О праздниках, концертах и службах

Все дни, пока разгорался этот скандал, я из своей сибирской глубинки читал материалы, пытаясь вникнуть в суть дела и воспроизвести для себя последовательность событий, чтобы в моей голове возникло понимание что же на самом деле произошло. И так, что вижу я на сегодняшний день исходя из материалов, опубликованных в сети. Сразу же выношу за скобки всякую истерику про Плющевских клоунов в рясах и День независимости США для Серебряного Дождя...

…Идет вечерняя служба, закончилась вечерня, началась утреня с Шестопсалмия. Вдруг откуда-то с улицы раздается грохот и какофония эстрадного концерта. Да такой, что ни слова на службе не слышно.

Сейчас я сделаю маленькое отступление.

2003-й или 2004-й год (уже точно не помню), август. Чебоксары. День города. Мое предыдущее место служения Свято-Троицкий монастырь. Идет Литургия. На улице жара, окна открыты.. Пропели “Верую”, диакон возглашает о начале Евхаристии: главной составляющей главного богослужения христиан, которая называется Литургия. И вдруг за окнами забухало: “бУм-бУм-бУм-бУм, ум-ца, ум-ца, ум-ца, ум-ца!!! Привеееет, Чебоксаарыы! С прааздником, любимый гороооод! бУм-бУм!!!” Так громко, что хора сразу стало не слышно. Вообще ничего не слышно, кроме “бУм-бУм, ум-ца, ум-ца”. службу остановили, закрыли окна. Эффект нулевой, лучше не стало. Но, нам повезло. Оказывается, это организаторы проверяли звук для вечернего концерта. Минут через 5 все стихло и мы смогли продолжить службу.

История эта реальная, не вымышленная. Чебоксарцы, если они сейчас читают эти строки подтвердят: монастырь расположен метрах в пятистах от концертной площадки у Чувашского драмтеатра, где обычно организовываются праздники. Слышно было прекрасно, даже за закрытыми окнами и дверями. Точнее, служить было просто невозможно. Весь молитвенный настрой сразу же ушел, как будто обдали ведром колодезной воды.

Понимаете о чем я?

В случае с отцом Димитрием Смирновым создалась похожая ситуация. По выкладкам на Яндекс картах, до концертной площадки пешком идти километр, а по прямой 470 метров. Поэтому, у меня нет никаких оснований сомневаться в словах отца Димитрия Смирнова о запредельной громкости. Это так и есть. В моем случае была просто отладка звука, репетиция, а в данном – концерт и не собирался заканчиваться. Это значит, служить в таких условиях невозможно. В храме много народа, о котором, как о своей пастве прежде всего должен заботиться о. настоятель.

Далее, я так понимаю, на концертную площадку отправляются гонцы с просьбой прибрать звук. Но, безрезультатно. Их или не слышат, или не хотят слышать, или вовсе не пропускают на площадку.

Есть ли смысл в таких случаях вызывать полицию? Однажды там же в Чебоксарах рядом с монастырем произошла такая ситуация… Лето для насельников монастыря было самым тяжелым временем: исторический центр города, в 50м. Волга, люди прогуливаются, звучит музыка, рядом городской пляж…  Часа в два ночи прямо под стенами монастыря какая-то компания устроила громкую попойку. С гитарами, пьяными голосами, криками и смехом. Полчаса, час. В три часа ночи охрана монастыря вызывает наряд милиции с просьбой утихомирить шумную компанию. Знаете во сколько подъехал наряд? В половине шестого утра, когда все и без того разошлись за полчаса до этого. Есть ли смысл вызывать полицию, если результат будет нулевой?

Отец Димитрий человек, как я понимаю, темпераментный. Принимает решение идти самому со священниками. В епитрахилях, чтобы видно было, что они со службы. За ними устремляется часть прихожан…

Как поступать в данной ситуации? Не знаю. Я не знаю…

Теперь что далее. Охранники видят нетипичную картину: идет шествие. Народ, а впереди – священники. Их естественная реакция – не пропускать. Начинается давка…

Далее. Что видят зрители и организаторы. На сцене появляется раскрасневшийся от жары, пройденного километра и давки на входе священник. Такая колоритная фигура: грузный, раскрасневшийся и взволнованный о.Смирнов. Появляется на сцене, берет микрофон и говорит “концерт окончен!”

Какова естественная их реакция? Мне кажется, не преувеличу, если скажу: недоумение, удивление и культурный шок.

Затем выяснение отношений, разбирательство. Результат – звук прибрали, стало тише.

На следующий день – начало публичного скандала. Плющев со своей статьей “клоуны в рясах”, выпуски Life news и т.д.

Для себя резюмирую. Что можно было бы предпринять в данной ситуации отцу Димитрию Смирнову? Не знаю, честно говорю. Такие концерты затягиваются до позднего вечера, службу как-то заканчивать надо. Может у него был единственный выход? Или это не выход? Во всяком случае, безболезненно эту ситуацию, мне кажется, решить было невозможно. Стоило ли о. Смирнову подниматься на сцену? Не знаю. Возможно, просто поискать организаторов вне сцены? Меня там не было. Я рассуждаю лишь основываясь на том, что мне удалось прочесть в интернете… Но могу понять о. Смирнова. Сначала терпеть всю эту какофонию в храме на службе. Затем шагать по жаре километр. Грузному пожилому человеку вряд ли это далось легко. Думаю, по дороге в довесок ко всему внутри росло возмущение и протест “да что же это такое! Сколько можно!” Да еще охрана перегородила дорогу. Может, в таком расположении он и пошел на этот шаг. Не знаю, только берусь предположить. Повторю, все это знаю лишь из открытых источников.

Впрочем, понимаю и Михаила Козырева. Во всяком случае, его реакция мне тоже понятна: вдруг откуда не возьмись на сцене о. Димитрий Смирнов собственной персоной…

В сети с обеих сторон льются обвинения. В сторону Церкви, в сторону организаторов концерта. Но, почему-то я не услышал претензий в сторону городских властей. А ведь, по сути, они косвенно явились  зачинщиками данной конфликтной ситуации. Пусть косвенно, но явились. Они должны были знать, что в 400 метрах расположен храм. Они знают, что такие праздники бывают шумными. Храм не перенесешь, службу не отложишь.  Может быть подыскать для празднующих другую площадку? Или предупредить приход. Может, в таком случае, службу перенесли бы на другое время. А так: в моем понимании, возникла патовая ситуация, когда обе стороны по-своему правы и что ни делай, все плохо…

В любом случае, данный инцидент показал нам всем, что существует проблема. Очень серьезная проблема. Которую не решить скандалами. Невозможно запретить праздничные мероприятия. Даже больше скажу – нельзя их запрещать. Но! Также нельзя запрещать верующим молиться в храмах и отправлять свои религиозные обряды и службы.

На мой взгляд – это огромная недоработка городских властей. Необходимо учитывать все факторы. Ведь не придет им в голову разрешать громкие праздничные мероприятия рядом с больницами, концертными залами, филармониями и школами. Предположим, идет концерт симфонической музыки. И вдруг за окнами бУм-бУм… Каково?

Мое мнение: нужно договариваться. Не надо скандалить, а нужно мириться и договариваться.

Постскриптум (куда же без него).

В своем интервью Михаил Козырев рассказал, что его православным друзьям стыдно за такую Церковь (или что-то в этом роде), хотя они и не собираются из нее выходить, но им стыдно.

А вот здесь я не понимаю. Если Козырев правдиво передал сказанное друзьями, то я не понимаю этих православных друзей. Почему стыдно? Вникните сначала, разберитесь: на мой взгляд есть правда с одной и с другой стороны. Как можно стыдиться своей Церкви?! Вам, православные друзья, не стыдно за своих некоторых неправославных друзей (не имею в виду Козырева)?!

Нельзя стыдиться Церкви, в которой ты пребываешь. хотя может быть, Михаил что-то не так понял. А может друзья у него такие… православные. А может, они просто не разобравшись пытаются сразу посыпать пеплом… Голову… Может свою, а может чью-то, чтобы оправдаться перед своими друзьями… Не знаю…

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Михаил Козырев: Церковь должна дать оценку поступку протоиерея Дмитрия Смирнова

Создается ощущение, что протоиерей Дмитрий Смирнов действовал так, как положено, и Церковь его поддерживает.

Концерт «Серебряного Дождя» помешал проведению богослужения в храме

Концерт радиостанции «Серебряный Дождь» был прерван из-за громкой музыки

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: