Огласительные

Книга II

1. Вчера мы начали говорить о том, что в потопе тоже было предызображено крещение. Что же такое потоп, если не…1, в котором для умножения праведности сохраняется праведник, а грех умерщвляется? Потому Господь, видя, что беззакония человеческие умножаются, повелел воде покрыть верхи гор, но сохранил единственного праведника с его потомством. И потому в этом потопе погибло всякое развращение плоти, остался один лишь праведник и род его (Быт 7:17–23). Не есть ли этот потоп крещение, которым удаляются все грехи, а возвращается образ мыслей праведника и благодать? (ср. Лк 1:17).

2. Много видов (genera) омовений, но одно крещение, восклицает Апостол (Еф 4:5). Почему? Существуют омовения язычников, но это не крещение. Эти омовения не могут быть крещением. Тело омывается, а вина (culpa) не смывается, мало того, в этом омовении вина навлекается. Были омовения иудейские — одни излишние, а другие “в образах” (in figura). Но сам образ полезен для нас, ибо он предвозвещает истину.

3. Что было прочитано вчера? Ангел, — говорит Апостол, — по временам сходил в купальню, и всякий раз после того, как сходил ангел, возмущалась вода и первый, кто сходил в воду, исцелялся от всякого недуга, каким бы ни был одержим (см. Ин 5:4). Это показывает нам образ Грядущего Господа нашего Иисуса Христа.

4. Почему Ангел? Потому что Он Сам великого совета Ангел (Ис 9:5 по LXX). “По временам” — это о том, что Он соблюдается для последнего часа, чтобы на самом закате дня удержать закат. Итак, всякий раз после того, как сходил ангел, “возму­щалась вода”. Возможно, ты скажешь: “Почему сейчас не возмущается?”. Слушай,почему: знамения — для неверующих, вера — для верующих (см. 1 Кор 14:22).

5. Первый, кто сходил, исцелялся от всякой немощи. Что значит первый, — по времени или по чести? Понимай и то и другое. Если по времени, то “первый, кто сходил и исцелялся” — это скорее об иудеях, чем о язычниках. Если по чести, то “первый, кто сходил” — это тот, кто имел страх Божий, праведную ревность, благодатный дар любви, целомудрие, именно тот скорее и исцелялся. Но тогда спасался один (в то время, говорю, когда все было “в образах”), кто первый сходил, лишь тот один излечивался. Как же велика благодать Церкви, в которой спасаются все, кто погружаются!

6. Но уразумейте тайну. Господь наш Иисус Христос пришел в купальню, где лежало множество больных. И в самом деле, лежало множество больных там, где только один был исцелен. Затем Он сказал тому расслабленному: “Сойди”. Но тот ответил: Человека не имею (см. Ин 5:6–7). Взгляни туда, где ты был крещен. Откуда же крещение, если не от Креста Христова и от смерти Христовой? И в этом вся тайна, ибо Он пострадал за тебя. В Нем ты искуплен, в Нем ты спасен.

7. “Человека, — говорит он, — не имею”. Это означает то, что через человека смерть и через Человека воскресение (ср. 1 Кор 15:21). Не мог сойти и не мог спастись тот, кто не веровал, что Господь наш Иисус Христос воспринял плоть от Девы. Тот же, кто ждал Посредника между Богом и людьми, Человека Иисуса (см. 1 Тим 2:5), ожидая Того, о Котором сказано: И пошлет Господь Человека, Который спасет их (Ис 19:20 по LXX), говорил: “Человека не имею”. И потому он стал достоин исцеления, ибо веровал в Пришедшего. И все-таки он был лучше и совершеннее, поскольку уверовал в то, что уже пришел Тот, пришествия Кого он чаял.

8. Теперь взгляни на одну подробность. Мы уже сказали, что в Иордане было предызображено крещение, когда был очищен тот прокаженный Нееман. Та девочка — служанка, из пленных, не есть ли она та, которая изображает Церковь и представляет ее образ? Ведь язычники были пленными, они были в плену. Я не говорю об обычном пленении, но говорю о том, что есть более, когда диавол со своими слугами господствует своей ужасной властью и подчиняет себе плененных грешников.

9. Итак, ты знаешь одно крещение, образ другого был в потопе. Ты знаешь о третьем образе (genus) крещения, когда отцы были крещены в Чермном море. Ты знаешь и о четвертом образе в купальне, когда возмущалась вода. Теперь я спрашиваю тебя, должен ли ты веровать в присутствие Троицы в этом крещении, которым Христос крещает в Церкви?

10. Ведь Господь Иисус о том же говорит в Своем Евангелии Апостолам: Идите, крестите народы во Имя Отца и Сына и Святого Духа (см. Мф 28:19). Это слова Спасителя.

11. Скажи мне, о человек: Илия призвал с неба огонь и сошел огонь (3 Цар 18:38). Елисей призвал Имя Господа и из воды всплыл железный топор, который погрузился на дно. Почему? Потому, что всякий человек до крещения похож на железо, которое погружается и затем тонет. Как только же он крещается, то становится уже не как железо, но наподобие более легкого плодоносного дерева подымается. Значит, и здесь есть еще один образ крещения. Топором рубили дерево. Рукоять отломалась от топора и железо утонуло. Сын пророческий не знал, что ему делать. Но он знал лишь то, что обратится к пророку Елисею и попросит помощи. Тогда тот пророк бросил дерево в воду, и железо всплыло (4 Цар 6:5–6).

12. Послушайте другое (хотя мы не придерживаемся порядка событий, да и кто же сможет постичь все совершенное Христом, как об этом сказали Апостолы?). Когда Моисей пришел в пустыню, народ захотел пить. Народ пришел к источнику Мерры и захотел напиться. Но как только они почерпнули, то почувствовали горечь и не смогли пить. Поэтому Моисей бросил дерево в источник, и вода, которая прежде была горькой, стала сладкой (Исх 15:22–25).

13. Что же это означает, если не то, что все тварное, подвластное тлению, есть горькая вода для каждого? Даже если временами она сладка и даже если иногда доставляет удовольствие — она горька, ибо не может удалить грех. Как только ты выпьешь — ты возжаждешь, как только ты устремишься к напитку, желая наслаждения — ты снова ощутишь горечь, ибо вода горька. Но как только она воспримет Крест Христов, как только она воспримет небесное таинство — она станет сладкой и приятной. Итак, если сила образов крещения была столь значительна, то сколь велика сила истинного (in veritate) крещения?

14. Итак, давайте теперь рассмотрим следующее. Приходит епископ, произносит молитву у купели, призывает имя Отца, присутствие (praesentia) Сына и Святого Духа, произнося Божественные слова (caelestia verba). Слова Божественные, ибо они Христовы, они о том, чтобы мы крестили во Имя Отца и Сына и Святого Духа (см. Мф 28:19). Поэтому если в ответ на человеческое слово и на призывание святого являлось присутствие Троицы, то тем более оно является там, где действует Вечное Слово (sermo operatur aeternus). Вы хотите знать, что Дух сходит? Ты слышал, что Он сошел, словно голубь. Почему словно голубь? Чтобы неверующих призвать к вере. В начале нужно было знамение, а впоследствии должно быть совершенство.

15. Послушайте другое. После смерти Господа нашего Иисуса Христа Апостолы собрались в одном месте и молились в день Пятидесятницы. Внезапно сделался большой шум, словно от сильного несущегося ветра, и явились разделенные языки как бы огненные (Деян 2:1–3). Что же это означает, если не сошествие Святого Духа, Который восхотел явить Себя, даже телесно, для неверующих? Он является телесно посредством знамения, а духовно — через таинство. Итак, это явное доказательство Его пришествия (adventus). Нам же предоставляется преимущество веры (praerogativa fidei). Поскольку в начале знамения совершались для неверующих, то нами в полноте церковной истина должна постигаться уже не через знамение, но верой (ср. 1 Кор 14:22; Евр 11:3).

16. Давайте теперь поговорим о том, что мы называем крещением. Ты пришел к купели, ты сошел в нее, ты был очень внимателен к происходящему. Ты увидел у купели первосвященника (summum sacerdotem), левитов и пресвитеров. Что же такое крещение?

17. В начале Господь Бог наш сотворил человека, чтобы он, если не вкусит греха, смертью не умер. Человек же, совершив грех, стал подвластным смерти и был изгнан из рая (Быт 3:17–23). Но Господь, Который восхотел продлить Свои благодеяния (beneficia) и уничтожить козни змея, разрушив все, что причиняет вред, прежде всего вынес приговор человеку: Земля ты и в землю пойдешь (см. Быт 3:19), тем самым сделав человека подвластным смерти. Таков был Божественный приговор, который не мог быть отменен по требованию человека. Однако было дано средство, чтобы человек умирал и воскресал. Зачем? Чтобы и то, что прежде послужило в качестве осуждения, впоследствии стало благодеянием. Что же это такое, если не смерть? Ты спрашиваешь: “Каким образом?”. Но ведь смерть, явившись, полагает предел греху. Ибо когда мы умираем, мы непременно перестаем грешить (Рим 6:7). Итак, казалось, что человек (который был создан чтобы жить, если не согрешит) для того, чтобы удовлетворить приговору, начал умирать. Однако чтобы вечная благодать Божия не прекращалась (человек ведь стал смертным), Христос сделал возможным воскресение. Таким образом Он возобновил небесную милость, которая была утрачена обманом змея. Итак, и то и другое — для нас, потому что и смерть — это окончание грехов, и воскресение — это восстановление природы (naturae reformatio).

18. Однако же чтобы в этом мире (saeculo) ложь и козни диавола не преобладали, было установлено крещение. Послушай, что об этом крещении говорит Писание, мало того, Сам Сын Божий: фарисеи, которые не захотели креститься крещением Иоанновым, отвергли волю Божию (consilium Dei) (Лк 7:30). Значит, крещение — это воля Божия. Как же велика благодать там, где есть воля Божия!

19. Итак, слушай. Ведь, для того, чтобы уже в этом мире (saeculo) разорвать путы диавола, было найдено, каким образом человек живым бы умервщлялся и живым воскресал. Что значит живым? Речь идет о телесной жизни, когда живой человек приходит к купели и погружается в купель. А вода откуда, если не из земли? Поэтому Божественный приговор исполняется без смертного оцепенения тела. Оттого что ты погружаешься, отменяется тот самый приговор: “Земля ты и в землю пойдешь”. Исполненный приговор дает место милости и помощи свыше (beneficio remedioque caelesti). Итак, вода из земли. Но для нашей жизни невозможно допустить, чтобы мы покрывались землей, а затем из земли восставали. И потом, не земля омывает, а вода омывает. Поэтому купель подобна могиле (sepultura).

20. Тебя спросили: “Веруешь ли ты в Бога Отца Всемогущего?”. Ты ответил: “Верую” и погрузился, то есть был погребен. Тебя спросили во второй раз: “Веруешь ли ты в Господа нашего Иисуса Христа и в Крест Его?”. Ты ответил: “Верую” и погрузился, а значит, был погребен вместе со Христом. Кто же был погребен вместе со Христом, тот и воскреснет со Христом (Рим 6:4). Тебя спросили в третий раз: “Веруешь ли ты и в Духа Святого?”. Ты ответил: “Верую” и погрузился в третий раз, чтобы многочисленные прегрешения прежней жизни были прощены троекратным исповеданием2.

21. Приведем вам даже пример. Святой апостол Петр, согрешивший при страдании Господа, кажется, по немощи человеческой природы (conditionis humanae), хотя прежде отрекся, позже, чтобы исправить и искупить это падение, трижды был вопрошаем от Христа, любит ли он Христа. Тогда он ответил: Ты знаешь, Господи, что я люблю Тебя (см. Ин 21:17). Он сказал трижды, чтобы трижды быть оправданным.

22. Поэтому так прощает грех Отец, так прощает Сын, так прощает и Дух Святой. Ведь мы были крещены в одно имя, то есть “во имя Отца и Сына и Святого Духа”. Не удивляйся, ибо Он возвестил об одном имени, где одна сущность (substantia), одна Божественность (divinitas), одно величие (majestas). Это есть то имя, о котором было сказано: Которым надлежит всем быть спасенными (см. Деян 4:12). Этим именем все вы спасены, все возвращены к благодати жизни.

23. Поэтому Апостол, как вы слышали в сегодняшнем чтении, восклицает, что всякий, кто крещается, в смерть Иисуса крещается (Рим 6:3). Что значит в смерть? Это для того, чтобы как Христос умер, так и ты вкусил бы смерть, как Христос умер для греха и живет для Бога, так и ты был бы мертв для прежних греховных соблазнов через таинство крещения и воскрес бы благодатью Христа. Итак, это — смерть, но не действительность телесной смерти, а ее подобие (in similitudine). Когда же ты погружаешься, ты воспринимаешь подобие смерти и погребения, ты принимаешь таинство Его Креста, ведь Христос висел на Кресте и Тело Его было прибито гвоздями. Таким образом, ты сораспинаешься, ты неразлучно связан со Христом, ты удерживаешься гвоздями Господа нашего Иисуса Христа, чтобы диавол не смог потом насильно тебя увести. Пусть держит тебя каждый гвоздь Христа, который уничтожает немощь человеческой природы.

24. Итак, ты погрузился, ты подошел к епископу. Что он сказал тебе? “Бог, — сказал он, — Отец Всемогущий, Который возродил тебя от воды и Духа и простил тебе грехи твои, Сам помазывает тебя в жизнь вечную”3. Смотри, куда ты был помазан: “в жизнь, — сказал он, — вечную”. Не предпочитай эту жизнь той жизни. Если, например, восстанет какой-то враг, если он захочет похитить у тебя твою веру, если он будет угрожать смертью, чтобы совратить хоть как-нибудь, смотри, что ты изберешь. Не избирай того, во что ты не был помазан, но избери то, во что ты был помазан, чтобы тебе предпочесть жизнь вечную жизни временной.

Книга III

1. Вчера мы вели беседу о купели, внешний вид которой есть как бы некий образ могилы (sepulcri forma est). Веруя в Отца и Сына и Святого Духа, мы принимаемся ею, погружаясь в нее, и затем восстаем, то есть воскресаем. Ты также принимаешь миро, то есть помазание, на главу. Почему на главу? Потому что ум мудрого в голове его (ср. Еккл 2:14), сказал Соломон4. Мудрость же без благодати не приносит пользы, но как только она воспримет благодать, тогда плод (opus) ее становится совершенным. Это называется возрождением (regeneratio).

2. Что такое возрождение? Ты знаешь, что в Деяниях Апостолов тот стих, который содержится во втором псалме: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя, очевидно относится к воскресению. Потому что в Деяниях Апостолов святой апостол Петр так истолковал этот стих, что тогда, когда Сын восстал от смерти, голос Отца провозгласил: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя (см. Деян 13:33; Пс 2:7). Потому и говорится, что Он первенец из мертвых (Кол 1:18). А что такое воскресение, если не то, когда мы восстаем от смерти к жизни? Так же и в крещении, поскольку оно есть подобие смерти: когда ты погружаешься и затем восстаешь из воды, несомненно, что это и есть подобие воскресения. Таким образом, по толкованию Апостола, как то восстание от смерти было возрождением, так и это восстание из купели есть возрождение (ср. Рим 6:3–11).

