Обзор православной блогосферы: Новый год, Рождество и свобода

|

Мы продолжаем держать руку на Пульсе православной блогосферы!

Первые две недели нового десятилетия в православной блогосфере были посвящены, конечно же, Новому Году и Рождеству Христову.

Так, например, настоятель храма Архангела Михаила и Всех Небесных Сил в городе Жуковском отец Алексий Агапов обратил внимание читателей своего блога на ролик с сайта YouTube, который посмотрели более 25 миллионов человек — христианский флешмоб, организованный компанией Alphabet Photography. Флешмоб прошел в торговом комплексе города Веллингтона, что в провинции Онтарио в Канаде, и в нем приняли участие студенты музыкального колледжа и профессиональные музыканты.

В новогоднюю ночь библеист Андрей Десницкий размышляет о складывающейся традиции новогодних ночных богослужений:

«Идея служить в ночь на 1 января (н.ст.) литургию мне совершенно не близка, хотя ничуть не стану спорить с теми, кому она близка. Пафос, вроде бы, тот, что мы не от мира: вот у вас там телевизор с оливье и пьянство с обжорством, а у нас… Но вот тут-то и выясняется, что у нас просто ничего особенного нет. Делаем то же, что и всегда: литургию служим.

Было бы гораздо интереснее (а может быть, так оно где-то и есть?), если бы в одном из приходов устроили свой новогодний праздник: сначала какой-нибудь особый молебен или, скажем, вечерня (но не долгая всенощная, чтобы можно было придти с детьми), потом – общение, подарки, легкое застолье. Это, конечно, гораздо сложнее организовать, просто даже негде. Но тогда можно было бы сказать: да, мы тоже встречаем новый год, но только легче и лучше, приходите к нам!»

Священник Дмитрий Свердлов на своей страничке в сети Facebook рассказывает о праздновании Нового Года в храме деревни Павловское Домодедовского района:

мой проект “Новый Год на отдельно взятом православном приходе” удался на 100%. докладываю: 31-го в 13 часов на короткий новогодний молебен пришло человек 30. люди присутствовали на молебне с большим душевным (скромно остерегаюсь говорть – духовным) подъемом… потом спустились в трапезную, хлопнули шампанское, подняли хорошие тосты на Новый год… поздравили Зою Сергеевну, старейшую прихожанку с днем ангела – до слез… люди разошлись по домам, по семьям…

1-го, сегодня, в 10 служили Литургию. народу было меньше, но человек 10 причащалось. Это очень много для такого дня, для такого крошечного прихода, как мой… регент хоть и опоздала, но выдала такой дивный старинный распев… четко, сильно и трогательно. отличное начало для Нового года

…спустились в трапезную, хлопнули шампанское )) завтра доедаем оставшуюсю рыбу и допиваем оставшееся шампанское с теми, кто ходит по вскр и кого не было на этих дня, обнимаем-поздравляем друг друга, с понедельника – на более строгий пост до Рождества

Православное осмысление празднование Нового Года открылось новой стороной в обсуждении в сообществе «Устав»: его участники размышляют о церковной рецепции григорианского календаря посредством богослужебного выделения даты 1 января по новому стилю.

А активные прихожане московского храма Апостола Фомы встретили Новый год на Красной площади.

«Сегодня 10 миссионеров отправились на супер-миссионерскую акцию на Красную Площадь, где уже традиционно собирается контингент из стран Средней Азии. Было подготовлено 1500 листовок на Таджикском, узбекском и русском языках, рассказывающих о христианской вере, заповедях, Крещении.
Ребята поздравляли гостей с наступающим праздником, выясняли этническую принадлежность и раздавали листовки. Почти все брали.
Роздано было около тысячи листовок. Дай Бог всем спастись и прийти к познанию истины!».

Новогодние дни продолжаются Рождественскими. Игумен Агафангел (Белых) из Тикси рассказал настоящую святочную историю про раскаявшегося разбойника.

Помимо тем рождественских и новогодних, есть темы вечные, интересующие блогеров в любое время года.

Так, например, в уже упоминавшемся сообществе «Устав» задаются вопросом, казалось бы, узко специальным (а по сути, скрывающим в себе множество дополнительных вопросов богословского, экклесиологического и литургического характера), о Причащении тяжело больных, которым запрещено употребление алкоголя: «Если такой опасной для жизни болезнью болеет (не дай Бог никому) мирянин или священник, то как ему быть со Св.Причастием? Причастие для верующего – это как воздух. Для священника – еще и практически обязанность. Как быть и как поступают в таких случаях

Стоит отметить, что очень многие посты, посвященные практике причащения, крайне популярны в православной блогосфере.

Православных блогеров, тем не менее, интересует не только высокое богословие, но и куда более земные вопросы.

Более ста комментариев собрал пост Игоря Гаслова о некорректной подаче информации журналистами. Однако большая часть обсуждения была посвящена… дорогим машинам высшего духовенства.

Игорь Гаслов ответил на это новым постом, в котором процитировал историю из жизни митрополита Московского Платона:

Один из самых известных русских архиереев XVIII века Митрополит Московский Платон (Левшин) был превосходным проповедником, отличался находчивостью и остроумием. В частности, весьма замечательны некоторые его диалоги с Дидро, который в свое время посетил Россию.

— Бога нет, — сказал архиерею француз.
— Это не вы первый говорите, — отвечал Владыка Платон. — Это мы из Псалтири знаем: “Рече безумен в сердце своем: несть Бог…” (Пс. 52).
— Иисус Христос ходил пешком, а вы ездите в карете шестерней, — упрекнул как-то Владыку Дидро.
На это архиерей отвечал так:
— Господь наш Иисус Христос действительно ходил по Святой Земле пешком, и ученики Его шли за Ним… А я за своей паствой и на шести лошадях не могу угнаться.

Протоиерей Александр Авдюгин накануне Рождества выкладывает фото странного документа: просьба не отпевать в часовне при больнице, так как «данная ситуация очень отрицательно сказывается на состоянии здоровья пациентов». Тема вызывает бурный интерес, многие комментаторы оценивают документ как элементарно безграмотный.

Заслуживают внимание и посты, вышедшие за рамки церковной проблематики.

Так, например, москвич Константин Артемьев обсуждает в своем живом журнале проблему свободы:

«Свобода, как говорится, не в законных правах, а в голове. И основа личной свободы – это свобода от иллюзий. От ложных мнений о себе и об окружающих.

Борьба за свободу – это не борьба против угнетения, это созидание своего, невзирая на угнетение. Умение жить и созидать в любых условиях».

Пост не приобрел большой популярности, однако беседа вышла весьма интересная.

Художница и многодетная мама из Липецка Кира Маратова дает ссылку на опубликованный на нашем портале комментарий епископа Уссурийского Иннокентия по делу священника Александра Орехова из Приморья, обвиняемого в нанесении побоев девочке-подростку и справедливо замечает:

Напомню, что не так давно в сети прошла волна перепостов в защиту священника Александра Орехова, к которому якобы придираются органы опеки. Мы, не зная истинного положения дел, кинулись защищать “опального” батюшку, у которого могут отнять детей – своих и приёмных. Дествительно, на фоне нескольких историй взаимоотношений вышеупомянутых органов с многодетными семьями, произошедших в конце прошлого года, история о. Александра выглядела однозначно в пользу родителей. Но если обычно мы имели сторонних свидетелей, сочувствующих потерпевшим семьям, то здесь все положились на сам факт священства главы семьи. А зря.

Будем помнить, что у любого человека могут быть искушения, которые он не всегда может понести несмотря на свою принадлежность к Церкви или даже сан.

Действительно, месяц назад многие православные блогеры, возмущенные беспределом в работе органов опеки (об одном таком вопиющем случае мы рассказывали в одном из предыдущих обзоров блогосферы), перепостили историю о возможном изъятии детей из семьи православного священнка.

Хочется отметить еще одну запись, находящуюся за рамками охватываемого нами периода. Она была сделана за два дня до наступления Нового года и собрала двести комментариев. Киприан Шахбазян, иконописец и православный книгоиздатель из Краснодара, поделился размышлениями на злободневную тему — осуждение экс-главы концерна Юкос Михаила Ходорковского на еще один тюремный срок.

Киприан не поддерживает возмущения многих людей, считающих приговор несправедливым. По его мнению, вопрос о справедливости приговора упирается не столько в субъективность приговора, сколько в объективность вины:

«То, что приговор несправедливый — очевидно; менее очевидно то, что он все-таки справедливый. Да, других не посадили за то же самое. Да, его посадили, воспользовавшись совершенными им преступлениями как поводом.
Но он же и на самом деле виноват!
Вот когда он поймет, что виноват, поймет, что его совесть не чиста, поймет, что “все так делали” не является оправданием, что “меня посадили не за это” не снимает вины за это — тогда он сможет попросить о помиловании».

Это рассуждение затрагивает не только юридические и политические аспекты, но и глубинно нравственные, поэтому достойно того большого разговора, который разворачивается в комментариях к записи. Было бы интересно, если бы беседа получила дальнейшее развитие.

Мы продолжим держать руку на пульсе православной блогосферы!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Похожие статьи
«Batushka ответит»: Сейчас я бы снял ролик про деньги священников по-другому

Видеоблог православного священника как альтернатива «бабушкиному христианству»

Блогерский грех

Катиться под уклон всегда легко. Надо только помнить, что находится там, внизу — ад.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!