Обзор блогов: о современных суевериях, межрелигиозном диалоге и практике благочестия

|

За последние полтора месяца в православной блогосфере появилось немало новых тем для обсуждений. Начнем с недавнего.

Сразу два священника с Украины — отец Александр Авдюгин из Луганской епархии и отец Андрей Сыркин из Харьковской — делятся грустными новостями из Почаевской лавры. В крупнейшей обители Украинской Православной Церкви процветают и распространяются самые разные суеверия, в основе которых — страх перед глобализацией и другими реалиями современного мира. Выпускающиеся в Лавре «Почаевские листки» отец Александр характеризует следующими словами:

Само содержание некоторых листовок, независимо от темы – нагнетание гнетущего страха. Это, отнюдь, не “страх Божий”. Это откровенное кликушество.

У Старосты на исповеди начали выспрашивать грехи за всю жизнь с подробностями, несмотря на то, что он сказал что в субботу последний раз исповедовался, а куму иеромонах даже исповедовать отказался, дескать не умеет правильно каноны читать и к причастию готовиться. При этом везде распространяются жуткие листовки с перечислениями грехов (о некоторых даже я еще не слыхал), – рассказывает отец Андрей.

Слова отцов подтверждаются записью Дмитрия, иконописца из Киева:

Одной из паломниц стало плохо. Началась рвота кровью. Присутствующий тут же некий батюшка авторитетно заявил, что “это беснование и больную срочно нужно вести на отчитку”. Слава Богу, мой духовник в своей приходской практике сталкивался с настоящей одержимостью, потому, не смотря на сопротивление старцепоклонников, потребовал вызвать “скорую”. У женщины обнаружили прободение язвы, также врачи отметили, что если бы их вызвали немногим позже, больную бы не спасли…

А вот совсем недавнее и очень остроактуальное, от клирика другого соседнего государства. Священник Сергий Лепин рассказывает о своем посещении Москвы. Этот пост достоин того, чтобы привести его полностью:

Пару дней назад еду я в московском метро…

Рядом со мной расположилась группа только что приехавших в столицу представителей какого-то азиатского народа. Они везли с собой много сумок и чемоданов. Наверное, это была семья: мужчина, две взрослые женщины, две девушки и парень-подросток. Старомодные и опрятные, цивилизованные, напоминающие сельскую учительскую семью – все они были в возбужденном, приподнятом настроении. У одной женщины в руках был какой-то толстый журнал, открытый на разделе «Приглашаем на работу\уборщицы, грузчики». Наверное, только она могла читать по-русски, и все, кроме главы семейства, приникли к ней и с нетерпением ловили каждое ее слово, которое она изрекала, комментируя объявления о вакансии. Я не знаю, как на их языке будет «супер, обалдеть, вот это да!», но, думаю, они то и дело произносили именно эти слова. Судя по эмоциям, можно было подумать, что они нашли Атлантиду и теперь по-настоящему счастливы. Мужчина (у него, кстати, было очень доброе, с характерными мимическими морщинами лицо), гордо держась за поручи, с высоты своего небольшого роста, устало смотрел на своих родственников и несколько безучастно, отстраненно улыбался сам себе так, как может улыбаться человек, только что достигший цели всей своей жизни. Он был доволен собой и счастлив за своих близких, у которых теперь всё впереди.

Глядя на них, я как будто побывал в весеннем цветущем саду. А ведь и я – весьма жизнерадостный и исполненный всяческих жизненных планов человек. Я, наверное, просто забыл об этом. И когда только это произошло?..

Да, проблемы демографии, незаконной миграции, «понаехало» и прочее в этом духе – я все это понимаю, и даже сам выражаю свою обеспокоенность. Но тогда я благословил эту семью, и мне бы очень хотелось, чтоб у неё все сложилось хорошо.

Этот рассказ перекликается со словами диакона Георгия Максимова: Эти люди не избалованы добрым, или хотя бы просто человечным отношением с нашей стороны.

Вообще, тема отношений с мусульманами стала в последние дни чрезвычайно популярной. Не последнюю роль здесь сыграл фоторепортаж Сергея Мухаммедова с празднования Ураза-Байран в Москве (фотографий по ссылке много!). Сразу после этого буквально взорвали блогосферу (а вслед за ней — и СМИ, как религиозные, так и светские) сообщения Игоря Гаслова о строительстве – по сути дела, незаконном, так как не учитываются пожелания местных жителей, – мечети в Текстильщиках.

Нельзя обойти вниманием еще одну проблему, поднятую в его же блоге. В конце прошлого месяца Игорь задался вопросом о необходимости создания специальной психиатрической помощи для клириков. Ничего смешного или, тем более, оскорбительного, в этой теме нет: проблема эмоционального выгорания, нервных срывов, социальной незащищенности клириков и их семей стоит крайне остро.

Идею подхватывает и развивает иеродиакон Феодорит — практикующий врач, он делится своими наблюдениями относительно «профессиональных болезней» клириков. Действительно, многие православные блоггеры часто ставят крестик под просьбой батюшки по ту сторону экрана помолиться о его здравии, но не задумываются о том, что проблема со здоровьем — не индивидуальная, а, если можно так выразиться, системная.

Большую популярность в последние недели приобретают богословско-аскетические темы (не без иронии отмечу, что в последние два дня масла в огонь подлил и наш портал — обсуждением статьи сестры Вассы (Лариной) и ответа на нее отца Сергия Свешникова). Так, например, отец Андрей Кураев в своем живом журнале обсуждает такой животрепещущий вопрос, как допустимость молитвы … в туалете. Интересно замечание отца Андрея: Ребенка могут и запереть в туалете в порядке наказания или жесткой игры. И что же – если он там станет молиться о вызволении, он согрешит?

Комментарии к записи (полторы сотни, между прочим) удовлетворят любые вкусы. Тут вам легкий околоцерковный юмор об экуменизме: Главное, чтобы в это время в том же туалете не молился католик :), – и ссылки на собственный опыт (с присущей ему самоиронией рассказывает северный миссионер игумен Агафангел (Белых)): помню, в семинарии, — как-то отменили вечерние молитвы, все возрадовались и мне было неудобно в общей келье “по фарисейски” молиться. Пошел в туалет )) Правда, с тех пор многажды вообще никакого правила не читал, даже в подобающих тому условиях, – и даже мнения Отцов Церкви: Дык в Лествице или ответах Варсонофия (точно не помню) есть об этом. О том, что можно молиться в отхожем месте.

Такие темы свидетельствуют о том, что православные люди умеют улыбаться, но в православной блогосфере есть место и для серьезных дискуссий. Стоит отметить, что неизменно живой отклик вызывают такие важные темы, как литургическая жизнь Церкви.

Активное присутствие священников в сети позволило родиться новому виду просветительской деятельности, который можно назвать интерактивной проповедью. Отец Сергий Круглов предложил своим читателям размышление в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Тоже приведу его полностью:

Думаю про Ирода Антипу…

Когда плясунья попросила у него голову Иоанна Крестителя, – похоже, он протрезвел даже…как это в церковнославянском тексте: “и прискорбен быв царь…” Да, саддукейское воспитание, борьба за власть, инвольтации  второй жены, – а ведь все же “и в сладость его послушаше”….

Одно движение сердца! несколько  слов: ” Нет! только не это!” – и , пожалуй, Ирод вошел бы в евангельскую историю СОВСЕМ по-другому…так, как вошел разбойник, названный благоразумным…

Да…. если бы. Как рече русская поговорка: если бы да кабы, так во рту б росли грибы. И был бы то не рот, а целый огород.

Клятвы, обеты!…какие мы идиоты…просить у Бога – да. А клятвы…до чего хорошего они доведут-то…. Торопитесь возразить? Апостола  вспомните: “Доброе, чего хочу , не делаю, а злое, чего не хочу, делаю….бедный я человек!” Это он-то бедный. А мы тогда кто…

Интересен как пост, так и комментарии к нему: такие небольшие проповеди помогают многим, как невоцерковленным, так и живущим церковной жизнью людям вдумчиво вчитываться в Евангелие.

Закончить наш обзор блогов хотелось бы новостью. Блог трагически погибшего священника Григория Чекменева, удаленный неизвестными через несколько часов после смерти батюшки, был восстановлен: presvitergrig. Светлая память отцу Григорию.

Сообщаем всем, кто хотел бы помочь семье отца Григория, банковские реквизиты матушки — Чекменевой Ольги Владимировны:

Костромское отделение № 8640 СБ РФ Сбербанка России
АО № 8640/0042 Костромское отделение № 8640
ИНН 7707083893
БИК (МФО) 043469623
Кор. Счет 30101810200000000623
Лицевой счет 42307810529005300011/48

Счет в Яндекс-деньгах: 41001689353483

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Похожие статьи
«Batushka ответит»: Сейчас я бы снял ролик про деньги священников по-другому

Видеоблог православного священника как альтернатива «бабушкиному христианству»

Работодатель отказался увольнять Андрея Никитина

Заподозренный в теракте мужчина возвращается к привычной жизни

Исламский сайт написал о благожелательности читателей «Правмира»

Поводом стало внимание нашего издания и читателей к судьбе Ильяса Никитина, которого заподозрили в причастности к…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!