О немилости к падшим и валютной ипотеке

|
Точка зрения «сами виноваты, не надо было в валюте кредиты брать» для меня примерно равна заявлению «Сами виноваты, не надо было второго мая в Одессе антимайданным активистом быть». Это одна и та же позиция, абсолютно антиморальная.

В России митингуют и просят к себе сочувствия и помощи люди, взявшие валютные кредиты. Государственная дума уже рассматривает законопроект о такой помощи.

В результате сильного обесценивания рубля относительно основных мировых валют стоимость купленных в кредит квартир выросла в несколько раз и перспектива выплаты полной их стоимости отдалилась куда-то в следующее столетие, потому что зарплаты у людей остались в основном прежними. И люди пришли митинговать к Центральному банку, почувствовав себя обманутыми: им обещали счастливую жизнь в сильной процветающей России, а получили они растущие долги, никак не связанные с их собственным поведением – будь ты злостный должник или образцовый плательщик, долги все равно растут.

На этот митинг обманутых ипотечников часть сограждан отозвались примерно в том ключе, что, дескать, не жалко их. Сами виноваты, надо было думать раньше, азы экономической безопасности учить, дескать, валюта кредита и валюта дохода должна быть одной и той же, ну вы же знали где живете, а вот пришел вам счет за Крым, и так далее.

И вообще – надо не ходить ножками сучить у Центробанка, как выразился один известный журналист, а надо осознать меру личной ответственности за свою жизнь и идти усиленно работать. Потому что Россия не хоспис, и нечего поддерживать тех, кто вполне способен отвечать за себя – раз уж вам дали ипотеку, то, наверное, не совсем уж вы обездоленные, а вполне способны себя обеспечить.

Эту точку зрения я полагаю не просто аморальной, а в принципе антиморальной.

В общем виде она формулируется как “жертва преступления сама виновата в том, что стала жертвой”. Ну там, не надо в короткой юбке ходить, ночью в Бирюлево гулять, ипотеку в валюте брать, становиться на пути у высоких чувств, грубить Николаю Валуеву или ходить на оппозиционные митинги.

Ну, или не стоит быть антимайданным активистом в Одессе второго мая, если так понятнее.

Простите, но эта позиция, лишь слегка логически развитая, подразумевает, что прав тот, у кого пулемет толще и у кого денег больше. Это отрицание традиций и законов человеческого общежития как таковых. Потому что законы общежития предполагают, что у нас не каждый исключительно сам за себя, но есть некоторые общественные традиции, которые не зависят от того, что о них думает конкретный индивидуум.

В частности, общественное равновесие строится на том, что жертва преступления – это жертва. Жертве должно сочувствовать и оказывать поддержку. Лечить, защищать от последствий преступления, обучать, как не стать жертвой в следующий раз. Жертва может вести себя неумно, но она не совершает ничего такого, что делает преступление допустимым.

А преступник – это преступник. Его необходимо поставить в условия, при которых он не сможет более совершать преступления, пока не докажет, что исправился. Да, в некоторых случаях он заслуживает снисхождения, будучи сам, до некоторой степени, жертвой, но он именно нарушитель общих правил и никто другой за его действия не несет ответственности.

Но когда жертву и преступника начинают путать между собой – это тупиковый путь. Это не придание человеку личной ответственности – личная ответственность кончается там, где человек перестает контролировать обстоятельства, где, собственно, кончается личность. Я не могу нести ответственность за то, что меня обманули, что на мой дом упал метеорит, что правительство не справилось со своей работой и так далее. Я отвечаю только за то, что сделал сам, или не сделал, будучи в силах сделать.

И я вправе, если произошло нечто, за что я не несу ответственности, если меня постигла беда, вызванная чужими действиями – возмутиться, пойти митинговать к Центробанку, попросить помощи у сограждан или компенсации у подставившего меня государства. Это – нормально, и как минимум не менее здраво, чем сжать зубы, засучить рукава и начать впахивать за троих. Последнее, кстати, не всегда доступно, ибо у всякого человека есть предел возможного, и не всегда поможет, потому что против некоторых ломов приемов может и не найтись.

800

И да, христианская традиция милости к ближнему также состоит в том, чтобы того, кому плохо, кто попал в беду – пожалеть, поддержать, помолиться за него, помочь, и уж точно не в том, чтобы рассказывать ему о личной ответственности и о том, что раньше надо было думать. Вспомните милосердного самарянина – он не читал «впавшему в разбойники» лекций о том, что негоже в одиночку ездить по пустынной дороге, а позаботился о нем.

И, кстати, с точки зрения простого здравого смысла, поддержка именно этих людей – не самое бессмысленное занятие. Потому что взявшие долларовую ипотеку – это действительно не нищие и обездоленные. Это экономически активное население, люди, способные к труду и созиданию. И если им помочь пережить трудный период – они останутся таковыми. А если они сейчас потеряют всё – то как минимум некоторые из них не выберутся, скатятся на социальное дно и вместо производителей прибавочной стоимости государство (а значит, остальные налогоплательщики) получит иждивенцев.

Кризис, как сейчас часто поминают, в переводе с греческого означает «суд». И это суд не только над пострадавшими от кризиса. Это еще и суд над теми, кого он обошел. Хватит ли духу отнестись к ближним так, как предписывает Евангелие или же злорадное потирание ручек «я-то ипотеку уже выплатил» окажется сильнее?

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: