Не по князю шапка?

|
Открытие памятника святому равноапостольному князю Владимиру около Кремля традиционно запустило в интернете, мягко скажем, дискуссии. Потому что назвать это прямым термином не позволяет статус приличного издания.

Все дискуссии можно поделить на три категории. Первая – эстетическая: уместен ли такой памятник в центре Москвы, насколько справился скульптор  и так далее. Здесь вмешиваться не буду совсем, о вкусах не спорят.

Вторая – это дискуссия о личности самого князя. Дескать, убийца, насильник, блудник –  и признан святым, ай-ай-ай. При этом в спорах часто намешивают события без учета их последовательности, часто с ошибками. Здесь я тоже спорить не буду, отошлю тех, кто действительно заинтересовался личностью Крестителя Руси и, безусловно, выдающегося государственного деятеля, к прекрасной монографии Алексея Карпова «Владимир святой», вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» еще в 1990-е. Удивительный случай: автору удалось совместить популярное изложение и научную монографию так, что читать книгу интересно и профессионалу и просто интересующемуся человеку.

Третий же спор – спор о княжей шапке, венчающей голову Владимира.

Что же не нравится? Позволю себе  процитировать один из постов:

«Однако, если мы взглянем на монументы царского периода – памятники князю Владимиру в Киеве (1853) и “Тысячелетие России” в Новгороде (1862), то увидим ту же шапку Мономаха. При этом, например, в росписи Владимирского собора в Киеве (возведенного “в связке” с памятником) на фресках Васнецова изображен аутентичный княжеский венец.

Примечательно, что Клодт, вылепивший киевскую скульптуру, участвовал и в создании постамента новгородского монумента. Похоже это ошибка именно этого мастера. Возможно, скульптор спутал Владимира Великого и Владимира Мономаха, который жил чуть позже и тоже шапки не носил, но позднее часто в ней изображался. Такой образ был целенаправленным политическим обманом 16 века – попыткой подчеркнуть преемственность Москвы от Констатинополя и Рима, а не от Орды, откуда шапка происходит на самом деле, не имея отношения к византийскому императору Константину Мономаху.

Затем шапка по образу и подобию монументов Клодта была уже в новой России и Украине многократно тиражирована – в Астрахани, Белгороде, Владимире, Коростене, Новочебоксарске, Севастополе, Смоленске и тд.»

Что тут скажешь. Конечно, единственное достоверное и прижизненное изображение князя Владимира – на его монетах, сребренниках и златниках. И там действительно он весьма схематично изображён в венце. Правда, весьма сомнительно, что именно со златника перерисовывал святого князя Васнецов (и изображение очень схематично, да и монета – редчайшая). Но, тем не менее, говорить, что княжая шапка с меховой опушкой – это влияние татаро-монголов – это, как минимум… Неисторично, скажем так.

Вот вам первое – и практически детективное свидетельство: в Киеве стоит один из древнейших храмов Руси – Софийский собор, в котором некогда показывали фреску «Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья».  Ну, делали это на самом деле, неграмотные экскурсоводы. Тщательное изучение фрески а также зарисовок голландца Абрахама ван Вестерфельда XVII века, посетившего Киев, показало: перед нами не традиционный христианский сюжет, а более масштабное изображение: ктиторская фреска XI, рисующая Ярослава Мудрого, основателя храма, и всю его семью, предстоящими перед Христом. Четыре святые – на самом деле, четыре княжича, которым «реставратор» XIX века сменил шапки на белые платочки. Шапки видны и на зарисовках Вестерфельда, и на радиоэмиссионном исследовании, которое провели в 1980-х годах.

anne-de-kiev-1_5337213

Мало? Будем говорить, что это ничего не доказывает, что шапки могли и в XVI веке нарисовать, а сейчас-то ничего не видно? Хорошо. Возьмём памятник, хоть и не сохранившийся целиком, но фрагменты которого есть и поныне, а целиком эта фреска зафиксирована на фотографиях и копиях начала XX века. Храм Спаса Нередицы в Великом Новгороде, разрушенный в Великую Отечественную и восстановленный после войны. 1198 год. Тоже ктиторская фреска. Тоже князь Ярослав Владимирович (ну, другой – но тоже сильно до монголов). И – внезапно – снова в шапке с меховой опушкой.

nerediza026

И, если вдруг, и этого мало, возьмём иллюстрацию из книги. Изборник князя Святослава, 1073 год – точная дата. Там Святослав Ярославич, внук князя Владимира, изображён вместе со своей семьёй. Что там на князе надето? Неужто венец?

gruppovoy-portret-semi-knyazya-svyatoslava-izbornik-svyatoslava-1073

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Не ошибся ли князь Владимир?

О выборе князя Владимира и характере русского народа

Князь Владимир – воин, дипломат, святой?

Каким изображали князя Владимира древнерусские летописи разных веков?

самое читаемое
  • N/A
  • лучшие авторы

    N/A

    Дорогие друзья!

    Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

    Помогите нам работать дальше!

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: