Обжигающее слово

|
Существует слово, которое ранит, задевает нашу совесть, волнует, вызывает гнев, брань, враждебность, слепую ненависть. Слово, которое обжигает, приводит в ярость многих наших современников. Слово-гвоздь, слово-нож, которое будоражит, раздражает, вызывая бесовское бешенство.
Обжигающее слово

Речь идет не о привычных или, наоборот, новых, словах политической пропаганды и публицистического красноречия. Напротив, это слово очень древнее и веками не теряющее своей актуальности. Слово, занимающее значительное место в жизни общества, порождением какого бы общества или политической системы оно не являлось. На этом слове зиждутся жизнь и смерть. Это слово динамичное, взрывоопасное, эффективное, будоражащее. И это слово – Бог.

Никогда раньше люди не ненавидели его, не отрекались от него и не предавали его смерти с такой яростной настойчивостью и такой глубочайшей ненавистью, как в наше время. И никогда раньше люди так сильно, как в наше время, не нуждались в Боге. Поскольку сейчас уже не отдельные личности, а целые социальные группы и общественные слои, сама человеческая история, впервые с того момента, как была сотворена, живут в таком губительном напряжении и очевидных пограничных ситуациях, которые разрушают целые институты и уклады жизни, общественные формы, заносят меч, грозя смертью человеческой свободе.

Все те, кто пребывают в бдении, будь то верующие, неверующие или маловерные, со скорбью отмечают чувство ужасной внутренней растерянности от осознания того факта, что мир разрушится, если человек не обретет нравственность и не будет вновь опираться на начала, способные восстановить мир, возродить как личные отношения людей, так и их связь с обществом. Мир погибнет, а человек без Бога утонет в жестокости.

После иллюминаций Ренессанса, фейерверков Просвещения, видя, как несутся вперед наука и технологии нашего времени, мы оказались перед необходимостью переосмыслить нашу картину мира и снова сделать ее теоцентричной, если мы решительно не стремимся погубить самих себя.

Однако такая картина мира подразумевает, что слово Бог вновь обретет социальный и экзистенциальный авторитет, который попыталось отнять у него время вероотступничества.

И как раз в это трудное, суровое время, в час великого смирения человека эпохи индивидуализма, люди, буквально прижатые к стенке своими неудачами, приходят в ярость, когда слышат слово “Бог”. Снова придет Он? Снова Он будет контролировать нашу жизнь? Тот, Кого мы изгнали и осудили? Тот, Кого казнили?

Ненависть к Богу, или, скорее, ненависть к слову “Бог” – какой несчастный может по-настоящему возненавидеть Бога? – распространяется и на тех, в чьих словах и делах выражен Бог.

И мы, со всеми нашими прискорбными слабостями, ошибками, со всей нашей ничтожностью еще осмеливающиеся верить в Бога, находимся в поистине странной ситуации: существуют люди и силы, которые ненавидят нас, хотя никогда нас не видели и мы не имеем никакого отношения к их интересам, взглядам и страстям. Они ненавидят нас лишь потому, что знают: мы верим в слово, которое их задевает, обжигает и тревожит. Они клевещут на нас и оскорбляют нас, потому что мы носим в своем сердце Его след, и, куда бы мы ни пошли и где бы ни скитались, они знают, что в нас – Его образ. Они видят и ощущают Его. И не прощают нам этого.

“Великий театр мира” Кальдерона сегодня – театр нашей вселенской одинокой души. Здесь борьба обостряется, достигает пика стремление мира на востоке и западе, севере и юге уничтожить это слово и уйти от закона Сотворения. Именно это стремление в отношении Бога является причиной кризиса нашей культуры и ахиллесовой пятой Запада. На этом слове, словно на камне, сокрушаются люди, идеологии, социальные системы и международный обман.

Мы, смертные, в чьих жилах, словно часовой механизм, стучит смерть, хотим отказаться от Бога. И отказаться от самих себя. Мы хотим нанести удар Богу, ближнему и в результате ранить самих себя. Мы хотим без Него достичь мира, свободы, культуры и утонуть в смертельной агонии истории.

Это слово согревает, просвещает, сокрушает и вдохновляет. Для человека – это слово заветной истины, слово любви.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Про слова и отсутствие смысла

Спор последних месяцев между «либералами» и «консерваторами» навевает тоску. Высказываешься против очередной инициативы Государственной Думы и…

Честное слово

Мы живем в царстве обесцененного слова, и при этом покланяемся Богу-Слову Воплощенному. Перечитайте, прошу вас, сказанное…

О слове. Звук и смысл

Cлова в стихотворении соединяются совсем не по языковым законам – по сонорным, ритмическим, композиционным, и происходит…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: