О таинствах Исповеди и Причащения – диалог с сектантом

Предлагаем вниманию читателей две главы из книги архимандрита Клеопы (Илие) “Путеводитель по православной вере”*.

Глава 19. О ТАИНСТВЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. (Ин. 6:53)

Священник: Святое Причащение (Евхаристия) есть таинство, которое установлено Господом Иисусом Христом и в котором под видом хлеба и вина христианину преподается само пречистое Тело и сама честная Кровь Его во оставление грехов и в жизнь вечную. Господь не только возвестил об этом таинстве, но и Сам совершил его накануне Своего распятия.

После вечери с апостолами Он, взяв хлеб и помолившись Отцу Небесному, благословил и преломил его со словами: примите, ядите: сие есть Тело Мое. Затем, взяв чашу и возблагодарив, подал ее ученикам и при этом произнес: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:26–28; Мк. 14:22–24), сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22:19).

Так заповедал Спаситель всем ищущим вечной жизни вкушать Его Тело и пить Кровь Его под видом хлеба и вина, освященных молитвами и хвалебными песнопениями (см.: Мф. 26:26–30; Мк. 14:22–26). И власть совершать это чудо из чудес, когда хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господни, дана была лишь апостолам, а от них перешла к епископам и священникам через возложение рук священства (1 Тим. 4:14), или хиротонию.

Христиане, не имеющие епископского или священнического посвящения, не могут совершать это величайшее таинство, какую бы богоугодную жизнь они ни проводили и какие бы чудеса ни творили. Это ясно прообразовано в Ветхом Завете. Ибо Бог поставил священниками Аарона и сыновей сынов его из рода в род, доколе не придет Мессия; того же, кто дерзал совершать священнодействия, не принадлежа к роду Аарона, постигала тяжкая кара (см.: Числ. 3:10; 16:1–50; 1 Цар. 13:1–14; 2 Пар. 26:16–21; Иак. 4:3; Иуд. 1:11; Рим. 15:4; 1 Кор. 10:1–12).

Господь наш Иисус Христос учредил новое священство (см.: Евр. 7:12), которому и даровал власть совершать таинство Его Тела и Крови и прощать грехи, как прощает Он Сам все кающимся (см.: Ин. 20:19–23; 1 Кор. 4:1; 2 Кор. 5:18–20; Откр. 1:6; 5:10). Итак, дивная пища, каковую являют собой Тело и Кровь Спасителя, обретается лишь у Его священников. Посему хотящие спасения идут в дом Божий, где она преподается безмездно (Ис. 55:1–13; Мал. 1:11; Рим. 5:14–16; Откр. 21:6).

Приступающие к таинству Причащения должны знать, что получают в нем Тело и Кровь Господа и что вкушать хлеб и вино, над которыми священнодействовали служители Божии, – то же, что вкушать от Плоти Его, пригвожденной на кресте, и испивать от Крови Его, излитой на месте страдания.

Подтверждением сему служат слова святого апостола Павла: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? (1 Кор. 10:16). Тело и Кровь Господа могут вкушать те, кто хранит себя от грехов и соблюдает совесть свою непорочной.

Святые апостолы причащали христиан каждое воскресенье, ибо все уверовавшие проводили тогда святую жизнь и, как известно из новозаветного Писания, постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян. 2:42). Впоследствии Церковь установила, чтобы христиане причащались не реже четырех раз в год, в каждый из четырех постов.

Конечно, некоторые ревнители благочестия причащались чаще, подобно тому как и сегодня многие ревнуют о более частом причащении, и обычай сей следует признать похвальным при должном приготовлении к таинству. Ибо, — напоминает апостол, — всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет (1 Кор. 11:26).

Это святое таинство преподается новокрещеному прямо после крещения и миропомазания. Дети, не достигшие семи лет, приобщаются Тела и Крови Христовых без исповеди; впоследствии же им, как и взрослым, необходимо исповедовать свои грехи перед священником, который решает, могут ли они приступить к величайшей святыне. Желающий причаститься да памятует предостережение апостола: кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней (1 Кор. 11:27; ср.: Евр. 6:4–6).

