О подготовке к Посту и битве на поварёшках

|

Для чего нужна последняя подготовительная неделя перед Великим постом и чем люди на самом деле занимаются в это время? Размышляет ученый, богослов, переводчик, главный редактор журнала «Альфа и Омега» Марина Журинская.

Марина Журинская. Фото Юлии Маковейчук

Марина Журинская. Фото Юлии Маковейчук

Идет Сырная седмица. Она же Масленица. Неисправимые оптимисты воспринимают запрет на мясную пищу как сугубое поощрение к пище немясной. Это-то ладно.

Но тут такое дело: должен ли быть какой-то переходный период между масленичными гуляниями и молитвой преподобного Ефрема Сирина? Мы же все-таки не коты, чтоб нам объявили: Вот тут тебе Масленица, а тут Великий пост.

Как-то считается, что от жирной и сдобной пищи люди добреют. Хорошо бы, потому что именно этого нам так не хватает. Так что будем надеяться, что духовный смысл Масленицы в этом и состоит.

А тут, очевидно, мысленно готовясь к такому повороту, я стала замечать, что в доступном мне фрагменте фб (фейсбука – прим.ред.) хорошие, умные люди даже похвалить человека не могут, не поругав кого-то другого. Царствует модель: «Да, Икс — хороший человек, правильно действует и добивается результатов. Не то, что Игрек…».

В дальнейшем выясняется, что Игрек-то сам по себе вроде и тоже неплох, и действия его, в общем то, находятся в границах допустимого, и результаты кое-какие у него наблюдаются… но что-то во всем этом не то — с точки зрения автора. Ну, не нравится ему Игрек, а Икс нравится.

И вместо того, чтобы констатировать: вот я, автор, такой человек, что мне Икс ближе Игрека, рисуется широкое полотно. А материалу-то всего-навсего для того, чтобы, смачно закусив блином, подумать: кто же я такой, и почему я такой, и, — о, Господь Всемогущий, скажи, что с этим вот таким мной делать-то?

Вот самопознание — дело святое, прочное основание для того чтобы приступить к великопостному покаянию. Но тут есть нюанс: на этом пути преградой выступает хорошо развившаяся в последнее время модель «сам дурак». Выражаемая со всей силой паточного красноречия: «ах, братия, до чего мы любим осуждать других…». Да, любим, и данный оратор в этом смысле от прочих ораторов мало чем отличается: тоже ведь осуждает.

Интересно, что апостол Павел напрямую сополагал сюжеты едения/неедения и осуждения; как-то они, видимо, близко расположены в человеческом сознании: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим 14:3–4).

…Приняв в сердце слова святого Апостола, можно приступать к пламенным дискуссиям о наилучшей рецептуре для блинов. Уповая, что следующая возможность скрестить копья, ложки и поварешки наступит еще не скоро: когда будем обсуждать рецепты куличей.

Читайте также:

Прот. Алексий Уминский: Масленица — навстречу Великому посту [Видео]

Он не заслуживает даже моей обиды, и потому я охотно прощаю его… (+АУДИО)

Как научиться не осуждать?

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Великий Вторник. Пять ослепших лампад

Постное письмо № 38. Почему не поделились маслом?

Большинство россиян поддержали идею запретить детям пользоваться соцсетями

За инициативу запретить пользоваться соцсетями детям до 14 лет выступили 62% россиян

Леденцы для Лазаря

Постное письмо № 35. Отрада – постникам, амнистия – говельщикам!

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!