Одиночество в Церкви и церковная община

|

В ходе Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Нижегородскую епархию вечером 11 сентября во Дворце спорта профсоюзов в Нижнем Новгороде состоялась встреча Его Святейшества с молодежью Нижегородской области. В заключение встречи Предстоятель Русской Церкви ответил на несколько вопросов аудитории. Один из заданных Патриарху вопросов был посвящен церковной общине и разобщенности верующих в храме.

Источник: Патриархия.ру

— Сегодня в Церкви распространено явление, когда верующие люди годами ходят в один храм и при этом толком не знают ни друг друга, ни своего настоятеля, но каждый ищет удовлетворения своего индивидуального религиозного чувства. Естественно, в данном случае не складывается полноценный приход, община верующих. Есть ли, на Ваш взгляд, здесь проблема, и какими могут быть пути ее решения? Спасибо.

— Благодарю Вас за этот вопрос. Очень важная тема. Вообще, христианская община формировалась как община единомышленников. Именно так она существовала на протяжении всей истории Церкви. Но различного рода факторы — социальные, демографические, связанные с урбанизацией общества, — таким образом влияют на приходскую жизнь, что приход стал в наше время просто местом, куда люди приходят, чтобы помолиться. В момент, когда мы все вместе поем Символ веры, людей, наверное, посещает чувство принадлежности к этой единой реальности, которая именуется православной верой, люди сознают себя единомышленниками. Но вот спели Символ веры, помолились, разошлись. Где же община? Может ли община существовать в какой-то небольшой промежуток времени в ограниченном пространстве и исчезать, в том числе и как социальный феномен, после прекращения этого общения? Конечно, нет. Христианская община — это опять-таки система солидарности, система взаимодействия и общения, которая формируется в Церкви через молитву. Вот почему сегодня так важно развивать социальные программы наших приходов, образовательные и молодежные программы.

Благовещение в Кадашах

Благовещение в Кадашах

Я часто общаюсь с моими собратьями архиереями, с духовенством, и говорю о том, что мы должны начать как можно скорее на систематической основе практиковать внебогослужебные собрания. Вот вы знаете, для некоторых существует проблема славянского языка, кто-то не понимает славянского текста богослужения. Это происходит потому, что у людей нет возможности помолиться вне официального богослужения в храме. А если мы будем предоставлять такую возможность маловоцерковленным людям, молодежи — встретиться со священником, почитать вместе Священное Писание, поразмышлять над ним?

Я иногда делал так: садишься, вокруг тебя сидят молодые люди, читаешь текст Священного Писания, а потом каждого спрашиваешь: «Как Вы это понимаете?» Развивается творческое, осмысленное отношение к Слову Божию. На этих собраниях можно и спеть, у нас сейчас есть замечательные композиторы, среди них даже священнослужители и монахи. В сопровождении гитары, какого-то другого инструмента. Можно поговорить о жизни, о проблемах — но все это будет сочетаться с молитвой. Более того, можно даже своими словами помолиться. Создание таких внебогослужебных собраний, особенно с молодежью, является сейчас очень большой и важной задачей для Церкви.

Я очень надеюсь, что меня сегодня слышит аудитория не только здесь, в этом спортивном дворце Нижнего Новгорода, но меня сегодня слышат и архиереи, и священники. Мы должны дать возможность встречаться невоцерковленным людям для того, чтобы чувствовать свою общность, принадлежность к Церкви. Это не исключает, что те же самые люди будут участвовать и в богослужениях.

Этот перечень можно продолжить. То же самое: организованная работа с молодежью, работа по каким-то социальным проектам, обеспечение поддержки малоимущим и одиноким людям. У нас очень много одиноких пожилых мужчин и женщин. Почему бы не проводить специальные собрания с одинокими пожилыми женщинами? То же молитвенное собрание, и о жизни поговорить, и поддержать, и послушать, можно и рукоделием заняться — но все это под покровом Церкви.

Я могу перечислить очень многие идеи, реализация которых позволяла бы создавать новые измерения общинной жизни христианского прихода. Ведь раньше так и было — приход был местом социальной активности людей. Уничтожили приходы, особенно сельские, которые играли огромную объединяющую роль для всей христианской общины. Ну и мы получили то, что получили. Разорение земли нашей началось с уничтожения сельских приходов. Как я думаю, и система общенациональной солидарности стала разваливаться после того, как Церковь была лишена всякой возможности влиять на общественную жизнь народа.

То, что Вы сказали, является важной задачей, и я знаю, что во многих епархиях и приходах, в частности, и здесь, на Нижегородской земле, очень близко к сердцу все это люди воспринимают. И есть положительный пример — движение «Вперед». Надеюсь, с Вашей помощью, В вашем лице я хотел бы обратиться к активной церковной молодежи. Такого рода работа в Церкви будет расширяться.

Читайте также: Что такое одиночество в храме

Сумеем ли найти друг друга? Часть 1

Сумеем ли найти друг друга? Часть 2

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Бабушка читала псалтырь, а кот не отходил от нее

Когда кот погиб, она не плакала, а лишь сказала: “Без меня не хочет оставаться”

Протоиерей Федор Бородин: Бесполезно требовать от людей содержать приход

Но если он стал своим – нет смысла обсуждать, кто кому должен

Обязательно ли креститься, чтобы обрести вечное спасение?

Если речь идет о самом важном, экономить усилия просто нелепо

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: