Они не искали земной победы и одни остались у Креста

Апостолы бежали, остались одни женщины. Почему это могло случиться? Проповедь митрополита Сурожского Антония, произнесенная им в Неделю святых жен-мироносиц 10 мая 1992 года.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы сегодня молитвенно и благоговейно вспоминаем святых жен-мироносиц.

Митрополит Антоний Сурожский

Митрополит Антоний Сурожский

Жены-мироносицы одни остались у креста Господня вместе с Божией Матерью и святым Иоанном, юнейшим учеником Христа, которого Евангелие называет любимым и любящим. Апостолы бежали, остались одни женщины. Почему это могло случиться?

Не потому ли, что апостолы собрались вокруг Христа, пораженные Его личностью, убежденные умственно Его учением и видя в Нем того, который пришел и освободит израильский народ от римского плена и восстановит царство Израиля. Они переживали Его как своего наставника, учителя, но вместе с этим они до конца не поняли, кто Он.

Жены-мироносицы и многие женщины, которые были вокруг них, не ожидали от Спасителя Христа никакой политической деятельности, никакого государственного переворота; для них, в их сердце, которое сумело отозваться на личность и на учение Спасителя, было достаточно того, кем и чем Он был.

Они, через тонкий покров Его плоти, прозревали сияние Божества.

Для них было достаточно того, что Он Своим словом, Своим взором, Своими действиями вырвал их из гнета временной жизни, из плена греха, из плена и порабощения человеческого и сделал их достойными Царствия Божия; для них было достаточно, что Он открыл перед ними вечность и что эта вечность разорвала как бы границы времени и пространства, и теперь через Него, благодаря Ему они принадлежали Божественному миру.

И этого было для их сердец достаточно; они не искали земной победы. И поэтому, когда ученики Христовы, сраженные Его поражением, бежали, укрылись от гнева еврейского, они не ушли никуда. Для учеников Он был пораженный вождь, для жен-мироносиц Он был тот же самый: Господь Иисус Христос, Спаситель, начаток жизни вечной для них.

И среди них одна выделяется особенно, которую мы также сегодня вспоминали: это Мария Магдалина. Она была грешница, и ее Христос извлек из глуби греха и поставил в область чистоты, целомудрия, веры и любви. Христос в Евангелии говорит: Кому много прощается, тот много любит… Ей простилось много, больше, чем другим, праведным по-человечески женщинам и мужчинам; ей простилось то, что ее влекло в вечную погибель, она восстала из мертвых еще до воскресения Христова. Она стала живым, другим человеком раньше чем стать человеком Божиим во Христе и Духе Святом.

И поэтому мы ее видим у гроба, одну, единственную, плачущую среди ночи, плачущую о том, что ушел от них – и не только от нее, а от них всех – Господь жизни.

И когда она услышала слова Христа воскресшего, слова Христа, говорящего: О ком ты плачешь, кого ищешь?.. то среди слез своих закрывавших ее взор, из глубины и тьмы своего горя и отчаяния она не узнала Его голоса: «У меня отняли Господа моего, и я не знаю даже, куда Его положили!» И Христос одним словом рассеивает весь мрак и открывает новую жизнь: Мария! – говорит Он ей. Он говорит ей это слово, которое все вокруг произносят, но Он говорит так, что это слово, ее имя дошло до глубины ее существа, и не было в ней сомнения, кто это слово произнес.

И она наклонилась перед ним: Господь мой! Бог мой! Учитель! – и хотела прикоснуться, хотела взять в свои объятия Его ноги, облобызать их; но Христос знал, что она как бы еще привязана к Его телесному существованию, тогда как перед ней предстоял тот мир, где всё телесное станет духовным; не переставая быть телесным, но уже принадлежа к миру вечности: Не прикасайся Мне, Я еще не взошел ко Отцу Моему, – но иди к братии Моей и скажи им…

И она поспешила с этой вестью. Она не сразу сумела это сказать, ученики не смогли поверить, потому что они другого ожидали. Она не ожидала другого; она ожидала живого Христа, жизнь, ворвавшуюся в область смерти, вечность, ворвавшуюся в область времени и пространства, Бога, вступившего в Свои права в мире, откуда Он был извержен человеческим грехом, человеческой неверностью, человеческим предательством.

И она пришла к ним с вестью, которая из недели в неделю теперь до святой Троицы будет греметь в нашем храме о том, что воскрес Христос: Христос воскресе! – Воистину воскресе!.. Христос воскресе! – Воистину воскресе!.. Христос воскресе! – Воистину воскресе! – и понесем эту весть в жизни и в сердцах не потому что она это сказала, а потому что в Нем наша жизнь вечная. Аминь.

Текст: Электронная библиотека «Митрополит Антоний Сурожский»

Аудио предоставлено порталом «Предание»


Читайте также:

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Кофе с сестрой Вассой: Как однажды женщины были правы, а апостолы – неправы

Евангельские повествования о событии частично противоречивы. Почему это так? Потому что это реальная история, потому что…

Старец Моисей Святогорец: Чему нас учат и на что вдохновляют жены-мироносицы

Цунами можно победить дерзновенной любовью, действиями, подобными поступку жен-мироносиц, слезами покаяния верующих.