Не по князю шапка?

|
Открытие памятника святому равноапостольному князю Владимиру около Кремля традиционно запустило в интернете, мягко скажем, дискуссии. Потому что назвать это прямым термином не позволяет статус приличного издания.

Все дискуссии можно поделить на три категории. Первая – эстетическая: уместен ли такой памятник в центре Москвы, насколько справился скульптор  и так далее. Здесь вмешиваться не буду совсем, о вкусах не спорят.

Вторая – это дискуссия о личности самого князя. Дескать, убийца, насильник, блудник –  и признан святым, ай-ай-ай. При этом в спорах часто намешивают события без учета их последовательности, часто с ошибками. Здесь я тоже спорить не буду, отошлю тех, кто действительно заинтересовался личностью Крестителя Руси и, безусловно, выдающегося государственного деятеля, к прекрасной монографии Алексея Карпова «Владимир святой», вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» еще в 1990-е. Удивительный случай: автору удалось совместить популярное изложение и научную монографию так, что читать книгу интересно и профессионалу и просто интересующемуся человеку.

Третий же спор – спор о княжей шапке, венчающей голову Владимира.

Что же не нравится? Позволю себе  процитировать один из постов:

«Однако, если мы взглянем на монументы царского периода – памятники князю Владимиру в Киеве (1853) и “Тысячелетие России” в Новгороде (1862), то увидим ту же шапку Мономаха. При этом, например, в росписи Владимирского собора в Киеве (возведенного “в связке” с памятником) на фресках Васнецова изображен аутентичный княжеский венец.

Примечательно, что Клодт, вылепивший киевскую скульптуру, участвовал и в создании постамента новгородского монумента. Похоже это ошибка именно этого мастера. Возможно, скульптор спутал Владимира Великого и Владимира Мономаха, который жил чуть позже и тоже шапки не носил, но позднее часто в ней изображался. Такой образ был целенаправленным политическим обманом 16 века – попыткой подчеркнуть преемственность Москвы от Констатинополя и Рима, а не от Орды, откуда шапка происходит на самом деле, не имея отношения к византийскому императору Константину Мономаху.

Затем шапка по образу и подобию монументов Клодта была уже в новой России и Украине многократно тиражирована – в Астрахани, Белгороде, Владимире, Коростене, Новочебоксарске, Севастополе, Смоленске и тд.»

Что тут скажешь. Конечно, единственное достоверное и прижизненное изображение князя Владимира – на его монетах, сребренниках и златниках. И там действительно он весьма схематично изображён в венце. Правда, весьма сомнительно, что именно со златника перерисовывал святого князя Васнецов (и изображение очень схематично, да и монета – редчайшая). Но, тем не менее, говорить, что княжая шапка с меховой опушкой – это влияние татаро-монголов – это, как минимум… Неисторично, скажем так.

Вот вам первое – и практически детективное свидетельство: в Киеве стоит один из древнейших храмов Руси – Софийский собор, в котором некогда показывали фреску «Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья».  Ну, делали это на самом деле, неграмотные экскурсоводы. Тщательное изучение фрески а также зарисовок голландца Абрахама ван Вестерфельда XVII века, посетившего Киев, показало: перед нами не традиционный христианский сюжет, а более масштабное изображение: ктиторская фреска XI, рисующая Ярослава Мудрого, основателя храма, и всю его семью, предстоящими перед Христом. Четыре святые – на самом деле, четыре княжича, которым «реставратор» XIX века сменил шапки на белые платочки. Шапки видны и на зарисовках Вестерфельда, и на радиоэмиссионном исследовании, которое провели в 1980-х годах.

anne-de-kiev-1_5337213

Мало? Будем говорить, что это ничего не доказывает, что шапки могли и в XVI веке нарисовать, а сейчас-то ничего не видно? Хорошо. Возьмём памятник, хоть и не сохранившийся целиком, но фрагменты которого есть и поныне, а целиком эта фреска зафиксирована на фотографиях и копиях начала XX века. Храм Спаса Нередицы в Великом Новгороде, разрушенный в Великую Отечественную и восстановленный после войны. 1198 год. Тоже ктиторская фреска. Тоже князь Ярослав Владимирович (ну, другой – но тоже сильно до монголов). И – внезапно – снова в шапке с меховой опушкой.

nerediza026

И, если вдруг, и этого мало, возьмём иллюстрацию из книги. Изборник князя Святослава, 1073 год – точная дата. Там Святослав Ярославич, внук князя Владимира, изображён вместе со своей семьёй. Что там на князе надето? Неужто венец?

gruppovoy-portret-semi-knyazya-svyatoslava-izbornik-svyatoslava-1073

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Не ошибся ли князь Владимир?

О выборе князя Владимира и характере русского народа

Князь Владимир – воин, дипломат, святой?

Каким изображали князя Владимира древнерусские летописи разных веков?