О псевдоправославии

В издательстве «Никея» опубликована новая книга ивановского миссионера иеромонаха Макария (Маркиша) «Псевдоправославие», содержащая как размышления самого автора, так и ответы на вопросы. Иеромонах Макарий (Маркиш) — неутомимый миссионер, в том числе и в интернет-пространстве, на радио, журнале “Фома”. Протодиакон Андрей Кураев считает иеромонаха Макария «лучшим православным журналистом современного мира». Отец Макарий рассказывает читателям сайта “Православие и мир” о новой книге.

Глава из новой книги отца Макария (Маркиша) “Псевдоправославие” О духовной жизни и прелести

Иеромонах Макарий (Маркиш). Фото Анны Ольшанской.

Иеромонах Макарий (Маркиш). Фото Анны Ольшанской.

– Расскажите, пожалуйста о замысле книги. Почему она называется “Псевдоправославие”, что вы понимаете под этим словом? Насколько сегодня актуальна эта проблема, с чем это связано?

Публицистика предоставляет очень широкое и плодотворное поле для сотрудничества между автором и редактором; я очень ценю не просто помощь редакторов “Даниловского Благовестника” и “Никеи”, но реальную, практическую синергию с ними, которая только и позволила достичь успеха. Так и заглавие последней книги, “Псевдоправославие”, было предложено редакцией “Никеи”, и я принял его, хоть и не без некоторых сомнений.

Наш известный политик В.В. Жириновский заявил как-то в своей обычной парадоксальной манере на официальной дискуссии в Кремле: «Цель нашей встречи — не перечислять недостатки. Это социальный мазохизм! Я предпочитаю социальный садизм: ликвидировать недостатки».

И вот, когда мне в первый раз предложили назвать книгу “Псевдоправославие”, сразу представился такой околоцерковный “социальный мазохизм”, как у иных известных и весьма уважаемых авторов, что не прочь растерзать на себе ризы, посыпать главу пеплом, облачиться во вретище и воссесть на гноище… Однако церковная жизнь, и в особенности миссионерская работа, при ближайшем рассмотрении полностью оправдывают такое название. И вот почему.

Миллионы сегодня приходят (или возвращаются) в Церковь в обстановке:

а) избытка внешних помех – рекламы всяческого околорелигиозного вздора, диких суеверий, самосвятства, сектантства, предрассудков и т.п., и

б) недостатка знаний, навыков духовной жизни и общей культуры, способности спокойно и уверенно разгрести и отбросить весь это мусор, зловонной кучей лежащий у них на пути к Спасителю.

В таких условиях книги о псевдо-Православии просто необходимы – уж никак не меньше, скажем, чем определители ядовитых поганок в сезон массового сбора грибов.

– Какого результата вы хотели достичь в вашей книге?

Продолжая звонкую метафору г-на Жириновского, известной меры социального садизма.

– В чем вам видится наиболее серьезная духовная проблема современных православных людей? С чем связано то, что среди православных так много разводов и прочих примеров неправильно сложившейся жизни?

– Да, пожалуй, вы попали в точку. Кризис, а точнее развал семьи, охвативший весь “пост-христианский” мир, нанес и нам страшную, кровоточащую рану. А ведь семья – это “малая церковь”, и её болезни с неизбежностью распространяются на Церковь в целом…

Но коль скоро мы договорились не спотыкаться на перечислении пороков и двигаться к их искоренению, скажу без малейшей тени сомнения: гарантия полноценной, крепкой и счастливой семьи – в руках _каждой_ пары молодоженов. Никаких “объективных” причин гибели семьи, адского жертвоприношения на алтаре развода, не существует; точнее, против них всех есть 100%-но надежное средство. О нем, об этом средстве, моя предыдущая книга “Уроки Любви”, и на эту же тему издательство “Никея” готовит еще одну публикацию.

Псевдоправославие. Иеромонах Макарий (Маркиш)

Псевдоправославие. Иеромонах Макарий (Маркиш)

– Ваш миссионерский опыт чрезвычайно богат. Как на Ваш взгляд, с кем сложнее всего “работать”? С интеллигенцией или с людьми самыми простыми?

Думаю, тут не получится дать прямого ответа. Ведь христианская миссия – это всегда “штучная работа”. В далеком прошлом мне довелось работать инструктором техучебы: поток за потоком сертифицировать техников по обслуживанию систем безопасности. И я помню, как наш начальник отдела вразумлял “курсантов”:

– Ребята, мы вам даем бумажку с печатью, но это не главное. Главное – чему каждый из вас самостоятельно сумеет научиться за эти две недели и увезти с собою… А мы этого и не узнаем!