3. “Но почему, — говоришь ты, — погружаюсь я именно в воду?”. Это ли держит тебя в недоумении, из-за этого ли ты сомневаешься? Но ведь мы же читаем: Да произведет земля из себя плод <…> И произвела земля, произрастив плод (см. Быт 1:11–12). То же ты прочел и о воде: Да произведут воды живые существа <…> И произошли живые существа (см. Быт 1:20). Но ведь они произошли в начале творения, а тебе предназначено, чтобы вода возрождала тебя для благодати, как других она произвела для жизни. Представь же ту рыбу, которая получила самую малую благодать, однако для тебя она должна быть чудом. Она обитает в море и плавает по волнам, она живет в море и плавает во время бури. На море неистовствует буря, бушуют сильные ветры, а рыба плавает и не тонет, потому что имеет обыкновение плавать. Для тебя же мир сей (saeculum) — море. В нем есть различные бури, опасные волны, свирепые ветры. Будь же и ты рыбой, чтобы волны мира сего не потопили тебя. Отец же прекрасно говорит Сыну: “Я ныне родил Тебя”, то есть, когда Ты искупил людей, когда Ты призвал их в Царство Небесное, когда Ты исполнил волю Мою, тогда Ты показал, что Ты — Сын Мой.

4. Ты вышел из купели. Что было потом? Ты выслушал чтение. Препоясанный епископ (хотя подобает, чтобы это совершали и пресвитеры, однако начало служения полагает первосвященник), препоясанный, как я сказал, первосвященник умыл тебе ноги. Что это за таинство (mysterium)? Ты ведь слышал, что Господь, когда умыл ноги другим ученикам, подошел к Петру, и что тот Петр сказал Ему:Ты ли мне умываешь ноги! (см. Ин 13:6). То есть: Ты ли, Господь, умываешь ноги рабу, Ты ли, Непорочный, мне умываешь ноги, Ты ли, Создатель небес, мне умываешь ноги! Ты знаешь и другое место в Писании: Он пришел к Иоанну и сказал Ему Иоанн: Я от Тебя должен креститься и Ты ли приходишь ко мне! (см. Мф 3:14). Я — грешник и Ты пришел к грешнику, словно затем, чтобы потопить Свои грехи, Ты, Который греха не сотворил. Узри же “всякую правду”, узри смирение, узри благодать, узри освящение. Если не умою, — сказал Он, — тебе ног, не имеешь части со Мною (см. Ин 13:8).

5. Мы знаем, что Римская Церковь, примеру и обряду (typum et formam) которой мы следуем во всем, не имеет этого обычая (consuetudinem). Она не содержит такой обычай, чтобы умывать ноги. А потому подумай, быть может, она по причине многих стала нерасположена к этому обычаю. Ведь есть те, которые говорят, пытаясь оправдать обычай, что это должно совершаться не в таинстве, то есть ни в крещении, ни в возрождении, но чтобы ноги умывались как гостю. Но иное есть смирение, а иное — освящение. Теперь послушай, что это есть и таинство, и освящение: “Если не умою тебе ног, не имеешь части со Мною”. Ведь я говорю это не для того, чтобы осудить других, но чтобы самому рекомендовать другим мою службу. Я желаю во всем следовать Римской Церкви, однако же и мы имеем человеческий ум. А потому если что-то в другом месте соблюдается как более правильное, то и мы защищаем свое как более правильное.

6. Мы следуем самому апостолу Петру и стремимся к его благочестию. Что отвечает на это Римская Церковь? Во всяком случае для нас защитником этого утверждения является сам апостол Петр, который был епископом Римской Церкви. Сам Петр тогда сказал: Господи, не только ноги, но еще руки и голову (см. Ин 13:9). Узри веру. То, что прежде он отклонил, происходило из смирения, то же, что потом было им предложено — из благоговения и веры.

7. Поскольку он сказал “руки и голову”, Господь ответил ему: Кто омыл, не считает нужным омывать снова, разве только одни ноги умоет (ср. Ин 13:10). Почему так? Потому что в крещении смывается вся вина. Итак, вина удаляется. Но поскольку Адам был запнут от диавола и яд разлился по его ногам, потому ты и омываешь ноги, чтобы в той части тела, в которую змей коварно ужалил, появилась большая защита через освящение, чтобы впоследствии он не смог бы тебя запнуть. Итак, ты омываешь ноги для того, чтобы смыть змеиный яд. Для смирения это тоже полезно, если мы не будем стыдиться совершать в таинстве то, что отвергаем как знак оказания чести.

8. Затем следует духовная печать, о чем вы сегодня слышали в моем чтении (ведь после купели остается еще достичь совершенства), когда на призывание епископа сходит Святой Дух, Дух премудрости и разума, Дух совета и мужества, Дух познания и благочестия, Дух святого страха (см. Ис 11:2–3), и это как бы семь добродетелей Духа.

9. И более того, все добродетели происходят от Духа, но эти — как бы основные, как бы главные. Что важнее благочестия, что важнее познания Бога, что важнее мужества, что важнее совета Божия, что важнее страха Божия? Как страх мира сего есть слабость, так страх Божий есть великая сила.

