Об избранных простецах и прозревших слепцах

Каждый раз на литургии мы слышим чтения из двух разделов Нового Завета – из Апостола (т. е. либо отрывок из книги Деяний апостолов, либо фрагмент одного из апостольских посланий) и из Евангелия. Проповедь в храме чаще посвящается словам Евангелия (что, в общем-то, понятно) и гораздо реже (что жалко) – чтению из Апостола. Но, думается, ничто не мешает нам здесь, на электронных страницах, уделить внимание обоим новозаветным фрагментам, которые предназначены для наставления в 12-ю субботу по Пятидесятнице как верных, так и оглашаемых.
Об избранных простецах и прозревших слепцах

Вот что писал христианской общине города Коринфа апостол Павел двадцать веков назад и вот что он говорит нам сегодня:

Братия, посмотрите кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор 1:26–29).

Здесь хотелось бы в качестве контекста привести целиком первые четыре главы этого послания, посвященные той же теме, но это невозможно и ненужно; укажем лишь, что чуть выше цитированного фрагмента располагается знаменитое: слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия (ст. 18).

Итак, мы, именующие себя христианами, т. е. последователями, учениками Христа – обетованного Мессии, – призваны Богом. Почему выбор пал именно на нас – известно Ему, но не нам. Но вот что нам известно (отчасти по личному опыту, отчасти благодаря свидетельству других членов Церкви и не в последнюю очередь Павла): Бог избрал немудрое, немощное и уничиженное – и притом не из жалости к неудачникам, но с определенной целью: чтобы посрамить мудрое, сильное и значащее. Чтобы, говорит апостол, никакая плоть не хвалилась пред Богом.

Сегодня эти слова очень важны для нас. Говоря «для нас», я имею в виду опять-таки христиан – ибо что мне судить и внешних? (1 Кор 5:12). Если мы по-прежнему считаем Павла Тарсянина своим духовным наставником, если его послания в нашем сознании еще не полностью вытеснены телевизором и интернетом, тогда стоит на минуту остановиться и задуматься.

Задуматься вот над чем. Каким это образом плоть вдруг решила похвалиться собою перед всем миром и, похоже, перед Богом? Как жажда имперского величия, которая в последнее время обуяла большинство наших соотечественников (в том числе христиан), соотносится с крестной жертвой Господа Иисуса Христа, принесенной за весь человеческий род? Как можно было забыть, что мы не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр 13:14), ибо и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат (Евр 13:12)? Почему мы, купленные дорогою ценою (1 Кор 7:23), мы, немудрые пред Богом, немощные в любви, уничиженные собственными пороками и страстями, решили быть судьями и палачами для иных народов и племен?

Вероятно, всё это стало возможным тогда, когда христиане предпочли распятому Христу идолы успеха, национального величия, военной мощи, т. е., по сути дела, отвергли Господа и сделались безбожниками, присоединились в Великому Инквизитору и теперь вновь готовы убить Иисуса, потому что Он не соответствует их ожиданиям, потому что Он посмел сказать: Царство Мое не от мира сего (Ин 18:36). Гордость и вражда ослепили людей, превратив их в духовных калек.

И здесь мы переходим к сегодняшнему евангельскому чтению.

В те дни, когда выходил Иисус из Иерихона, за Ним следовало множество народа. И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним (Мф 20:29–34).

Этот всем известный эпизод показывает нам движение человека в сторону, противоположную той, куда сейчас движется наше общество (если у нас вообще есть общество). Двое слепых, сознавая свое бедственное положение и услышав об Иисусе, начинают кричать и вопить, всеми силами души желая прозрения. Они получают просимое – и идут за Иисусом, т. е., можно думать, становятся Его последователями и учениками.

То же случилось и с другим слепцом, из исцеления которого иудейские власти устроили целый судебный процесс (Ин 9:1–38). После того как бывший слепец признал Иисуса Мессией, Спаситель произносит такие слова: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы (Ин 9:39). Вполне возможно, что сейчас мы как раз находимся на скамье подсудимых. Однако утратим ли мы зрение из-за человеконенавистничества и гордыни или же, сознав свою немощь, с Божьей помощью прозреем – зависит от нас самих.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Наказывает ли Бог за свободу?

Мы трясемся от страха над страницами Библии, когда читаем ее поверхностно

Обязательно ли креститься, чтобы обрести вечное спасение?

Если речь идет о самом важном, экономить усилия просто нелепо

Зачем мы приходим в храм?

Мне бы хотелось спросить: а если завтра ходить в храмы снова станет невыгодно, как тогда они станут относиться к Богу…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: