Обыкновенное
В издательстве «Никея» вышли в свет сразу три новых книги публициста, постоянного автора раздела «Вера» в журнале «Фома» Александра Ткаченко: «Исправитель зла. Почему в мире столько страдания, если Бог нас любит?», «Чего просить у Бога? О том, что мешает нам жить» и «Спасение безнадежных. Нужно ли христианство современному человеку». Сегодня мы публикуем небольшой фрагмент из этой серии книг, в котором автор пытается осмыслить феномен хамства.

Когда Владимир Набоков преподавал славистику в Корнельском университете, он попытался дать американским студентам внятное определение русского понятия «хамство», но так и не сумел этого сделать. Зато Сергей Довлатов великолепно определил хамство как торжествующую безнаказанность. И, по-моему, лучше не скажешь.

Александр Ткаченко

Александр Ткаченко

Хамство обязательно предполагает заведомую беспомощность жертвы. Ведь не случайно хамят обычно женщинам, старикам, рассеянным интеллигентам в очках. Попробуйте, ради эксперимента, как-нибудь вечером обхамить компанию подвыпивших гопников в Бутове. Или, скажем, бригаду омоновцев во время рейда на рынке. Или хотя бы своего начальника на работе. И сразу станет ясно, что Довлатов безнадежно прав.

Хамство действует только в одном направлении — со стороны сильного по отношению к слабым и беззащитным. То есть к тем, о ком заранее известно, что они безропотно примут все сказанное и сделанное в их адрес. Тем оно и мерзко.

Понятно, что абсолютного равенства среди людей нет и быть не может. В любой житейской ситуации всегда кто-то оказывается хозяином положения, а кто-то от него зависит.

И каждый на собственном опыте знает, как гадко и больно бывает на душе, когда тебя обижают, точно зная, что ты не в состоянии достойно ответить на оскорбление.

Но до чего же трудно бывает порой и самому увидеть человека в том, кто слабее тебя… Возмущаясь чужим хамством, люди часто не замечают, что и сами ведут себя столь же возмутительно.

Пожалуй, лучше всего это можно увидеть на примере отношения родителей к детям. Взрослые запросто могут прикрикнуть на ребенка. Могут обозвать его грубым словом. Могут даже ударить. И нет для них в этом ничего особенного: ведь за дело же! В воспитательных же целях! И для его же, сопляка, пользы. Но стоит ребенку обидеться на такое обращение и в сердцах крикнуть только что оскорбившей его маме: «Сама дура!» — как тут же этот его неуклюжий и беспомощный детский протест пресекается самым решительным и печальным для бунтующего «грубияна» образом.

Узнаваемая картина, правда? Так вот, по-моему, это она самая и есть — заведомая безнаказанность, торжествующая над заведомой беззащитностью. То есть обыкновенное хамство. Просто мы, взрослые, редко задумываемся о таких вещах. Нам кажется, что любое наше действие по отношению к собственному ребенку априори продиктовано одной лишь родительской нашей любовью и потому никак не может быть греховным.

А ведь может, увы… И еще как может! Ну, кому из родителей не доводилось хотя бы иногда срывать свое раздражение на ребенке, случайно подвернувшемся под горячую руку? Наверное, очень немногим. По-человечески тут все понятно: стрессы, усталость, недомогание, бесконечные проблемы на работе — да мало ли у взрослого человека может найтись причин для раздражительности! Дело-то ведь житейское. Бывает, что и сорвешься…

Все так. Но есть тут одно печальное обстоятельство: мы никогда, или почти никогда, не просим у детей прощения за эти свои срывы. Считается, что это непедагогично, ведь взрослый в глазах детей всегда должен оставаться образцом поведения. А значит, взрослый всегда прав, что бы он ни сделал. И получается, что если папа или мама наорали на ребенка, значит, он сам в этом и виноват, поскольку довел своих несчастных родителей до белого каления, и другого обращения не заслуживает. Такая вот нехитрая философия самооправдания.

А если спокойно разобраться, так чего он там натворил-то такого уж страшного, ребенок наш? Ну, подумаешь — брюки порвал, пускай даже новые. Ну, уроки не сделал вовремя. Или в комнате не убрался. Или в школе набедокурил. А может, нам что-то обидное ляпнул, не подумавши. Вот ведь тоже еще трагедия! Да если бы все наши беды сводились к одним лишь таким вот ребячьим «преступлениям», впору было бы только жить да радоваться. Конечно, сами-то мы прекрасно понимаем, что причина нашей несдержанности вовсе не в этой детской мелочевке, что виной всему как раз наши взрослые проблемы и заботы.

