Одиночество

Одиночество… Размышляя о нем, раскрыл книгу стихов Рильке:

О святое мое одиночество – ты!

И дни просторны, светлы и чисты,

как проснувшийся утренний сад.

Одиночество! Зовам далеким не верь

и крепко держи золотую дверь,

там, за нею, желаний ад.

(Перевод А.Ахматовой)

Романтизация одиночества – распространенная вещь и в поэзии, и во всей мировой культуре, и в жизни социума. Одинок тот, кто стоит ВЫШЕ житейской грязи, как одинок орёл, живущий высоко в горах… Да, на равнине, в её грязи, в тесном кругу тех, кто копошится среди себе подобных, живя суетными заботами обыденного, бывает и уютно и тепло – но там же бывает и душно, и сумрачно от земных испарений, в то время как в запредельной выси – холодно и пусто, зато – свободно… В образах одиноких поэтов, мечтателей, странников, анахоретов в немалой степени реализуется именно эта врожденная тяга человека – к свободе. Свобода, независимость от мнения и ценностей толпы – «подите прочь, какое дело поэту мирному до вас!» – хорошо понятна нам в России, пережившей времена тоталитаризма и с тревогой всматривающейся в черты новой тирании мэйнстрима, которой чреват глобализм…

Однако тяга к свободе и одиночеству, перешедшая некий предел независимости от ближних, может явить и страшную свою крайность: гибель любви (недаром состояние «зависания» в горечи одиночества, услаждение им, в традиции православной аскетики рассматривается как греховное). «Нехорошо человеку быть одному» – эта Божья заповедь остается неизменной со времен творения мира. Без любви, как и без свободы, человек жить не может. Тотальное одиночество опасно для него так же, как и тотальная растворенность в толпе; современные мегаполисы, переполненные людьми, являют нам вид пустыни одиночества среди других одиночеств… Вот – снова Рильке:

Одиночество как дождь.

Оно идет от моря вечерами,

оно до черных тянется подошв

и медленно всплывает над горами

до неба, им чреватого всегда,

и с неба падает на города.

Оно приходит затемно, когда

навстречу свету переулки льются,

когда друг другу чуждые тела

устало друг от друга отвернутся

и замолчат – одна постель свела…

и водостоки темные проснутся.

(Перевод В.Полетаева)

Бурдин М. (с)

Только христианство, принятое не как идеология на потребу решения каких-то социальных, экономических, материальных, культурных проблем, и не как эгоистический способ бегства, «спасения» от мира сего, но как возможность собственного преображения из твари дрожащей – в любимое дитя Божье, дает человеку не просто знание главной заповеди : « Возлюбить Бога и ближнего», но и реальные средства для воплощения ее в собственной жизни.

Удивительное дело, – казалось бы, безоглядно следуя за Христом, теряя себя во Христе, мы – обретаем себя по-настоящему. Нашей личности больше не грозит быть плененной толпой, потому что толпы больше нет – есть такие же неповторимые личности, соединенные друг с другом любовью – в целое, при этом не утратившие своей Богоданной свободы, напротив, имеющие возможность узнать, какова она, НАСТОЯЩАЯ свобода, полученная из рук Божиих.

Священник Сергий КРУГЛОВ

___________________________________________________________________

Читайте также:

Главный Друг, или с Кем преодолеть одиночество

Откуда берется чувство одиночества, как его пережить, есть ли в нем что-то положительное, — отвечает протоиерей Аркадий ШАТОВ, настоятель храма Святого царевича Димитрия при ГКБ № 1, председатель Епархиальной комиссии по церковной социальной деятельности.

27 Ноя 2009 | Журнал “Нескучный Сад” | Продолжение

Нисхождение во ад. Почему Бог попускает страдание и смерть?

Легко верить в Бога, когда идешь летом через поле. Сияет солнце, и цветы благоухают, и воздух дрожит, напоенный их ароматом. А тут? Бог? Где он? Если Он благ, всеведущ и всемогущ, то почему молчит? Если же Он так наказывает их за их грехи или за грехи их пап и мам, как считают многие, то Он уж никак не «долготерпелив и многомилостив», тогда Он безжалостен.

23 Ноя 2009 | Священник Георгий Чистяков | Продолжение

Одиночество в Церкви и церковная община

Спели Символ веры, помолились, разошлись. Где же община? Может ли община существовать в какой-то небольшой промежуток времени в ограниченном пространстве и исчезать, в том числе и как социальный феномен, после прекращения этого общения?

13 Сен 2009 | Святейший Патриарх Кирилл | Продолжение

Разве горюем мы о том, что одиноки?

Можно быть в полном одиночестве, когда мы сидим в поезде, мы бываем в полном одиночестве в большом количестве разных моментов нашего дня. Но мы их не используем. И вот – побудь в одиночестве. Что тогда?

5 Фев 2009 | Митрополит Сурожский Антоний | Продолжение

Новый Завет не знает «одинокой веры»

Множество людей только и занято тем, чтобы нарушить чье-нибудь одиночество. Называется это «расшевелить», «вывести из апатии», «вовлечь в общее дело» и т.п. Если бы Августин, Треэрн, Воэн или Вордсворт родились в нашем мире, вожаки молодежных коллективов быстро бы их вылечили.

10 Янв 2009 | Клайв Стейплз Льюис | Продолжение

Одиночество: когда страшно покинуть свою «скорлупу»

Часто, когда человек находится в одиночестве и от него «страдает», он получает массу преимуществ, и этими преимуществами пользуется. Его все жалеют, ему все сочувствуют, стараются помочь.

24 Мар 2008 | Ольга Михайловна Красникова | Продолжение

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Одиночество Христа

Не только на Страстном пути Христос одинок, Он одинок на протяжении всей Своей жизни

Катерина Мурашова: Страшная встреча подростка с самим собой (+видео)

Подросток спокойно может сказать: «Да, я ненавижу учительницу черчения, манную кашу и когда кто-нибудь предает». Вот…

Странная Фредерика – цапля или ежик в тумане?

Как найти силы души и сердца, чтобы участвовать, сочувствовать и помогать в трагедии одиночества