Олеся Николаева о ста книгах

|

Председатель правительства РФ Владимир Путин предложил сформировать список из 100 книг, которые определяли бы отечественный “культурный канон” и которые должен прочитать каждый выпускник школы. Эту идею он высказал в своей статье “Россия: национальный вопрос”.

Предложение Путина прокомментировала ПРАВМИРу Олеся Александровна Николаева, поэт, эссеист, прозаик, супруга протоиерея Владимира Вигилянского.

Олеся Николаева. Фото Юлии Маковейчук

Олеся Николаева. Фото Юлии Маковейчук

На мой взгляд, это – то, чего ждала наша интеллигенция: возрождение гуманитарного образования на основе русской литературы. Об этом было написано правительству множество обращений и писем – академиками, преподавателями высших учебных заведений, писателями, учителями и просто родителями школьников. Иное дело – как определить этот список? Как это практически осуществить?

Я бы могла сказать, что в эти сто книг обязательно должен войти весь Пушкин вместе со своими дневниками и письмами. Будучи творцом русского литературного языка, он явил нам образ русского мира, который пронизывают лучи Царства Небесного, он сформулировал цель поэзии (“цель поэзии не нравоучение, а идеал”), он дал нам образ русского национального характера, он обозначил п у т ь, он со властью художника и мыслителя возгласил, что ни за за что свете не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории его предков.  И его сочинения, и его образы, и его идеи, и его язык по сей день являются живой водой отечественной мысли и словесности, в них заключены наши национальные начала. Ответы на многие вопросы, которые до сих пор насущны для нашего общества, отечества и просто частного человека, он дал нам впрок. Мы можем обратиться к Пушкину и там найти способ, как развязать мучительно затянутые узлы русской жизни.

В максимально полном объеме должен быть  представлены произведения Достоевского вместе с  дневниками.

Так же, как в музыкальной школе ученикам “ставят голос” или “ставят руку”, школьникам надо “поставить мыслительные опоры”, заложить основу национальной мысли, национальной идеи. Константин Леонтьев говорил: “Форма – это деспотизм внутренней идеи, не дающей материи разбегаться”. Эта внутренняя идея – прочный национальный архетип, который не удалось разрушить даже кровавому антинародному коммунистическому режиму. Именно эти” опоры” и “основы” будут хранить наших детей от пошлой бесформенности и духовной всеядности, они послужат иммунитетом от многих завиральных и пагубных идей, пронизывающих наше общество.

Нечего и говорить, что необходимы также толковые учителя, которые могли бы именно воспитывать и образовывать, то есть питать этим наших детей и формировать в них образ, по которому они созданы . Пушкин и Достоевский – два столпа нашей национальной культуры и отечественной ментальности. Это тот минимум, который российский человек должен знать и усвоить. Потому что именно в их творчестве содержатся наши национальные и культурные начала. Если ребенок проникнется этой системой ценностей, в нем будет заложена очень прочная основа.

Помимо этого, конечно, в школе должна быть представлена вся русская классика – Державин, Гоголь, Лермонтов, Тютчев, Гончаров, Лесков, Тургенев, Толстой (без “Воскресенья”), Фет, Чехов и т.д. И, конечно, 20 век – прежде всего – Солженицын и его «Архипелаг ГУЛАГ».

Все это – драгоценное наследие, которое и составляет наше национальное достояние. Лишь тогда человек может адекватно рассуждать и здраво мыслить, когда в него уже заложен такой фундамент. Он уже будет в состоянии мотивировать свои рассуждения, давать оценку тем или иным явлениям, опираясь на культурный слой, имея в запасе множество литературных и идеологических ассоциаций, будет в состоянии отличить правую руку от левой. Это то, что будет формировать личность.

А личность, имеющая идеалы и убеждения, которые она в состоянии защищать и отстивать, личность, у которой есть возможность делать осознанный выбор, куда более свободна, чем невежда, блуждающий в слепоте  своих случайных предпочтений и извне навязанных пристрастий.

Кроме того, я  – за то, чтобы дети писали сочинения, учились формулировать свои мысли, находить для этого нужные слова – пусть это будут даже и какие-то наивные вещи, важно, чтобы это были собственные суждения.  При этом должен быть серьезно повышен статус преподавателя русского языка и литературы.

Государственная культурная стратегия должна исходить именно из этого, но на этом не завершаться. Национальная кульура – это не этнографический заповедник и не гетто для интеллигенции, выглядящей на фоне рыночной номенклатуры весьма маргинально. Она должна пронизывать все общество. Именно в постановке русской традиционной культуры  должны обсуждаться все вопросы нравственной, общественной и государственной жизни.

Читайте также:

Нужен ли нам такой закон «О культуре»?

Олеся Николаева: Почему я против новой реформы школьного образования (ВИДЕО)

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
При чем здесь «Лего», а также как накормить большое семейство и сэкономить на репетиторах
В Москве должен появиться перинатальный хоспис - там будут помогать в таких случаях, какой был у…

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: