Обзор православной блогосферы: землетрясение в Японии, ситуация в Ливии, современная мученица за веру Алина Милан

|

Последние две недели православная блогосфера обсуждала в основном три темы, одна другой драматичнее:

  • землетрясение в Японии,
  • ситуация в Ливии,
  • современная мученица за веру Алина Милан.

По первой теме, нужно отдать должное нашим соотечественникам, точки зрения встречались с точностью до противоположных, но сочувствовавших пострадавшим японцам было на порядок больше, чем злорадствовавших.

Впрочем, если рассуждения про наказание японцев за Курилы или какую-то особую безнравственность после страшного стихийного бедствия действительно выглядят некоторой патологией и вряд ли достойны конкретного упоминания в данном обзоре, то размышления философского толка о природе наказания, гнева Божьего вразумления от Бога — весьма небезынтересны.

Так, трагедия в Японии вызвала диспут в духе философии экзистенциализма в журнале arnaut_katalan:

Если землетрясение и т.д. не является наказанием Господним, то как тогда оправдать Бога?

Перенесемся на Дальний Восток. Там не до экзистенциализма.

Священник Дионисий Поздняев из Китая в течение нескольких дней сообщал тревожные вести о соседях.

А неунывающий блогер amortolon_jp из Японии, напротив, призывает «не нагнетать»:

плохим новостям и мрачным слухам люди верят охотнее чем даже тому, что видят своими глазами. Так уж устроен человек. И я далеко не розовый оптимист. Однако паника и желание всем рассказать о том, какие же мы здесь бедные и несчастные в Токио мне отвратительны, –

и в тот же день публикует ироничный фотоотчет из Токио:

Сегодня весь день гулял по Токио. А, простите, опять вас ввожу в заблуждение. Исправлюсь: бродил по развалинам Токио.

Второй темой, удостоившейся бурного обсуждения в блогосфере, стала ситуация в Ливии.

Тут тоже наблюдается разброс во мнениях.

Михаил Агафонов, сотрудник Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению:

Если серьёзно – то руки прочь. Каддафи – прекрасен, и в стране у него порядок. Вы читали его Зелёную книгу? Очень рекомендую.

Мумара Каддафи можно считать чрезвычайно экстравагантным политиком, но судя по приведенным цитатам, «Зеленая книга» – весьма здравый текст.

Принципиально противоположным образом оценивает происходящее в Ливии Константин Артемьев из Москвы, видящий в военной операции противостояние христианской и исламской цивилизаций:

Полковник Каддафи сам четко обозначил дискурс военной операции в Ливии, назвав страны Северо-атлантического альянса “крестоносцами”. Что, кстати, показывает, что он правильно всё понимает. В отличие от истерических муслимолюбов в русском сегменте ЖЖ.

Не будем спорить, насколько верно отождествлять поддержку полковника Каддафи и ориентацию на ислам. Обратим внимание, что операция в Ливии сопровождается самыми грязными методами пропаганды, что отметил протодиакон Андрей Кураев (не забыв по традиции поздравить иудеев с праздником Пурим):

“ВВС Франции уничтожили четыре ливийских танка, представлявших угрозу для самолетов” http://news.rambler.ru/9350166/
Понятно, что баран нарочно рога отрастил, чтобы на волков охотиться.

Безотносительно к оценке Каддафи и ситуации в Ливии, этот пример пропагандистской лжи достоин того, чтобы хранить его в памяти.
Говорили ли то вроде что цель операции очень локальна, что она состоит в том, чтобы самолеты Каддафи не бомбили повстанцев. Но начали с танков.
***
И снова милое совпадение – очередная войнушка начата в день Пурима.

Вернемся с Ближнего и Дальнего Востока в Россию. Третей обсуждаемой темой в православной блогосфере стала история болезни и смерти москвички Алины Милан. Вкратце: москвичка Алина Милан страдала тяжелым заболеванием печени — паразитарным раком. Алина могла получить лечение в Израиле, но для этого ей было необходимо репатриироваться. Алина имела на это право, будучи дочерью еврея, но отказалась подписывать бумагу, в которой значился пункт «принимаю религию данной страны».

Израильские журналисты уже поспешили прояснить ситуацию с помощью юристов:

«Еврейство передается только по материнской линии, право на получение израильского гражданства – и по отцовской. “Еврей по маме” сам является евреем, “еврей по папе” евреем не является, но право на получение израильского гражданства имеет. … По Закону о возвращении, еврей, который исповедует другую религию, теряет право на получение израильского гражданства… “еврей по папе” может исповедовать любую религию, переходить в любую религию, не теряя при этом права на получение израильского гражданства».

Таким образом, получается, что девушка не успела получить гражданство Израиля не из-за своего вероисповедания, а из-за бумажной волокиты. Правда, имеющие опыт общения с израильскими чиновниками подтверждают, что «если ты исповедуешь другую религию и не являешься при этом евреем по матери, то гражданства тебе не дадут. У них есть специальные пункты в бумагах по этому поводу», но теоретически безоговорочных прав ребенка или внука еврея на репатриацию, согласно израильскому Закону о возвращении, вероисповедание не лишает.

В данном случае, интересно, что поступок девушки, а главное — согласие с ним ее матери и духовника вызвали бурную полемику в русскоязычном жж:

В частности, глубокое недоумение по этому поводу высказывает Дмитрий Ольшанский и в весьма резких выражениях — некоторые его комментаторы.

Писатель Олег Дивов вообще предполагает, что у погибшей были проблемы с психическим здоровьем.

Не вдаваясь в саму дискуссию, отметим, что даже формальный отказ от веры для христианских мучеников был не приемлем, а культивирование права на ложь для спасения жизни как единственно возможной нормы поведения выглядит признаком глубокого кризиса нравственности в современном обществе. Поэтому закончить обсуждение трагической кончины Алины Милан хочется пространной цитатой из поста жж-пользователя ycnokoutellb:

Я, не скрою, что сам часто думаю о том, что бы я сделал на месте мучеников за веру: отрекся бы или нет. И ответа не нахожу…
Я думаю – тут и нет ответа: этот самый страшный выбор каждый делает сам. И с одной стороны, я никогда не осужу того, кто отрекся под страхом смерти – потому что сам не знаю как поступлю, а с другой – мне отвратительно то, что сторонники отречения выдают свою трусливость и беспринципность за норму.
Предлагаю им почитать с кем они согласны:

…Григорий поутру, забирая в лавке у купца Лукьянова товар, услышал от него об одном русском солдате, что тот, где-то далеко на границе, у азиятов, попав к ним в плен и будучи принуждаем ими под страхом мучительной и немедленной смерти отказаться от христианства и перейти в ислам, не согласился изменить своей веры и принял муки, дал содрать с себя кожу и умер, славя и хваля Христа… Об этом вот и заговорил за столом Григорий.


— А я насчет того-с, — заговорил вдруг громко и неожиданно Смердяков, — что если этого похвального солдата подвиг был и очень велик-с, то никакого опять-таки, по-моему, не было бы греха и в том, если б и отказаться при этой случайности от Христова примерно имени и от собственного крещения своего, чтобы спасти тем самым свою жизнь для добрых дел, коими в течение лет и искупить малодушие.
” Ф. М. Достоевский “Братья Карамазовы”

И да упокоит Господь рабу Божию Елену в селениях праведных.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Что написал преподобный Андрей Рублев на своей самой известной иконе
Любовь человечества к саду – тоска по утраченному Эдему
Его правление оставило неизгладимый след в истории, литургической жизни и в искусстве Эфиопской Церкви

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: