Огласительные беседы: Стало ли крещение осознанным?

|
Помогло ли священникам и будущим христианам введение бесед о вере? Достаточно ли людям лишь получить какие-то знания о вере, чтобы быть готовыми к таинству? Отвечают священники.

Когда люди задумались…

Протоиерей Игорь Фомин

Протоиерей Игорь Фомин

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого Александра Невского при МГИМО (Москва):

Обязательные катехизические беседы перед крещением – положительный момент нашей сегодняшней церковной жизни. Это работает если не на 100%, то на 95% точно. И люди уже привыкают, что эти беседы – обязательны и необходимы. Если первое время были какие-то недоуменные вопросы по этому поводу, то теперь собирающиеся креститься или крестить ребенка нередко подходят сами: «А где мы можем прослушать беседы перед крещением?»

Я считаю, что это одно из величайших достижений Святейшего Патриарха Кирилла. Ведь обязательные беседы перед крещением появились благодаря его усилиям.

Многие поменяли взгляд при выборе крестных для детей. Теперь выбирают крестных не просто из добрых друзей, а таких, которые действительно смогут помочь в духовном воспитании их детей.

Некоторые задумались и отложили крещение, чтобы разобраться – а для чего они собираются это делать?

Мы знаем из истории, что Синод Русской Православной Церкви в 1848 году признал недействительным крещение многих турецких детей. По той причине, что родители крестили детей не потому, что уверовали во Христа, а из практических целей: турецкие мамы обратили внимание на то, что русские дети при равных условиях жизни и воспитания лучше развиваются, крепче здоровьем. И приписали это «воздействию» крещения и причащения. После чего стали крестить своих детей «для здоровья».

Беседы, которые сейчас проводятся перед крещением, просто необходимы. Люди на них делают для себя множество открытий, в том числе как раз и то, что крещение никак не влияет на состояние физического здоровья.

Знаю случаи, когда прослушав беседы, крестив ребенка, родители начинают жить церковной жизнью.

Почивший убиенный иерей Даниил Сысоев всегда говорил о том, что в их храме после введения катехизических бесед (это было еще до всеобщего обязательного введения таких бесед) крещений намного меньше, чем в других храмах. Но зато больше людей, которые после крещения остаются в Церкви.

То есть такие беседы, прежде всего, преследуют качество, а не количество.

Не забыть про любовь

Протоиерей Александр Балыбердин

Протоиерей Александр Балыбердин

Протоиерей Александр Балыбердин, благочинный храмов города Кирова:

Вопрос веры – не только вопрос знаний. Прежде всего, речь здесь о любви к Богу, к ближнему. Безусловно, с теми людьми, которые собираются креститься, тем более со взрослыми, я беседую. Но не даю им домашних заданий и не устраиваю экзаменов.

К тому же важно понимать, что далеко не каждый человек может вот так, сходу, дать четкий ответ даже на, казалось бы, простой вопрос: «для чего вы пришли креститься?» Не из-за равнодушия или отсутствия веры, а потому что в словарном запасе человека нет таких слов, которые объяснили бы его внутреннее стремление. Он начинает что-то мямлить, сбивчиво, нескладно говорить. Ты видишь, что внутри он все осознал, но выразить не может.

Неужели в этом случае мы его оттолкнем, сказав: «Сформулируйте правильно свои суждения, богословски более определенно, после чего мы примем решение, а надо ли вас крестить». Думаю, это было бы ошибкой.

Мы все пытаемся осмыслить в традициях эпохи Просвещения. Вольтер знал Священное Писание лучше нас с вами, но это не помешало его богоборческим идеям. Многие дореволюционные семинаристы в России неплохо знали Священное Писание, но при этом – шли в революцию, становились большевиками.

Крещение – акт добровольный, и если человек пришел креститься, – это уже говорит о его желании быть со Христом. Собственно, весь чин крещения построен таким образом, что он постоянно обращает крещаемого к этой мысли. В том числе в нем есть вопрос о том, верует ли крещаемый Христу, на который он должен ответить: «Верую Ему, яко Царю и Богу».

Как объяснить людям, что значит «яко Царю». Я объясняю примерно так: «Мы живем в России, а потому должны следовать ее законам. Если мы не будем этого делать, нас накажут или даже выдворят из страны. Став христианами, мы также стремимся стать гражданами Царства Небесного, и потому должны научиться жить по заповедям Христа, Который является Царем Небесного Царства и заповедал Своим ученикам жить с любовью к Богу и ближнему».

Именно этой любви, которая, как и Царство Божие, не от мира сего, человек и ищет в Церкви. Поэтому и ответ на вопрос – останется ли он в Церкви после крещения или не останется, на мой взгляд, зависит не от количества проведенных с ним бесед или объема усвоенных знаний, а от того, почувствует ли человек, что в Церкви ему рады, что он нужен Церкви и может обрести в ней не только знания, но и, прежде всего, любовь. Именно для этого и нужны катехизические беседы. Но, если их превращать в сложную и изощренную систему зачетов, то, думаю, эффект будет прямо противоположным.

Фото: pravoslavie.ru

Фото: pravoslavie.ru

Не в меньшей степени, по моему убеждению, ответ на вопрос, останется ли человек в Церкви, зависит от того, как священник совершает таинство крещения.

Одна ситуация, когда священник набирает 10-15 человек одновременно, чтобы всех крестить, потому что торопится домой. Во время крещения стоит невообразимый крик младенцев, родителям, крестным и бабушкам-дедушкам не до молитв: они переживают за своих малышей и испытывают неловкость, что дети так раскричались в храме и, как показывает практика, после такого крещения больше в церковь не приходят.

И совсем другая ситуация, когда священник, никуда не торопясь и стараясь, по слову апостола, все делать с любовью, делит крещаемых на две или три группы по пять человек. В этом случае и детишек можно успокоить, поговорить лично с родителями. Есть возможность и пошутить, улыбнуться. Люди видят, что им рады в Церкви, что они не обуза для священника, им с удовольствием уделяют внимание. Тогда и отклик людей на такое крещение будет совсем другим.

Есть такое выражение «в Церковь ходят за любовью». Убежден, что и смысл катехизических бесед перед крещением состоит не только в том, чтобы научить людей азам христианской веры, но и показать им пример любви. Для этого их надо проводить с любовью, с терпением, не раздражаясь, что люди чего-то не знают, не требуя от них многого, выражая заинтересованность в каждом человеке. И тогда, обретя при первой встрече со священником этот опыт любви, люди придут в церковь снова.

А если беседы будут формальными, как говорится, «только для галочки», а после них еще и крещение будет совершено также формально – второпях, лишь бы поскорее священнику убежать по своим делам, – то и результат будет тот же: на нашу нелюбовь люди также ответят нелюбовью и, быть может, понадобятся годы, чтобы они вновь захотели прийти в храм.

Больше знаний

Священник Виталий Ульянов

Священник Виталий Ульянов

Священник Виталий Ульянов, настоятель храма в честь Пресвятой Троицы в селе Усады Высокогорского района Республики Татарстан:

За то время, когда огласительные беседы стали обязательными, я заметил, что люди начинают более осознанно подходить к таинству крещения. Нередко бывает, сходил человек на первые беседы и просит, чтобы они продолжились: ему хочется больше узнать о православии. Не спешит с крещением, а ходит на службы, смотрит на таинства. То есть в данном случае крещение для него – серьезный шаг, а не просто, например, дань традиции.

Особенно внимательно и серьезно подходят к огласительным беседам, к подготовке те, кто переходит в христианство из ислама. Потом нередко они приводят в Церковь и своих родственников.

То есть люди не просто стремятся покреститься, как это было несколько лет назад, им важна и дальнейшая церковная жизнь. Кстати, нередко крестятся сначала дети, начинают активно участвовать в приходской жизни, а потом за ними подтягиваются и родители, и крестные. Они участвуют в организации праздников, приходят на службы, исповедуются и причащаются.

Бывает даже, что крестятся у нас жители Казани, а потом начинают регулярно приезжать в храм, участвовать в богослужениях, в таинствах, помогают восстанавливать храм.

То есть просто ощутимо, как раз за разом увеличивается наша приходская семья.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Специальное предложение: крещение за тридцать тысяч рублей

Что делать с родителями младенцев, которые хотят всё и сразу

Потратим бумагу и время не на отчеты, а на качественные буклеты о вере

Документом об оглашении может быть красивый знак, грамота, но никак не справка

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: