Садись за парту, сейчас катехизис тебе объяснять буду

Должны ли огласительные беседы перед крещением быть продолжительными? Размышляет протоиерей Александр Балыбердин, благочинный церквей города Кирова, настоятель храма в честь Феодоровской иконы Божьей Матери.
Протоиерей Александр Балыбердин. Фото: вятская-епархия.рф

Протоиерей Александр Балыбердин.
Фото: вятская-епархия.рф

Один-единственный разговор?

Несколько лет назад при храмах нашего областного центра – города Кирова были введены беседы перед крещением. И эти беседы проводятся в большинстве храмов в обязательном порядке. Но в ряде храмов по-прежнему сохраняются беседы непосредственно перед крещением. То есть перед тем, как человек принимает крещение, или во время самого таинства священник беседует с крестящимися или с родителями малыша, раскрывая им само чинопоследование крещения и глубину величия этого таинства.

В ряде сельских храмов, где люди приезжают на крещение из других деревень и сел, священник не предлагает приехать дополнительно для разговора, хотя бы по той причине, что человек может не приехать второй и третий раз. Потому что любой выезд, особенно во время страды, из своего села – очень непростое дело.

В чем главная задача?

Господь говорит в притче о сеятеле (Мф. 13:18-23) о том, что зерно должно упасть на подготовленную почву. Зерно – это слово Божие. То есть задача – не провести беседу, а подготовить почву. Это можно сделать разными средствами, в том числе как раз и беседой. Если такая беседа необходима, если человек способен воспринимать все аргументы, то священнику надо эту беседу проводить.

Я стараюсь, по возможности, увидеть сердце человека, насколько он готов ко крещению, насколько расположена к этому семья, если крестят младенца. Если люди ведут себя в храме смиренно, не нагло, с терпением, с любовью, разговаривают негромко, не смеются громко, не толкают друг друга, не затевают беготни по храму с маленькими детьми, не допускают каких-то двусмысленных шуток, то это значит – человек осознает, что он пришел в Церковь Божию. Он готов к тому, чтобы прозвучало слово Божье, и чтобы зерно слова Божия упало на его сердце.

А бывает другая ситуация, когда люди ведут себя иначе. И по отношению людей видно, что они не вполне понимают, куда они пришли, зачем они пришли, что будет происходить. Вот в данной ситуации дополнительные беседы могут помочь.

Беседа по шпаргалке

Подготовить сердце человека ко крещению не всегда можно беседой. Кроме того, есть люди, которые не готовы воспринимать вербальные аргументы. И есть священники, которые не могут проводить эти беседы в силу того, что у них нет педагогического дара.

Если такого священника обязать проводить такие беседы, он встретит человека, достанет листок бумаги, прочитает какую-то шпаргалку, лишь бы только ее прочитать, потому что этого требует начальство. Но подготовит ли такое чтение по шпаргалке сердце человека ко крещению – большой вопрос.

Случаи из практики

В моей практике не было ни одного случая, чтобы человека, который пришел креститься или крестить ребенка, я бы с порога завернул.

Обычно стараюсь понять человека. Например, как-то пришла женщина, желающая креститься. Я ее подвел к иконе, на которой был изображен Господь Вседержитель, и спрашиваю: «Вы в Бога верите?» Она отвечает: «В Бога верю. А это Кто?» «Как же, это – Христос, Сын Божий». На что слышу: «В Него я тоже верю».

Я внутренне напрягся, говорю: «Христос – Он ведь Бог. Вы верите в Христа, как Сына Божия?» Я вижу, что она замерла, ей трудно осмыслить сложнейшую богословскую конструкцию. И когда мы с ней минут десять поговорили на более простом уровне, я убедился, что это верующий, хороший, добрый, светлый человек, которого не надо было сразу так подводить к иконе и в лоб задавать сложный богословский вопрос. Она просто не книжный человек.

Был случай, когда мужчина пришел креститься, я его спросил: «Вы верующий?» Он: «Я на пути к этому». Тогда предлагаю обсудить, на какой половине пути – только вышел или уже пришел. И так начинаешь разговаривать с человеком и убеждаешься в том, что человек иногда не может выразить словами состояние своей души.

Тут очень важно не рубить с плеча, не надо сразу говорить: «Когда поверишь правильно, тогда приходи». Или: «Бери ручку, листок бумаги, садись за парту, сейчас я тебе расскажу четыре раза катехизис, а потом еще экзамен проведу, и в зависимости от того, как ты усвоишь, я буду решать: допустить тебя до крещения или нет».

Как разговаривать?

Огласительные беседы могут оказать помощь в воцерковлении человека. Но сами по себе они еще ничего не гарантируют. И с каждым человеком надо говорить на его языке, учитывая его способность или неспособность абстрагировать материал.

К тому же само по себе чинопоследование крещения чрезвычайно богословски емкое. Поэтому, например, карандашом в требнике на полях поставил нужные знаки: восклицательные, точки и так далее. Чтобы пояснять, делать акценты. Важно не отделываться от человека, который к тебе пришел, из-за того, что у тебя масса забот.

Я всегда стараюсь внимательно истолковать «Символ веры». Людям надо многое пояснять. Важно не торопиться, не бормотать себе под нос, проявить внимание. Надо и чувствовать людей. Кому-то необходимо растолковать, кому-то лучше не надо, потому что это будет слишком назойливо.

Можем ли отказать?

Если человек говорит, что он не хочет креститься, или откровенно заявляет, что он не верит в Христа, то его крестить, конечно, нельзя. Но такие люди и не приходят. Я полагаю, если человек в современном мире, когда можно и не креститься, желает это сделать, приходит в храм, то он фактом своего прихода голосует за крещение. Остановись на секунду, поговори с человеком, посмотри на его сердце. И если он действительно желает креститься, как ты можешь ему отказать?

Его вера может быть маленькой, смутной, не вполне осознанной, подсознательной. Но если она есть – Господь уже его сердце подготовил. Как мы можем не посеять в это сердце зерно? Как мы можем отказать человеку, если от этого шага зависит вся его дальнейшая жизнь, в том числе и в Вечности?

Младенцам – не отказывать

Другое дело с младенцами. Младенцев, бывает, крестят родители, потому что бабушки и дедушки, например, очень этого хотят. Тут надо с родителями беседовать. Но даже если они до конца всего не понимают, мы всё равно не можем им отказать. Я почему-то в этом убежден.

Может быть, они вновь вернутся в Церковь в следующее воскресенье, а может быть – через годы. Вопрос богообщения – это, прежде всего, тайна. И к разным людям Бог обращается по-разному. Кого-то Он призывает к Себе через интеллектуальные аргументы. Кого-то – через красоту церковного пения. Кому-то Он открывает во всей полноте, насколько человек может вместить, и богословие.

А кому-то Он говорит просто, на простом языке. Мы не должны всех людей равнять, стандартизировать. Нам надо с пониманием, с терпением друг к другу относиться. Важна устремленность человека соединиться с Богом. А какими путями она реализуется, в какой мере человек способен это вместить и выразить, не нам судить.

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Раньше мы крестили всех подряд

Катехизация не является лишь передачей знания о вере

Оглашение: а где же прихожане?

Как выстроить мостик между человеком и Христом с помощью активных прихожан

Крестная улетает завтра – дайте справку!

Как происходит оглашение в спальном районе?