, вышла замуж молодая девушка. Она уверена, что горячо и искренне любит своего мужа. Ну, свадебное путешествие кончилось, приехали молодые в свою «молодоженку», начали женатые-замужние будни. Вот жена вернулась с работы, ждет мужа, радуется, думает о своей любви. Муж возвращается – есть нечего: жене не до прозы кухни, она думала о любви. Ладно, заказали пиццу, обошлись кое-как. Потом месяц проходит: жена не готовит, не убирает, не слышит просьбу погладить рубашку – главное ведь любовь, а не весь этот быт!

Интересно, еще через год такой жизни любви станет больше, или как? Я даже не мужа имею в виду, который, понятное дело, впадет в уныние, а жену. Она сохранит любовь к мужу, к тому реальному мужчине, ради которого за год она и пальцем не пошевелила? Возможно, в ее сердце и мыслях по-прежнему будет жить некое абстрактное розовое облачко с именем «любовь», но останется ли в нем хотя бы что-то от того мужа из плоти и крови, который живет рядом с ней – большой вопрос.

Я понимаю, что Богу, в отличие от мужа, наша помощь и забота не нужна ни в малой мере – зато они нужны нам, чтоб сохранить и укрепить реальную, а не абстрактно-умозрительную связь с Тем, о любви к Кому мы так много думаем. Любовь подобна вере, которая – «без дел мертва».

А бесконечно говоря в миссионерских целях только о любви, можно «заболтать» человека настолько, что он потеряет всякий интерес к практике христианской жизни, повторяя как мантру: главное любовь, Христос учил любви… Любите меня таким, какой я есть, а меняться я и не планирую…

Поэтому даже не знаю, может быть, нам пора осторожнее как-то и конкретнее о любви громогласничать? А то «Любовь выше того, любовь главнее другого…» и… где она, любовь-то?

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Как вылезти из Интернета и перестать раздражаться на детей?

Может быть, в те моменты, когда мы хотим отдохнуть от детей, компьютер лучше действительно не открывать?

«Эй там, кто еще любит!..»

«Сохранять семью», терпеть, не изменять – этому мы обучены. Но разве только «сохранять» мы призваны? Что…

После встречи с пропагандой

Почему "До встречи с тобой" - антихристианский фильм?