Тем более и на пути ко Христу. Душа человека – это глубочайшая, никому, кроме Господа, недоступная тайна; мы видим лишь самый тонкий слой на поверхности. Понятное дело, уровень образования и житейский опыт накладывает определенные рамки на наши отношения с людьми, но что происходит дальше, каковы результаты, – кто знает?…

– В первой же части Вам задают вопрос о зависимостях. Вы отвечаете, что, “переключившись” на Христа, мы от них избавляемся. А как отличить – переключились ли мы на Христа или просто ушли в религию, как страус в песок? По какому плоду познается это дерево?

– Говорят, история про страуса – просто сказка. И то сказать, будь это правдой, всех страусов давно бы уже извели на перья и котлеты. Но вопрос серьезный. Мы видим, что рабы тоталитарных сект избавляются от алкогольной и наркотической зависимости едва ли не с меньшим успехом, чем православные верующие. Конечно, иной раз мы видим закономерный результат, вроде массового самоубийства в Джоунстауне в 1978 году, – но вовсе нет нужды ждать чего-то подобного, дабы сделать выводы.

“Ушли в религию”, – говорите вы. Религия – это связь, как разговор по телефону. С кем я говорю? Кто на другом конце провода? Или он вовсе оборван? Выяснить не так уж сложно. Для того и дано нам Евангелие, для того и дан нам двухтысячелетний опыт Святой Церкви. Конечно, некоторые секты и раскольнические группировки узнаются непосредственно по торчащим рогам и копытам, но увы, и на православной ниве могут вырасти бесплодные плевелы.

Замечательные по точности и своевременности наблюдения над трудностями и ошибками, которые угрожают приходящим в Церковь, содержатся в новой книге работ иеромонаха Серафима (Роуза), также недавно изданной “Никеей” под названием “Американский просветитель русского народа”. Я переводил их, одну за одной, в течение долгих лет, и они стали для меня словно бы дневником моего собственного пути в Православие. Вот, в частности, что пишет о. Серафим:

«Наверное, вам приходилось слышать такую фразу: “болезнь новообращенных”.  Идет она от самих новообращенных в Православие, и с состраданием говорит об их духовной борьбе.  При этом не надо думать, что речь только об американцах и западно-европейцах: ведь сегодня основная масса верующих – серьезно верующих – это в той или иной мере новообращенные, пришедшие или возвратившиеся в Церковь в результате поиска.  Так что в России новообращенные подвержены тем же самым промахам, что и в Америке, и на Западе.

Выражение это указывает на вполне определенную опасность, которая угрожает каждому из нас, если мы, пытаясь вести православный образ жизни, нетвердо стоим на ногах – иными словами, не выработали в себе трезвого взгляда на мир и на самих себя… Так появляются у нас отшельники-пустынножители, неспособные провести хотя бы неделю в послушании в обычном монастыре; иные толкуют о возвышенных молитвенных состояниях, не упуская возможности огрызнуться по любому малейшему поводу; другие мечтают об обращении целых городов и стран, не в силах ужиться даже со своими ближними; и так далее».

Итак, “Трезвитесь, бодрствуйте…” В общем-то, тоненькая книжка Нового Завета остается для нас незаменимым источником живой воды: вся задача – прийти к нему с ведром, а не с решетом.

____________________________________________________

Сегодня ищут люди дорогу в Церковь, туда, где высокие стремления сердца находят свои исполнения, туда, где должна совершиться встреча человека со Христом. Но на этом пути возникает немало прагматичных вопросов: как и что правильно сделать, сколько и в какой последовательности. Зачастую человек начинает заострять свое внимание именно на этой, дисплинарной – нужной, но второстепенной стороне церковной жизни. Что такое Церковь, как правильно войти в Ее богатство, для чего нужны обряды, как себя вести в храме, как жить по-христиански – все это раскроет серия книг «Вопросы и ответы».

Глава из новой книги отца Макария (Маркиша) “Псевдоправославие” О духовной жизни и прелести

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Похожие статьи
Мужчина из Татарстана стал православным и раскаялся в убийствах

Мужчина пришел в полицию с явкой с повинной и рассказал о двух убийствах в 2003 году

Когда начинается вера?

Психолог – о детском воцерковлении

Верю – не верят

Если вы пришли к вере, а ваш супруг (или супруга) нет, примите это как Божью волю

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!