Сектант: Хлеб и вино Вечери Господней — обычные хлеб и вино, которые лишь олицетворяют собою Тело и Кровь Спасителя, не будучи ими на деле. Таковы были они и на Тайной вечери, как показывают слова Его: Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием (Мк. 14:25; ср.: Мф. 26:29).

Господь говорит о плоде виноградном, а значит, вино и тогда оставалось вином, не претворяясь в Кровь. Поэтому оно лишь символ Крови Господней, а Причащение, или Вечеря Господня, — просто памятная трапеза, за которой вкушают обычные хлеб и вино в воспоминание о Тайной вечере, страдании и смерти Господа.

Так повелел Он Сам апостолам Своим: сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22:19; 1 Кор. 11:24). И у апостола Павла сказано: всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет (1 Кор. 11:26). Итак, Причащение — не более чем символ, углубляющий наше воспоминание о Голгофской жертве Господа, а не вкушение Тела и Крови Его в истинном смысле.

Священник: Вечеря Господня — не только воспоминание о смерти Господа, как представляется вам, сектантам. И то, что хлеб и вино на ней — воистину Тело и Кровь Христовы, а не символы их, мы знаем от самого Спасителя. Ибо Он не сказал: «Приимите, ядите, ибо хлеб сей — символ Тела Моего» или «вино сие — символ Крови Моей», но: сие (хлеб) есть Тело Мое и сие (вино) есть Кровь Моя (Мф. 26:27–28; Мк. 14:22–24; ср.: Лк 22:19–20).

И как хлеб и вино — не просто символы, так Вечеря Господня — не просто памятная трапеза с хлебом и вином, но таинство Евхаристии, в котором совершается бескровная искупительная жертва Христова с преломлением истинного Его Тела и излиянием истинной Его Крови, очищающих грехи мира и подающих нам освящение.

Сектант: Ваша Евхаристия не есть бескровная жертва Спасителя еще и потому, что Он пострадал однажды, излив Свою Кровь на Голгофе, и значит, никакое повторение здесь невозможно, а тем более за каждой службой с причащением, как утверждаете вы, православные, вопреки Священному Писанию.

Священник: Христос, в самом деле, пожертвовал Собою однажды, и жертва Его более не повторяется, иначе она ничем не отличалась бы от жертв ветхозаветных. И поскольку этой жертвой мир спасен был раз навсегда, в повторении ее нет нужды. Но отсюда не следует, что святая Евхаристия не есть все та же единственная на все времена жертва Господа.

Приносимая бескровно, она не повторяет Голгофскую жертву, но без конца продлевает ее, делая постоянно пребывающей (или, как говорят философы, актуализируя), дабы плоды этой жертвы всегда были живы и действенны в душе и теле у нас до скончания века. Ибо жертвоприношение Тела и Крови Спасителя, как заповедал Он Сам, не должно прекращаться до Второго Его пришествия (см.: Лк. 22:19; 1 Кор. 11:25–26).

Сектант: Священники — самые обыкновенные грешники, и потому невозможно, чтобы их руками совершалось такое чудо, как претворение простых хлеба и вина в Тело и Кровь Господа.

Священник: Священники и вправду могут быть людьми грешными, хотя большая часть того, что говорят о них сектанты, — ложь. Тебе же следует уяснить, что не священник, но Дух Святой претворяет хлеб и вино в Тело и Кровь Господа.

Священник лишь умоляет Бога ниспослать Духа на принесенные им Дары. И сколь ни грешен священник, он получил в таинстве посвящения (хиротонии) особую благодать, и прежде всего — для совершения Евхаристии. Такого благодатного дара не имеют все прочие люди, нет его и у ангелов. Вот почему здесь возможно чудо, превысшее ума и слова.

* * *

Православный: Какое приготовление необходимо тем, кто хочет причаститься Святых Таин?

Священник: Приготовление к Святому Причащению есть приготовление души и тела. И вот необходимые его условия:

— покаяние (исповедание грехов);

— примирение со всеми;

— телесный пост: воздержание от супружеского соединения в течение нескольких дней(1) и от еды и питья в день причащения (от чего освобождаются смертельно больные)(2);

— исполнение правила ко Святому Причащению, то есть чтение особых молитв, готовящих православных христиан к достойному причащению Святых Таин(3).

Православный: А как совершается причащение больных?

Священник: Больные могут быть причащаемы священником и вне церкви (на дому или в больнице) так называемыми запасными Дарами — частицами Святого Тела, освященными специально для этой цели в Великий (Страстной) четверг и хранящимися в алтаре, в особом ковчеге, что на святом престоле. В этих случаях причащение совершается по особому чинопоследованию, напечатанному в Требнике («Последование, совершаемое, когда случится преподать больному Причастие»(4). Нельзя, однако, преподавать Святое Причастие впавшим в бессознательное состояние или умалишенным.

Глава 20. О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ (ИСПОВЕДИ)

Конец закона — Христос. (Рим. 10:4)

Покайтесь и веруйте в Евангелие. (Мк. 1:15)

Cвященник: Покаяние есть богоустановленное таинство, в котором Бог прощает грехи христианам, искренне кающимся в них перед священником. Покаяние, по святому Иоанну Дамаскину, — это «возвращение от того, что противно природе, к тому, что согласно с природою, и от диавола к Богу с помощью подвижнической жизни и трудов»(5). Иначе говоря, оно есть добровольное обращение от прегрешения к противоположному ему добру. Таинство покаяния предполагает:

— раскаяние грешника перед духовником;

— исполнение епитимии, то есть дисциплинарного наказания, наложенного духовником;

— разрешение от греха (при этом ни один духовник не может дать разрешение от грехов тому, кто не соглашается исполнить наложенную на него епитимию)(6).

Таинство покаяния возвещено и установлено Самим Спасителем. Он возвестил его, когда сказал апостолам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18:18), а установил после Своего воскресения, преподав им Духа Святого со словами: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20:22–23).

Закон Моисеев предписывал не покаяние в грехах, но отмщение грешнику, так что убийство, нарушение субботы, прелюбодеяние и другие тяжкие преступления искупались лишь смертью, а всякий телесный вред — равным возмездием: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб (Исх. 21:23–25).

То, что преступник может покаяться и исправиться, даже не принималось в расчет. Но уже и тогда Бог устами пророков говорил о прощении грехов через покаяние. Так, у пророка Исаии читаем: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих… Тогда придите — и рассудим… Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю (Ис. 1:16, 18). И в Книге Иезекииля: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33:11).

И в Книге Осии: Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего! Возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: «отними всякое беззаконие и прими во благо, и мы принесем жертву уст наших» (Ос. 14:2–3). О прощении через покаяние много говорится и в Псалмах царя и пророка Давида.

В Новом Завете Бог, желая приготовить мир к Своему пришествию во плоти, послал и нового проповедника покаяния — святого Иоанна Крестителя. Покайтесь, – призывал Иоанн иудеев, — ибо приблизилось Царство Небесное… сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3:2, 8). У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Мытарям (сборщикам налогов) он говорил: ничего не требуйте более определенного вам, а воинам — никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк. 3:11, 13–14).

Господь же Иисус Христос, раскрыв ограниченность и несовершенство закона, показал, что покаяние — путь к Царству Небесному: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1:15); Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него (Лк. 16:16). Поэтому и великий апостол Павел сказал, что конец закона — Христос (Рим. 10:4) и что уверовавшему в Него прощено все, чего не мог простить закон Моисеев (см.: Деян. 13:38–39).

Покаяние состоит в обращении ко Христу и к Его Евангелию, в обращении от пути широкого и греховного на путь тесный и благой (см.: Мф. 7:13–14), то есть путь Церкви. Покаяние в том, чтобы сокрушаться всем сердцем о злых делах своих и твердо обещать Богу не возвращаться к ним (см.: 2 Петр. 2:20–22).

Покаяние в том, чтобы исповедовать свои грехи священнику (см.: Мф. 16:18–19; 18:18; Лк. 17:11–14; Ин. 20:19–23; Деян. 19:18; 1 Ин. 1:9). Пример оставления грехов подает Сам Господь, прощая расслабленного (см.: Мф. 9:1–8), жену-грешницу (см.: Лк. 7:36–50) и другую жену, взятую в прелюбодеянии (см.: Ин. 8:1–11).

В этих и многих других примерах — буквальное исполнение Его слов о том, что Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Мф. 18:11), ибо не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9:12). Идеал веры христианской — жизнь без греха, но, как говорит святой апостол Иоанн, если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть искупительная жертва за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (ср.: 1 Ин. 2:1–2).

Сектант: Христианин должен исповедовать грехи свои не перед священником, а перед всеми единоверцами, чтобы покаяние его не было тайным, но публичным. Так следует из слов Писания: Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга (Иак. 5:16).

Священник: Таинство покаяния могут совершать только те, кто имеет дар священства, ибо только апостолам, а через них — их преемникам, получившим благодать посвящения, вверил Спаситель отпущение и удержание грехов (см.: Мф. 16:19; 18:18). Известно, что апостол Павел отлучил от Церкви коринфянина, имевшего на совести тяжкий грех, и снова принял его в общение, когда тот покаялся (см.: 1 Кор. 5:3–11; 2 Кор. 2:5–11), и он же отлучил за богохульство Именея и Александра (см.: 1 Тим. 1:20).

Итак, власть связывать и разрешать грехи, равно как и власть устраивать все в Церкви, Христос вручил Своим ученикам и апостолам, а не всем и каждому, как полагаете вы, сектанты. А когда говорится: Признавайтесь друг пред другом в проступках (Иак. 5:16), это подразумевает, что миряне каются перед священниками, принимающими их покаяние в присутствии всей общины(7).

Сектант: Исповедовать грехи следует перед Богом, к Которому мы и взываем вместе с Псалмопевцем: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисть беззаконие мое… ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною (ср.: Пс. 50:3, 5).

И от того же Псалмопевца узнаём, что Бог внемлет такому покаянию и прощает грехи: Беззаконие мое я познал и греха моего я не скрыл, сказал: Исповедуюсь Господу в беззаконии моем, и Ты простил нечестие сердца моего (ср.: Пс. 31:5). Но если так, незачем прибегать к посредничеству священников.

Священник: Вижу, ты остался глух к сказанному доселе и не веришь Писанию, из которого ясно, что не всякий может связывать и разрешать грехи. А теперь приступаешь с другими текстами, но и те употребляешь не к месту.

В Ветхом Завете кающийся исповедовал свои грехи Самому Богу, потому что по-иному в большинстве случаев и быть не могло. Но такое исповедание не было таинством покаяния, равно как и поставление в ветхозаветное священство не было тем таинством, в котором священники получали от Бога власть отпускать и удерживать грехи.

Оба таинства установлены лишь в Новом Завете по воскресении Господа и после того как Он послал в мир Духа Святого с Его освящающими дарами. Но и в Ветхом Завете есть примеры, когда покаяние совершалось перед теми, кого особо отметил Бог. Так, царь и псалмопевец Давид исповедал грех прелюбодеяния и убийства пророку Нафану (см.: 2 Цар. 12:13), а первосвященник Аарон — грех осуждения пророку и боговидцу Моисею (см.: Числ. 12:11).

Сектант: Прощение грехов приходит прямо от Бога, а не через священников, ибо Сам Спаситель научил нас просить: и прости нам долги наши (Мф. 6:12). Прямо от Бога получили прощение расслабленный на одре (см.: Мк. 2:5; Лк. 5:20), грешница в доме Симона (см.: Лк. 7:48), мытарь в храме (см.: Лк. 18:13), разбойник на кресте (см.: Лк. 23:43), и ни один из них не нуждался для этого в посредничестве священников.

Священник: Примеры эти относятся ко временам, когда Спаситель еще не учредил таинства покаяния и священства. В ту пору Он пребывал на земле и потому, как Бог истинный, Сам разрешал от грехов. И мы знаем, что власть эту Он даровал апостолам лишь по воскресении из мертвых, когда запечатлел их Своим дуновением и произнес: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому отпустятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20:22–23).

Неужто и теперь не видишь, что и освящающий дар Духа, и власть отпускать грехи даны были апостолам лишь тогда? И молитве Отче наш Господь научил апостолов — а через них и нас, — прежде чем установил таинство покаяния. Прощение же грехов может испрашиваться у Бога не только в этом таинстве, но и во всякой молитве, особенно при обещании Ему добрых дел, что происходит и здесь, ибо после прости нам долги наши говорим: как и мы прощаем должникам нашим (Мф. 6:12).

Но таинство покаяния остается для нас самым надежным и самым благоприятным путем к всецелому прощению, если только воистину сокрушаемся о грехах и от всего сердца их исповедуем. Ибо, с тех пор как оно установлено, нет недостатка в делах, привлекающих Божию милость, каковы молитва, пост, благочестие, доброделание и множество иных.

Сектант: Никакой священник не может отпускать грехи, ибо написано: кто может прощать грехи, кроме одного Бога? (Лк. 5:21.)

Священник: Воистину один лишь Бог прощает грехи. Однако и в таинстве покаяния не священник от- пускает грехи, но Бог, при посредстве священника. Бог есть источник и податель благодати, силою которой совершается и оставление грехов, священник же — лишь посредник, через которого она действует. Поэтому, приходя к исповеди, мы не от священника получаем разрешение грехов, но от Самого Бога, по Его благодати, передаваемой священником.

Сектант: Священники — люди грешные, и невозможно, чтобы одни грешники отпускали грехи другим.

Священник: То правда, что священники, подобно всем нам, люди грешные, как и то, что отпускать чьи бы то ни было грехи не могут не только грешники, но даже праведники. Однако в таинстве покаяния, как я показал тебе, грехи кающегося отпускает не священник, а действующая через него благодать.

Благодать же дается не от людей, но от Бога как высочайший Его дар (см.: 2 Кор. 4:7), и священник — носитель его, несмотря на все свои грехи. Ибо и апостол Петр согрешил, отрекшись от Господа и Учителя, но все же получил этот дар. Получил его и апостол Иоанн, который говорит, что нет ни единого человека без греха (см.: 1 Ин. 1:8; Откр. 15:4).

А великий апостол Павел самого себя считал первым грешником (см.: 1 Тим. 1:15). Но любой священник, при всех его несовершенствах, за которые он даст ответ Богу, отмечен даром связывать и разрешать грехи (см.: Мф. 18:18; Ин. 20:21–23).

* * *

Православный: Как нужно исповедовать грехи свои?

Священник: Исповедь должна быть добровольной, то есть не вынуждаемой внешними обстоятельствами, искренней, то есть обнажающей все грехи, какие совершены нами от предыдущей исповеди. Кроме того, непременное ее условие — сокрушение сердца, плач о грехах и твердая решимость не возвращаться к ним впредь.

Простое признание в грехах, как и перечисление их без истинного покаяния и обещания исправиться, не приносит прощения, ибо сказано: если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13:5). Плод же истинного покаяния — исправление жизни и непрестанное возрастание в добродетели.

Православный: Как часто следует исповедоваться?

Священник: Исповедь не привязана к временам и срокам. Мы можем прибегать к духовнику в любое время, когда чувствуем нужду сложить с себя бремя грехов и укрепиться надеждой прощения. Чем чаще мы исповедуемся, тем лучше.

Обычно же исповедь бывает приурочена к постам. Поэтому четвертая церковная заповедь призывает нас исповедовать свои грехи четырежды в году, то есть в каждый из четырех постов: Великий, Рождественский, Успенский и Петров(8).