Только ведь ребенку от этого нашего понимания ничуть не легче. Правда, он пока еще не прочитал Довлатова и потому не знает, что хамство — это торжество безнаказанности над беззащитностью. Он лишь видит, что самый близкий и родной человек его обругал, наорал, может быть, даже ударил. Практически ни за что. За какую-то, в сущности, ерунду, которую легко можно было уладить без крика и бурных эмоций. И сколько же тогда нужно детям мудрости и сердечной глубины, чтобы за этими нашими истериками разглядеть истинную их подоплеку и… простить нас! Простить, хотя мы вовсе не просили их об этом прощении и принимаем его как нечто само собой разумеющееся.

Вроде бы так уж оно от века заведено: родители устраивают детям втык — дети принимают его к сведению, и дальше жизнь спокойно течет своим чередом. Хотя на самом деле все обстоит совсем иначе. Ведь ребенок такой же человек, как и мы, только пока еще маленький. От хамского отношения к себе он испытывает точно такую же обиду и боль. И только безграничная способность детского сердца к прощению позволяет ребенку продолжать любить нас, несмотря на все наши безобразные выходки, за которые любой взрослый давно бы уже прекратил с нами здороваться.

Всем известны слова Христа: «Если… не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3). Но о чем это сказано? Ведь очевидно же, что не о детских капризах, шалостях и слабом знакомстве с житейскими реалиями. Господь призывает нас уподобляться детям именно в этом удивительном их качестве — любить и прощать даже своих обидчиков. Уподобляться в том самом детском беззлобии и всепрощении, которое мы так упорно игнорируем даже в собственном ребенке, столько раз прощавшем нам хамство и беспардонность.

Конечно, со всеми этими соображениями можно поспорить. Например, в том смысле, что библейский Хам (по имени которого, собственно, и был назван этот порок) пытался опозорить не кого-нибудь, а своего отца, ослабевшего от молодого вина и уснувшего без одежды. Следовательно, хамством являются лишь те безнравственные поступки, которые дети совершают по отношению к своим родителям, но никак не наоборот.

Что ж, наверное, можно рассуждать и так. Но мне кажется, что и в этом случае довлатовское определение все равно будет более точным. Ведь потому и потешался Хам над наготой своего спящего отца, что в тот момент чувствовал полную свою безнаказанность. А Ной тогда оказался слабым и беспомощным. То есть точно таким же, какими бывают наши дети, когда мы устраиваем им очередную хамскую выволочку за их мелкие детские провинности.

Однако главная трагедия хамства заключается даже не в торжестве его безнаказанности, а как раз наоборот — в ложности этого ощущения собственной неуязвимости, которым всяк хамящий склонен себя обманывать. Потому что каждому человеку раньше или позже, но обязательно придется отвечать перед Богом за все свои грехи. В том числе и за хамство. И тогда будет уже совсем не важно, кому мы нахамили когда-то: своим ли детям, своим родителям или просто постороннему человеку, случайно угодившему нам под горячую руку.

Важно будет другое: сумеют ли люди, обиженные нами, найти в себе достаточно любви, чтобы оказаться на Божием суде не обвинителями нашими, а заступниками и молитвенниками? Смогут ли они простить нас так же, как наш ребенок прощает нам сегодня наши грубость и несдержанность? Которые остаются безнаказанными до поры.


4 июня, в 19.00 издательство «Никея» приглашает всех желающих на встречу с Александром Ткаченко, где состоится обсуждение новых книг автора.

Придя на встречу с Александром Ткаченко, Вы:

  • познакомитесь лично с этим неординарным во всех смыслах человеком
  • пообщаетесь с известным телевизионным режиссером, руководителем мастерской режиссуры ВГИКА Аллой Плоткиной
  • увидите короткометражные студенческие фильмы о Любви, Вере, Преданности, Ожидании, Прощении…
  • услышите песни на стихи Александра Ткаченко и Владимира Высоцкого в исполнении культовой рок-группы «DanKarma»
  • … и просто душевно отдохнете в хорошей компании!

Ведущий, модератор вечера — главный редактор Издательства «Никея» Владимир Лучанинов.

Почетный гость — российский предприниматель, общественный деятель, меценат, Председатель Международного Шолоховского комитета, член Союза писателей России Андрей Викторович Черномырдин.

Место проведения: Культурный центр «Покровские ворота»

Как добраться:

ул. Покровка, дом 27, строение 1, ст. м. «Чистые пруды», «Китай-город»

Много интересного об авторе, а также его статьи и реплики можно прочитать здесь.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.