О т.н. «техническом христианстве»

О статье Технический христианин

Статья Дмитрия Соколова-Митрича «Технический христианин» намеренно провокационна, но от этого не менее полезна. Действительно, проблема поднимается серьезнейшая, проблема качества нашей веры. Чем является православие в нашей жизни: красивым обрамлением по сути внецерковного существования либо центром и смыслом всего? И когда мы начинаем размышлять на эту тему, то сразу попадаем в логическую ловушку, христианину не пристало хвалить себя и доказывать, что я все делаю правильно, и все у меня получается. Христианин всегда должен осознавать свою немощь, свою ограниченность, ведь когда мы молимся у Чаши, каждый из нас исповедует себя первым из грешников, и эти слова молитвы не должны оставаться всего лишь словами.

Но в то же время, критерий того, что мы живем настоящей церковной жизнью, а не суррогатным ее подобием у нас быть должен. И критерий этот прост и сложен одновременно. Если человек прочитал Новый Завет более одного раза и имеет потребность обращаться к нему вновь, то он не мог не заметить слов апостола Павла о плодах истинной любви, которая долготерпит, милосердствует,  не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине,  все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13: 4-7).

Христианин отличается от нехристианина не тем, что он не грешит, а тем, что он делает из своих греховных поступков  выводы. Хотя он может этих выводов и не делать, тогда от христианства остается лишь одна внешняя оболочка, но провести какую-либо четкую границу между людьми только лишь называющих себя христианами и являющихся таковыми по сути – сложно, порой практически невозможно.  Поэтому другим важнейшим критерием, указывающим на то, что наша вера не есть лишь бесплатное приложение к нашей среде обитания, является участие человека в таинственной жизни Церкви. И в этом плане статья Соколова-Митрича  более чем показательна. Мы видим пример человека, который ищет этой возможности, но от случая к случаю, тем самым показывая нам, что норма обращению к таинствам лишь «раз» в посты, а тем более, однажды  в год, никак не может быть принята за норму. Побыть христианином пять-шесть-семь раз в году удобно, конечно, тут даже и спорить бесполезно. Только к этому ли мы призваны?

И здесь перед нами встает главный поднятый вопрос – как быть с тем, что люди, имеющие относительный опыт церковной жизни, наученные ее основам, ведают, но творят.  Зная, что совершают грех не по незнанию, а по знанию. Зная, чего себя сами добровольно лишают. Понимая, какие могут быть последствия, но все равно делающие.  Не думаю, что на этот вопрос у нас есть однозначный ответ, который бы раз и навсегда разрешал все противоречия. Люди слушали Христа и не слышали, где гарантии того, что наши слова будут звучать убедительными?  «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 11:15).

А своего тезку хочу поблагодарить за честность, но одно небольшое замечание сделать бы хотел. Свои духовные проблемы, если они осознаются именно как проблемы, решать все же нужно не в публичном пространстве. Неблагодарное это дело.

Читайте также:

Простая истина спасения

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Сначала надо встретить самого себя, а потом супруга

Игумен Нектарий (Морозов) о том, как не пропустить настоящую любовь

Привести ребенка в храм насильно – это не любовь

Любовь иногда требует от нас переступать через собственное «я»

Не говорит о любви – не значит не любит

Истинная любовь идет рука об руку со свободой

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!