Более усердные в делах благочестия могут исповедоваться каждый месяц, а остальные — не менее одного раза в году, а именно в святую Четыредесятницу.

_________________________

1. См.: 1 Кор. 7:5, а также: Тимофей Александрийский, свт. Канонический ответ 5 // Книга правил. Л. 308; Симеон Фессалоникийский, св. Ответы на некоторые вопросы. Вопрос 16 // PL 155. Col. 868 В-C.

2. Никифор Исповедник, св. Правило 9 // Правила Православной Церкви с толкованиями Николая, епископа Далматинско-Истрийского. СТСЛ, 1996 (репр.). Т. 2. С. 579.

3. О том, как надлежит приуготовлять душу и тело к приобщению Св. Таин, говорится в особых наставлениях Служебника (Liturghier) [См.: Учительное известие (раздел «Како подобает служителю предуготовляти себе к достойному служению Божественныя литургии и причащению Божественных Христовых Таин») // Служебник. М., 1914. Л. 229 об — 234 об].

4. См.: Последование, егда случится вскоре больному дати Причастие // Требник. М., 1884. Л. 59 об.

5. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 30 // Творения. С. 232

6. См.: Никодим Святогорец, прп. Руководство к исповеди духовникам и исповедающимся с приложением правил свт. Иоанна Постника [См.: Номоканон. Глава 119 // Требник. М., 1884. Л. 285 об.].

7. Выражение друг перед другом (вместо «одни перед другими») подразумевает кающегося мирянина, с одной стороны, и священника, который принимает его покаяние, — с другой. Говоря так, апостол Иаков указывает, что исповедь — тайна двух людей: священника и кающегося.

Прообраз этих отношений видим в Ветхом Завете, когда пророк Нафан повелением Божиим тайно обличил царя Давида в грехе прелюбодеяния и убийства, а Давид тоже втайне, а не публично исповедался перед ним, сказав: согрешил я пред Господом (2 Цар. 12, 13). Только епитимию за грех назначено было Богом Давиду совершать явным образом, как написано: ты сделал грех тайно, а Я сделаю это (слово наказания) пред всем Израилем и пред солнцем (2 Цар. 12, 12).

8. Петр Могила, свт. Православное исповедание… Часть I. Ответ на вопрос 90 // Догматические послания… С. 63. Церковные заповеди — правила, соблюдение которых подтверждает принадлежность к Церкви. Впервые сформулированы (в количестве пяти) на католическом Западе. Попытка внедрить их на православном Востоке связана в первую очередь с «Православным исповеданием» митрополита Киевского Петра Могилы (2-я пол. XVII в.), включавшем 9 церковных заповедей. Перечень их см. на с. 247–248. — Ред.

издательстве ПСТГУ вышла книга архимандрита Клеопы (Илие) “Путеводитель по православной вере“.

Впервые предлагаемая в русском переводе книга одного из самых почитаемых в Румынии старцев архимандрита Клеопы (Илие; 1912–1998) открывает читателю незыблемую правоту, бесконечную глубину и красоту нашей веры, истинным свидетелем и мужественным исповедником которой оставался до конца жизни сам автор.

Написанное в форме ярких и живых диалогов, это произведение выросло из реальных бесед отца Клеопы с десятками посетителей, колеблющихся в вере, а то и прямо враждебных Православию.

Неотступно следуя Священному Писанию и вместе с тем блистательно утверждая столь же значимую роль Священного Предания в Церкви, «Путеводитель» не только излагает основы православного вероучения, но и последовательно сокрушает все доводы сектантов о «небиблейских» элементах и «ревизии древнего христианства» в нем. Сопровождает книгу биографический очерк, посвященный этому замечательному подвижнику Православия.

Читайте также:

О нашем спасении — диалог с сектантом

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
«Секты – вон!» – это православная миссия?

Когда вместо того, чтобы проповедовать внешним, стоит заняться своим собственным устроением

Надо ли плакать о грехах

И почему это – не постыдно

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!