10. Таковы суть семь добродетелей, когда ты получаешь печать. Ибо, как говорит святой Апостол, премудрость Господа нашего многообразна есть, и многообразна премудрость Божия (см. Еф 3:10), говорит он. Так же многообразен и Дух Святой, у Которого многие и разнообразные добродетели. Потому и называется Он Бог добродетелей (см. Пс 79:5,8,15,20), что может быть приложимо к Отцу и Сыну и Святому Духу. Но это тема для другой беседы и для другого случая.

11. Что же следует после этого? Ты можешь приблизиться к алтарю. И так как ты подошел, ты можешь видеть то, что прежде не видел. Это тайна, о которой ты прочел в Евангелии, или по крайней мере слышал, если не читал. Слепой предстал перед Спасителем, чтобы исцелиться. И Тот, Кто исцелял других одним только словом и Своею властью возвращал зрение (однако об этом говорится только в Евангелии, написанном Иоанном, который, по сравнению с остальными, действительно был свидетелем великих тайн, которые записал и разъяснил), восхотел предызобразить в нем это таинство. Все же Евангелисты святы, и все Апостолы, кроме предателя, святы. Но святой Иоанн, который последним написал Евангелие, как близкий испытанный друг и избранник Христов, подобно могучей трубе, возвестил вечные тайны. Все, что он сказал, есть тайна. Другие Евангелисты говорят, что слепой исцелился. Так говорит Матфей, так говорит Лука, так говорит Марк. Что же говорит один Иоанн? Он взял грязь и помазал его глаза, и сказал ему: Иди к Силоаму. И встав,он пошел и умылся, и пришел зрячим (см. Ин 9:6–7).

12. Обратись и ты к очам своего сердца. Телесными глазами ты видел то, что телесно, но того, что заключено в таинствах, ты не мог видеть прежде очами твоего сердца. Итак, когда ты дал свое имя, Он взял грязь и помазал твои глаза5. Что это означает? Это для того, чтобы ты признал свой грех, чтобы ты испытал совесть, чтобы принес покаяние за преступления, а значит, чтобы ты признал удел рода человеческого. Ведь тот, кто приходит к крещению, не исповедует открыто свои грехи, но тем самым он совершает исповедание всех грехов, ибо он стремится быть крещеным для того, чтобы быть оправданным, то есть чтобы перейти от вины к благодати.

13. Не думайте, что это излишне. Есть некто (я точно знаю одного такого), который, когда ему говорят: “В твоем возрасте ты должен скорее креститься”, отвечает так: “Зачем мне креститься? У меня нет греха. Разве я совершил грех?”. Он не имел грязи, ибо Христос не помазал ею его, то есть не открыл ему глаза. Ведь нет человека без греха.

14. Поэтому лишь тот, кто прибегает к крещению Христову, признает себя человеком. И тебе Он положил грязь, то есть дал тебе благоговение, благоразумие, осознание своей тленности и сказал тебе: “Иди к Силоаму”. А что такое Силоам? “Это значит, — говорит Иоанн, — посланный”. То есть: иди к той купели, где восхваляется Крест Господа Христа, иди к той купели, где Христос искупает прегрешения всех.

15. Ты пошел, ты омылся, ты подошел к алтарю, ты начал видеть то, что прежде не видел. То есть: через купель Господа и прославление страданий Господних очи твои открылись. И ты, который прежде был слеп сердцем, начал видеть свет таинств. Итак, возлюбленные братья, мы приблизились к алтарю, к рассмотрению предмета более высокого. По этой причине и в этот час мы не можем провести полное исследование предмета, ибо это слишком долгий разговор. На сегодня пусть будет достаточно того, что было сказано. Завтра, если угодно Господу, мы будем беседовать о самих таинствах.

Книга IV

1. В Ветхом Завете говорится, что священники имели обыкновение часто входить в первую скинию, во вторую же скинию входил первосвященник однажды в год. Об этом ясно говорит апостол Павел в Послании к Евреям, вспоминая повествование Ветхого Завета. Во второй же скинии была манна, был также жезл Аарона, который был сухим и затем снова расцвел, был и жертвенник кадильный (ср. Евр 9:2–7).

2. Зачем все это? Чтобы вы поняли, что есть вторая скиния, то есть баптистерий, в которую вас ввел епископ и в которую однажды в год имел обыкновение входить первосвященник, где и расцвел жезл Аарона6. Прежде он был сухим, а затем расцвел (Чис 17:8). И ты был сух, но начал расцветать в живительной влаге купели. Ты был иссушен грехами, ты был иссушен ошибками и преступлениями, но ты уже начал приносить плод, будучи насажен у источников вод (ср. Пс 1:3).

3. Но ты, может быть, скажешь: если священнический жезл был сухим и вновь расцвел, то что значит это для народа? Разве сам народ не является священством? Кому было сказано апостолом Петром: Вы же род избранный, царское священство, народ святой (см. 1 Пет 2:9). Каждый помазывается на священство и каждый помазывается на царство, однако царство это духовное и священство духовное.

4. Еще во второй скинии находился кадильный жертвенник. На кадильном жертвеннике возжигались благовония. Подобно и вы теперь благовоние Христово. Уже нет у вас никакой грязи преступлений, нет никакого запаха тяжкого греха.

5. Затем вам надлежало приблизиться к алтарю. Когда вы начали подходить, ангелы смотрели на вас. Взирая на вас приближающихся, они изумились, ибо то человеческое естество, которое прежде было испачкано черной грязью грехов, стало сиять. И потому они воскликнули: Кто Та убеленная, Которая восходит от пустыни? (см. Песн 8:5). Ангелы удивляются. Хочешь узнать, насколько они удивлены? Послушай апостола Петра, говорящего, что для нас было предназначено то, что сильно желают и ангелы видеть (см. 1 Пет 1:12). Послушай еще: Что око, — говорит Апостол, — не видело, и ухо не слышало, то приготовил Бог любящим Его (см. 1 Кор 2:9).

6. Узнай, наконец, что ты получил. Святой пророк Давид видел эту благодать в образах и сильно желал ее. Хочешь узнать, сколь сильно он желал ее? Снова послушай его, говорящего: Ты окропишь меня иссопом и я очищусь, Ты омоешь меня и более снега убелюсь я (см. Пс 50:9). Почему? Потому, что снег, хотя он и белый, быстро чернеет от любой грязи и затем исчезает. Благодать же, которую ты принял, останется навсегда, если удержишь то, что принял.

7. Итак, ты шел, желая увидеть столь великую благодать, ты шел к алтарю, желая принять таинство. Твоя душа говорит: И войду я к жертвеннику Бога моего, к Богу, Который радует юность мою (см. Пс 42:4). Ты сбросил греховную ветхость и облекся в благодатную юность. Небесные таинства даровали тебе это. Наконец, послушай еще Давида, говорящего: Обновится, подобно орлу, юность твоя (Пс 102:5). Ты стал настоящим орлом, который устремляется в небо и презирает все земное. Алтарь окружают настоящие орлы, ведь где Тело, там и орлы (см. Мф 24:28). Алтарь есть образ Тела, к тому же и Тело Христово находится на алтаре. Вы — орлы, обновленные через омытие преступлений.

8. Ты подошел к алтарю. Увидев тайны (sacramenta), пребывающие на алтаре, ты был удивлен ими. Ведь это обычная и всем знакомая пища (creatura).

9. Возможно, кто-то скажет: “Бог даровал иудеям столь великую благодать, одождив манну с неба (ср. Исх 16:4,13–15). Даровал ли Он верным Своим нечто большее? Дал ли Он большее тем, кому обещал?”.

10. Послушай, что я скажу. Таинства христиан древнее иудейских. Христианские таинства божественнее иудейских. Каким образом? Слушай. Когда появились иудеи? Они произошли от Иуды, то есть от правнука Авраама. Или, если хочешь понимать и так, то от Закона. То есть тогда, когда они стали достойны того, чтобы получить Божие право7. Итак, иудеи произошли от правнука Авраама, а наименованы были во времена святого Моисея. Бог тогда одождил манну с неба роптавшим иудеям. Для тебя же эти таинства были предызображены еще во времена Авраама, когда он, собрав триста восемнадцать рабов, рожденных в его доме, пошел, преследуя врага, и освободил из плена своего племянника. Когда он возвращался как победитель, навстречу ему вышел священник Мелхиседек и предложил хлеб и вино (Быт 14:14–18). У кого были хлеб и вино? Не у Авраама. Но у кого? У Мелхиседека. Значит, он — виновник (auctor) таинств. Кто же такой Мелхиседек, который знаменует собойцаря правды, царя мира (см. Евр 7:2)? Кто он, “царь правды”? Да и разве может какой-нибудь человек быть “царем правды”? Итак, кто же есть “царь правды”, если не сама “правда Божия”? А Кто же есть Божий мир и Божия премудрость (см. 1 Кор 1:30)? Тот, Кто смог сказать: Мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам (см. Ин 14:27).

11. Итак, прежде всего усвой то, что принятые тобою таинства древнее всех тех таинств, о которых иудеи говорят, что имеют их. И то, что христиане произошли прежде иудеев. Однако мы произошли по предопределению, они же — по имени.

12. Итак, Мелхиседек предложил хлеб и вино. Кто такой Мелхиседек? Без отца, — говорит Апостол, — без матери, без родства, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, подобный Сыну Божию (см. Евр 7:3). Это написано в Послании к Евреям. “Без отца, — говорит Апостол, — и без матери”. Без матери был рожден Сын Божий небесным рождением, ибо Он был рожден только от Бога Отца. И с другой стороны, Он был рожден без отца, когда родился от Девы. Ведь Он произошел не от семени мужа, но был рожден от Духа Святого и Девы Марии. Он родился из девического чрева. Мелхиседек, подобный во всем Сыну Божию, также был священником, ведь и Христос — священник, Которому сказано: Ты еси иерей вовек по чину Мелхиседека (см. Пс 109:4).

13. Значит, установителем (auctor) таинств кто является, если не Господь Иисус? Эти таинства произошли с неба, ибо вся воля (omne consilium) — с неба (ср. Лк 7:30). Тем не менее, воистину велико и божественно то чудо, что Бог одождил манну с неба для народа и люди ели, не работая.

14. Возможно ты скажешь: “Это обычный хлеб”. Но этот хлеб является обычным хлебом только до слов освящения (verba sacramentorum). Как только наступит время освящения (consecra­tio), из хлеба он станет Телом Христовым. Давайте же докажем это. Как этот хлеб может быть Телом Христовым? А освящение совершается какими словами и чьими речами? Господа Иисуса8. Ибо все то, что произносится прежде, произносится от священника: прославление Бога, молитва, прошение за народ, за царей и за все остальное. Но как только приближается время совершения честнаго таинства, священник уже употребляет не свои слова, но произносит слова Христовы. Следовательно, слово Христа совершает это таинство.

15. Что же это за слово Христово? Несомненно, то, которым все сотворено. Повелел Господь, и произошло небо; повелел Господь, и произошла земля; повелел Господь, и произошли моря; повелел Господь, и произошла всякая тварь. Итак, ты видишь, сколь действенно (quam operatorius) слово Христово. А если в слове Христа столь великая сила, что произошло то, чего прежде не было, то насколько действенней (quanto magis opera­torius) это слово в том, чтобы уже существующее преложить в иное9. Не было неба, не было моря, не было земли, но послушай Давида, говорящего: Он сказал, и они явились; Он повелел, и они создались (см. Пс 32:9; ср. 148:5).

16. Итак, я отвечаю тебе: хлеб не был Телом Христовым прежде освящения, но после освящения, говорю тебе, это уже Тело Христово. Он сказал, и стало; Он повелел, и создалось. Ты сам существовал и прежде, но ты был ветхим творением; после того же как ты был освящен, ты стал новым творением. Хочешь удостовериться, что ты новое творение? Всякий, — говорит Апостол, — во Христе новая тварь (см. 2 Кор 5:17).

17. Итак, послушай, как слово Христово имеет обыкновение прелагать (mutare) всякое творение и изменяет (mutet), когда хочет, естественные законы (instituta naturae). Ты спрашиваешь, каким образом? Слушай. Прежде всего приведем в пример Его рождение. Закон (consuetudo) природы таков, что человек рождается от мужа и жены через брачное соединение. Однако Господь восхотел, избрав такое таинство, чтобы от Духа Святого и Девы был рожден Христос, то есть Посредник между Богом и людьми, Человек Иисус Христос (см. 1 Тим 2:5). Итак, ты видишь, что вопреки законам и уставам естества (contra instituta et ordinem <naturae>) Человек родился от Девы.

18. Послушай другое. Народ иудейский был стиснут между египтянами и морем. По Божественному повелению Моисей прикоснулся жезлом к воде, и море расступилось, но не по закону естества, а по благодати небесного повеления (Исх 14:21). Послушай еще. Народ жаждал. Он пришел к источнику. Но источник был горьким. Святой Моисей бросил дерево в источник, и источник, бывший прежде горьким, стал сладким, то есть он изменил свое природное свойство, восприняв сладость благодати (Исх 15:23–25). Послушай и четвертый пример. Топор упал в воду и, поскольку он был железным, утонул по своему природному свойству. Елисей бросил топорище в воду, и железо тотчас поднялось на поверхность воды (4 Цар 6:5–6), несомненно, вопреки свойству железа, которое является более тяжелым веществом (materies), чем водный элемент.

19. Неужели из всего сказанного ты не понимаешь, сколь дейст­венно Божественное слово (sermo caelestis)? Если Божественное слово было действенно в земной купели, если оно было действенно в других случаях, то неужели оно не действенно в небесных таинствах? Итак, ты теперь знаешь, что хлеб становится Телом Христовым, а вино в чаше с добавленной водой становится кровью, не иначе как Божественным освящением (consecratione caelesti).

20. Но ты, может быть, скажешь: “Я не вижу крови”. Но это ее подобие (similitudo). Ибо как ты воспринял подобие смерти, так же и подобие честной крови ты пьешь, дабы не было ужаса при виде настоящей крови и цена искупления не стала бы напрасной. Итак, теперь ты знаешь, что то, что ты принимаешь, есть Тело Христово.

21. Ты хочешь быть уверен, что освящение совершается Божественным словами? Послушай, что это за слова. Священник произносит: «Соделай для нас это приношение угодным, разумным, благоприятным, которое есть образ Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Он накануне Своих страданий взял хлеб в святые Свои руки, возвел очи Свои на небо, к Тебе, Святый Отче, Всемогущий Боже, воздав благодарение, благословил, преломил и преподал Своим ученикам и Апостолам, говоря: “Примите и вкусите от него все, ибо это есть Тело Мое, Которое за многих будет преломлено”».

22. Слушай внимательно. «Подобно и чашу после вечери, накануне Своих страданий, Он взял, возвел очи Свои на небо, к Тебе, Святый Отче, Всемогущий Боже, воздав благодарение, благословил, преподал Своим ученикам и Апостолам, говоря: “Примите и пейте из нее все, ибо это есть кровь Моя”». Заметь, что все эти слова принадлежат Евангелисту, до слов “Примите”, говорящих о Теле и Крови, а затем уже идут слова Христовы: “Примите и пейте из нее все, ибо это есть кровь Моя”.

