Ирина Шалина: О коллекционерах и судьбах икон

В рамках проходящих в Москве с 16 декабря 2011 по 15 января 2012 года Дней православной культуры в Центре изящных искусств комплекса Храма Христа Спасителя на Волхонке,15 представлена выставка уникальных старинных православных икон из частных коллекций. Корреспондент Правмира Юлия Маковейчук побеседовала с научным руководителем выставки Ириной Александровной Шалиной, кандидатом искусствоведения, ведущим научным специалистом Государственного Русского музея, автором многочисленных исследований и публикаций, экспертом Росохранкультуры.

Коллекционеры: разные пространства – одна любовь

Шалина И. А.

Шалина И. А.

– Ирина Александровна, расскажите, пожалуйста, кто те частные коллекционеры, экспонаты коллекций которых представлены на выставке?

– Эти коллекционеры настолько разные, что единственное, что их соединяет — это любовь и знание русской культуры. Потому что остальное — это разные профессии, разные человеческие эмоции, разные характеры, разные пространства, в которых живут люди.

Один коллекционер, живет в деревне под Переяславлем-Залесским большую часть своего времени. Другой коллекционер — известный бизнесмен, строитель, который строит разные бизнес-центры в Москве. Еще один — это профессор МГУ, который преподает на историческом факультете, на кафедре истории искусств.

Последний – Алексей Расторгуев, очень известный специалист по западному средневековью и человек, главная деятельность которого проходит в стенах Московского Университета. Все те, кто учился в МГУ прекрасно помнят и знают его лекции, семинары. Это действительно не только тонкий знаток, но еще и ученый. Поэтому все те иконы, которые попадают в круг его интересов – либо древние прекрасные памятники, либо очень редкие иконы, которые у нас почти никто не собирает: греческие иконы, реже всего попадающие в частные коллекции.

В России традиции собирания греческих икон вообще никогда не было, и она только сейчас начинает подниматься, расцветать. И связано это с именем Алексея Расторгуева.

Иконы как люди

– А какое сокровище Алексей Леонидович предоставил для выставки?

– Вот хотелось бы показать уникальное произведение: это 20-е годы 16-го века, Москва, икона Богоматери Одигитрия. Имя ее связано с греческим словом «адегон». Адегон по-гречески это путеводитель и наставник, это была одна из великих святынь Московского Кремля, вокруг которого устраивались многочисленные крестные ходы.

Богоматерь Одигитрия. Первая треть XVI века. Москва. Собрание Алексея Леонидовича Расторгуева (Москва).

Богоматерь Одигитрия. Первая треть XVI века. Москва. Собрание Алексея Леонидовича Расторгуева (Москва).

 

Мы не знаем как иконография выглядела — это древняя икона, она до нас не дошла, но с нее были сделаны несколько списков, один из которых занимает очень важное место в древнерусской культуре.

То, что вы здесь видите — это копии и воспроизведения того, что уже когда-то было. И вот эта Богоматерь Одигитрия точно повторяет древнюю православную очень важную святыню, которая до нас не дошла.

Как уцелела именно эта икона? Мы не знаем. Но когда мы ее в первый раз увидели еще до реставрационных работ, душа и все остальное плакало и горевало одновременно, потому что казалось, спасти икону просто невозможно. Если бы она находилась в государственном музее, ее бы положили, заклеили, и она бы лежала на полке, потому что музеи так устроены: реставраторов мало, и чаще всего раскрепляются те иконы, которые должны войти в экспозицию.

Мы увидели эту икону впервые во время подготовки большой выставки в музее им. Пушкина, несколько лет тому назад. Ее долго укрепляли, долго реставрировали, уже привезли в музей Личных коллекций им. Пушкина, где состоялась эта выставка.

А выставка была замечательная во всех отношениях, потому что после выставки 1913 года это была первая выставка из частных собраний, где были представлены такие шедевры. И представляете, привезли эту икону, акт составляется, выносим экспозицию, и милые хозяева музея Личных коллекций говорят: «Нет, мы ее не примем». Потому что по ней пошли ужасные гребни, живопись поплыла, потому что болезненное состояние этой иконы сказалось на переезде.

Вот поэтому мы сейчас говорим, чтобы не трогали древние вещи, если находятся в плохом состоянии. Они как больные люди, как старые родители, которые не очень любят переезжать. Те, кто занимается сохранностью икон, знают об этом.

Алексей Расторгуев чуть не рыдал, потому что когда мы готовились к этой выставке, он много потратил на ее реставрацию, изучение, она вошла в каталог… и тогда не выставлялась. А сейчас она для нас была памятник номер один, потому что мы должны были отдать должное коллекционеру. Надо сказать, что в течение этих лет, с 2009 года, она находилась в нашем Музее русской иконы, и поскольку у нас очень хороший климат — она улеглась и находится в очень хорошем состоянии. Очень надеемся, что такой и останется на выставке. Мы за ней будет наблюдать особым образом.

Рождество Богородицы: Предание в красках

– Есть ли такие иконы, которые вы сами увидели впервые, готовя выставку?

– Если говорить о моем лично открытии на этой выставке — это, конечно, икона «Рождество Богоматери с клеймами жития Богородицы». 1520-е годы, я думаю, это Новгород.

Рождество Богоматери. 1520 год. Новгород. Собрание А.П.Бойцова (Москва).

Рождество Богоматери. 1520 год. Новгород. Собрание А.П.Бойцова (Москва).

Это произведение я вижу впервые, и оно впервые предстает перед публикой, находится в частном собрании Александра Бойцова, которое почти никогда не было представлено на выставках. Он из тех коллекционеров, который нечастый гость на выставках.

Интересно, что памятник сохранился не полностью, у него утрачена вся нижняя часть. 20-ые годы XVI столетия – время смена власти в Новгороде. Один архиепископ сменялся, ждали следующего. Еще немножечко, и в 1526 году на архиепископскую кафедру придет знаменитый владыка Макарий. Он потом станет тем самым знаменитым митрополитом Московским, который будет венчать первого царя на царство. Это скорее всего какой-нибудь первый год его владычества на кафедре. А может быть и до того, как он пришел на кафедру. Очень редкий сюжет.

Сцена Рождества Богоматери — главная тема, которая входит в число двунадесятых праздников года. А вокруг – все житие Богородицы, начиная с моления о чадородии Иоакима и Анны, которые приходят в Иерусалимский храм с дарами.

Они не имели детей, а это было великое проклятие для иудейской семьи. Они приходят молить о ребенке, и их выгоняют из храма. Священник Иерусалимского храма выгоняет их за те грехи, которые нельзя отмолить: раз Господь не дал им детей, то никакие жертвы не помогут.

А дальше начинается история вымаливания этого чада. Это редчайшее клеймо по иконографии — никогда в жизни такого не видела. Иоаким сидит в кусте, плачет, молится, а в это время Анна молится у себя в саду, смотрит на птичье гнездо, где птицы щебечут над своими птенцами и говорит: «Даже птицам Господь дал потомство, а мне не дал». Они встречаются, как сказано в предании, у Золотых Ворот, или, как часто изображается, на фоне ложа, потому что этот момент встречи воспринимается в истории Церкви как зачатие Богородицы. Поскольку древнерусская культура была очень целомудренной, это событие никогда не показывалось, кроме некоего намека. А дальше уже – Рождество Богородицы.

Замужество происходит в среднике, а вокруг – история с маленькой Марией. Вот ее вводят в храм — очень редкая иконография. Введение во храм – постоянный сюжет, но сама иконография, когда младенца подталкивают, причем не Анна с Иакимом, а несколько дев, удивительно редкая. Они как будто бы предлагают своей подруге войти и не бояться.

Далее клеймо, сюжет которого связан с молением о жезлах, когда Иосиф, уже престарелый, выбирает себе жену, и в качестве жены первосвященники выдают замуж Богородицу, которая должна сохранить свою невинность — такая вот очень сложная для Богословия тема. Он молиться перед жезлами, и каждый жезл означал имя той девы, которую он выберет себе в жены. Никогда Богородица в этой ситуации не изображается. А здесь она изображена как уже та, которую он выбрал. Жезлы были от разных старцев, но именно жезл Иосифа расцвел.

Следующее – тоже очень редкое клеймо, я не помню, чтобы я где-то его видела. Юноша трубит в рог, старцы собираются перед молением, Иосиф выступает вперед. Остается только сожалеть, что мы не видим, потому что очень трудно представить.

Следующие сцены: первые шаги Марии — первые 7 шагов в доме, Богородицу приносят на суд старцев, которые дают выпить Ей особую священную воду, чтобы решить, действительно ли Она рождена по молитвам Иоакима и Анны. Редчайшая иконография.

Далее, Иоаким, который наблюдает за своей супругой, его допустили в палаты роженицы. И сцена омовения младенца, когда они пробуют воду — насколько она холодна или тепла.

Судьба иконы: иллюстрация к эпохе

– Какие еще древние иконы можно увидеть на выставке?

– Из собрания Александра Васильевича Новикова. У него огромное количество икон связано с иконографией Богородицы и другие редкие иконы. В частности, Спас на Престоле — редчайшая икона ростовской традиции. Очень хорошая сохранность. Настолько хорошая, что мы даже первое время сомневались. Но все ислледования, которые мы провели действительно указывают – вторая половина XV века.

Спас на престоле. Вторая половина XV века. Собрание А.В.Новикова (Москва).

Спас на престоле. Вторая половина XV века. Собрание А.В.Новикова (Москва).

– Ирина Александровна, об одном из коллекционеров вы сказали, что он предпочитает жить в глубинке. Расскажите, пожалуйста, о нем.

– Это Вячеслав Момот, как раз художник-романтик, который большую часть своего времени живет не в Москве, а в деревне. До сих пор ходит за вдохновением в леса, пишет эскизы, пишет портреты, делает графические зарисовки. Он тончайший художник, душа которого до сих пор поет и особым образом реагирует на все прекрасное. Поэтому все иконы, которые происходят из его собраний — удивительные. Они либо отличаются древностью или большими художественными достоинствами, либо это какая-то редкая иконография, а чаще всего, это икона какой-то соверщенно необычной судьбы. Вот, например, как-то на стенах его квартиры я заметила икону «Борис и Глеб».

Святые благоверные князья Борис и Глеб. 1920-1930е годы. Собрание В.М.Момота (Москва)

Святые благоверные князья Борис и Глеб. 1920-1930е годы. Собрание В.М.Момота (Москва)

Видно, что икона не древняя. И когда начинаешь думать над ее датой, сталкиваешься со сложной задачей. Как ее датировать?

Оказывается, в 1922-м году появилась статья в уголовном кодексе, по которой иконописание запрещалось как предмет не только ремесленного мастерства, но и как предмет зарабатывания денег. В советском государстве иконописание считалось преступлением. Поэтому естественно, что все те иконописцы, которые после 1917-го года продолжали свои работы, в 1922 немедленно закончили свою деятельность. Тем самым традиция иконописания, по сути дела, умерла. Она стала восстанавливаться только уже в годы перестройки.

И как Россия продолжала молиться у икон? Это были либо старые, либо какие-то небольшие печатные иконы, которые продавались в храмах, либо это были иконы очень редких иконописцев, которые все-таки где-то сохранялись в глубинке – чаще всего, в Сибири, на Урале или в тех больших монастырях, которые не закрывались. Вот эта икона как раз относится к самому глухому времени истории русского иконописания — 20-30-е годы. То есть тогда, когда иконописец, рискуя своей свободой, писал иконы и сохранял их у себя дома, в келье… Мы не знаем кем он был — может, монахом, может, старообрядцем.

Обратите внимание на доску. Она совершенно необычная — она отличается от всех древних икон. Была использована та доска, которую можно было найти в домашнем быту, потому что и изготовление досок тоже пропало в советское время, вместе с иконописанием. Вот почему для меня этот памятник очень много значит.

Беседа и фото: Юлия Маковейчук

Читайте также:

Православие и мир
[ФОТО] Окна в небо

Юлия Маковейчук

В Центре изящных искусств при храме Христа Спасителя в рамках проведения Дней православной культуры проходит выставка старинной иконы.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
100 лет Русской Церкви в фотографиях

Патриарх в Лондоне, футболисты и православные из Танзании – в подборке «Правмира»

Русская Церковь в 1917 году: путь к восстановлению патриаршества

От церковной революции к канонической реставрации. Лекция Алексея Львовича Беглова

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: