Одежда из листьев

Зачем поститься Рождественским постом? Так уж понятен ответ на этот вопрос, если близится ваше десятое, двадцатое или тридцатое Рождество? Размышляет священник Константин Камышанов.

Рождественский постНе дай Бог прийти к мысли, что я все знаю. Старое дерево покрывается корой и прекращает расти. У молодого дерева кора мягкая, и оно полно новых побегов. Так и душа живая никогда не успокаивается тем, что про Бога ей все известно. Каждая Пасха, каждое Рождество приносит новые побеги веры и новые листья. Но есть люди, которые однажды все для себя решают и успокаиваются на всю жизнь.

Можно все для себя решить в годы учебы в семинарии. Можно все для себя решить, прочитав книги профессора Осипова или «Записки одинокого странника». Можно почитывать христианскую прессу и как-то незаметно забыть простые и ясные вещи, например: что такое вера? Если я знаю, что такое вера, то почему я не хожу по водам и не переставляю горы? Что такое грех? Если я знаю, что такое грех, то почему совершаю его? Или что такое пост?

Если я знаю, но все равно не делаю, то это означает, что на самом деле я не знаю природу этих фундаментальных вещей.

Очень простой вопрос: что такое пост и зачем он мне и Богу?

Можно представить, что пост — это подготовка к празднику. Это как дома: пока хозяйка печет пироги, никто не смеет заходить на кухню. Все ходят голодные и ждут гостей.

Отчасти.

Можно представить, что пост — это мой оброк Богу. Я не ем то, не пью это, заставляю себя читать молитвы, от которых меня клонит в сон, борюсь с собой. Пост — как борьба, в конце которой мы с торжеством празднуем победу:

— Я сделал это!

Сбросив с себя ярмо поста, мы с двойной радостью вкушаем то, что было запрещено. В этом случае пост — как принятие на себя груза и торжественное сбрасывание его на праздник. Радость поста, связанная со сбрасыванием бремени святой жизни, обнуляет результат. Этакая священная периодическая обуза бессмысленного послушания раба.

Отчасти.

Можно также представить, что пост — это нечто таинственное, что один только Бог знает, что такое. И выполняя эту заповедь, мы нажимаем на небесном планшете таинственную кнопку «Enter», и происходит наш вход в систему.

Отчасти.

Все это верно отчасти, но неверно вполне.

Поэтому полезно обновлять наши знания об основах. Так зачем пост мне, на самом деле? Что конкретно несет в себе Филипповский, или Рождественский, пост?

Рождество, наверное, самый радостный праздник планеты. Миллиарды людей ждут возвращения таинства, утраченного нами в обыденной жизни. Это таинство в открытии границ между небом и землей. Его кульминация — явление Бога в мир. Для нас радость, а для Бога — начало Виа Долороса — пути на Крест. Этот последний момент опрокидывает представление о Рождестве как о времени подарков в сапожке под елкой и ужине при свечах. Это даже больше, чем праздничные бдения.

Мы не знаем о том, что делали ангелы накануне Вифлеемского чуда. Мы никогда не узнаем, что такое было для Бога время перед Рождеством. Но мы знаем результат, и по нему можем догадываться о смысле этой подготовки.

Смысл Рождества для Бога — дать нам личный пример того, как можно войти в Небесное Царство во плоти и как вернуться в объятия Бога. Таким образом, мы, сотворенные по Его образу и подобию, должны пережить личное Рождество — выход из скорлупы самости в мир ради проповеди и спасения людей и через крест и смерть стать другими. Спасти себя и постараться спасти хоть кого-нибудь.

Рождество — это приглашение к соучастию воплощения Бога. А пост — подготовка к первому шагу по Виа Долороса.

Таким образом, смысл Рождественского поста — подготовка к личной миссии. И когда люди говорят, что согрешил нарушением поста, вкушая скоромное и не вычитывая правило, то становится страшно за напрасно потраченное время упорного школяра-зубрилы. Страшно за то, что человек, называющий себя христианином, не знает, кем Он приходится Богу, и зачем Бог пришел на землю. В душе такого человека не состоялось Рождество. Оно осталось наружи елочным карнавалом, чтением, бдением и пирогами.

Человеку не по силам сразу принять на себя утерянный образ, дарованный Адаму. Как сказал преподобный Серафим Саровский:

— Добродетель не груша, враз не скушаешь.

Но ведь и Христос делал на Виа Долороса остановку, отирая лик платом Вероники. И мы имеем паузы между постами для накапливания сил. Эти силы нужны для преодоления следующей ступени пути. Но путь не должен прекращаться, а на пути должны преодолеваться все новые и новые ступени. Некоторые их называют скорбями. А это просто ступени вверх. И каждая новая ступень — это новое качество нашей души, нашедшей решение предлагаемым урокам-скорбям. Пост — лестница на небо.

Рождественский пост

Таким образом, в пост мы должны входить одни, а выходить другие. Смысл поста — в ступенчатом, постепенном изменении себя. Радость поста должна заключаться в том, что зеленое древо нашей души должно давать новый побег. Этот побег принимает новые солнечные лучи благодати и приносит новую радость, не измеряемую «великим утешением братии».

В практическом применении пост — упражнение в готовности быть соучастником Рождества. Тут у каждого своя роль. Кто то, как ученые люди Мельхиор, Бальтазар и Каспар, могут свидетельствовать о Боге силой ума и принести в дар Богу золото, ладан и смирну. Золото — дары земли. Ладан — дары духа. Смирна — дары послушания Богу готового быть верным до смерти.

Кто-то может как пастушки послужить Богу силой сердца. Тренируя свою не привязанность к благам мира и простосердечие веры, мы так же, как они сможем услышать хор ангелов и принести простые плоды своего труда Богу и ближним. Ведь, как сказал Христос:

-То, что вы сотворили малым сим, вы сотворили Мне.

Но важно обратить внимание на то, чтобы любое служение имело воплощение. Чтобы наши труды не были по пословице: «Помилуй мя, Боже, на постели лежа!»

Рождественский постВ этом основная проблема постящихся — перевести энергию поста в энергию реальных дел, посвящаемых Богу. Молитвенные бдения позволяют сердцу побеседовать с Богом. Пищевое воздержание — немного собрать мысли, скачущие в разные стороны. Упражнения в смирении приготовляют душу к готовности работать Богу и не искать своего. Но это все — подготовительные работы.

Настоящий гостинец Богу на Рождество — наши выполненные обеты изменения сердца и добрые дела, совершенные Ему на славу. Выполненные обеты — это знак любви к Нему. Добрые дела — знак любви к людям. И все вместе — это наше свидетельство о том, что мы не лжем Ему ни в чем.

Богу не нужен придуманный нами самими пост. Да и нам такой пост, по большому счету, тоже не нужен.

Конечно, можно продолжать думать, что пост — это гастрономические опыты, соединенные с чтением, но зачем лгать себе и Богу? Листья древа веры не должны стать фиговыми листьями, как это было однажды, когда Господь Бог воззвал к Адаму, нашел его и удивился его наряду из листьев. Зачем нам так удивлять Господа нелепыми знаниями и пустыми трудами?

Мы когда-то давно, при Крещении, обещали Богу жить чисто и честно. Господь подарил нам белую и сверкающую ризу, сшитую Им лично. Она никуда не делась. Надеть ее в пост будет в самый раз.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Нелюбимый Петров пост

Петров пост – настоящая Золушка среди православных постов: мы признаем, что это наша сестра, но предпочли…

Петров пост: история, устав, проповеди (+Видео)

Разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.