23. Обрати внимание на одну подробность. Священник произносит: “Он накануне Своих страданий взял хлеб в святые Свои руки”. До освящения — это хлеб, но после произнесения слов Христа — это Тело Христово. А теперь послушай Говорящего: “Примите и вкусите от него все, ибо это есть Тело Мое”. Прежде произнесения слов Христа, в чаше — вино и вода, после же действия слов Христа — там кровь, искупившая людей. Посмотрите же, сколь могущественно слово Христа, которое изменяет все существующее. Наконец, Сам Господь Иисус засвидетельствовал нам, что мы принимаем Его Тело и кровь. Должны ли мы сомневаться в истинности Его свидетельства?

24. Вернемся теперь к тому, о чем я говорил. Воистину велико и достойно почтения то, что манна излилась с неба для иудеев. Но подумай, что значительней: манна с неба или Тело Христово? Несомненно, Тело Христа, Который есть Творец неба. Далее, тот, кто ел манну, умер, а тот, кто будет вкушать это Тело, получит оставление грехов и не умрет вовек (см. Ин 6:49,58).

25. Значит, не напрасно ты говоришь: “Аминь”, признавая в сердце, что принимаешь Тело Христово. Поэтому когда ты подходишь, священник говорит тебе: “Тело Христово”, ты же отвечаешь: “Аминь”, то есть “Истинно”. Пусть же то, что исповедует язык, происходит из твоего внутреннего чувства. Знай же, что это есть то таинство, которое было предызображено ранее.

26. Пойми, сколь велико это таинство. Слушай, что Он говорит: Всякий раз, когда вы будете совершать это, в Мое воспоминание совершайте, доколе Я снова не приду (см. 1 Кор 11:26).

27. Священник же произносит: “Итак, воспоминая Его преславные страдания и из ада воскресение и на небо вознесение, приносим Тебе эту Жертву непорочную, Жертву разумную, Жертву бескровную, этот святой Хлеб и эту Чашу жизни вечной, и просим и умоляем, приими это приношение в горний Твой жертвенник руками ангелов Твоих, как Ты благоволил принять дары отрока Твоего праведного Авеля и жертву патриарха нашего Авраама и жертву, которую принес Тебе первосвященник Мелхиседек”.

28. Итак, что тебе сказал Апостол о том, когда ты принимаешь таинство? Всякий раз, когда мы принимаем его, мы возвещаем смерть Господню (1 Кор 11:26). Если же мы возвещаем смерть, то мы возвещаем и оставление грехов. Если же всякий раз, когда пьется кровь, она пьется в оставление грехов, то тогда я должен всегда принимать ее, чтобы мне всегда отпускались грехи. Я, согрешающий всегда, должен всегда иметь врачевство.

29. Между тем и сегодня мы смогли многое объяснить. Завтра же и в субботу, если будет возможность, мы будем говорить о молитве Господней и о ее составе. Да сохранит Господь Бог наш благодать вам, которую даровал, и да благоволит всецело просветить ваши очи, которые отверз, через Единородного Сына Своего, Царя и Спасителя, Господа Бога нашего, через Которого и с Которым Ему хвала, честь, слава, величие, сила со Святым Духом от века, и ныне, и всегда, и во все веки веков. Аминь.

Перевод с латинского

священника Александра Гриня

1Лакуна.

2О такой форме крещения говорят Тертуллиан — “О зрелищах”, IV; “О крещении”, V; священномученик Ипполит Римский — “Апостольское предание”, 21; святитель Кирилл Иерусалимский — “Слова тайноводственные” 2:4. Упоминание Креста — особенность миланского чина крещения.

3Это помазание не является таинством Миропомазания, которое в Милане совершалось после ритуала омовения ног (О таинствах III,8). Для Запада характерно двойное посткрещальное помазание: вначале главы и всех частей тела, затем крестообразное помазание чела (см. Священномученик Ипполит Римский. Апостольское предание, 21).

4Это не буквальная цитата. Святитель Амвросий перефразирует библейский текст.

5Речь идет о регистрации желающих принять крещение, имена которых вносились в книгу перед началом периода оглашения. См. Протоиерей А. Шмеман. Водою и Духом. М., 1993. С. 19.

6Таинство крещения совершалось в Милане один раз в год, на Пасху.

7Ботте делает такое замечание: “Игра слов iudaei — ius Dei сейчас уже не является признаком хорошего вкуса, но для древних это было обычным”. — Ambroise de Milan. Des Sacrements. Des Myst–res. Explication du Symbole. Paris, 1961. P. 106.

8Святитель Амвросий придает установительным словам Спасителя тайносовершительное значение. Однако это не предполагает отсутствие эпиклезиса в анафоре. На Западе был распространен как восходящий, так и нисходящий эпиклезис. Об эпиклезисе в западных анафорах см. Успенский Н. Д. Византийская литургия. Анафора. М. 2003. С. 273; Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия. Париж 1947. С. 269–272.

9Святитель Амвросий для обозначения преложения хлеба и вина в Тело и кровь Господа впервые ввел на Западе термины conversio, mutare, transfiguratio (Адамов И. И. Св. Амвросий Медиоланский. Сергиев Посад 1915. С. 524).

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.