Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: “Человеку сегодня нет смысла притворяться верующим”

Портал «Православие и мир» продолжает публиковать ответы протоиерея Всеволода Чаплина на вопросы, заданные читателями в период с 19 по 29 мая.

Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: «Чем дальше, тем больше медиа мне надоедают»

Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: «Церковь к мирской власти не рвется»

Отец Всеволод, перед выборами стали создаваться фронты, заявления идут, пресс-конференции. Церковь к этому делу не подтягивают? Может быть, пора сделать какое-то заявление от Патриархии? Определить позицию (надеюсь, нейтральную) в предвыборном карнавале?

И еще, как Вы думаете, против кого власть воевать собралась, кто с другой стороны фронта? И еще, идти ли православным на (во) фронт? И с какой стороны?

Все заявления давно сделаны. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви ясно говорится, что Церковь не участвует в политической борьбе, не ведет предвыборную агитацию, не поддерживает ни одну из политических сил, при этом ведя диалог со всеми такими силами, ища блага общества и его единства.

Об этом буквально только что Святейший Патриарх Кирилл напомнил на Всемирном Русском Народном Соборе, в котором участвовали представители крупнейших политических партий.

Можно по-разному относиться к названию «Народный фронт», однако я не слышал, чтобы его создатели планировали с кем-то воевать, и слава Богу. Миряне, в отличие от духовенства, могут быть членами разных политических партий, могут они быть и членами «Народного фронта». Самое главное, чтобы, ведя политическую деятельность, они заботились о благе страны и народа.

Современная власть теряет авторитет в обществе. РПЦ поддерживает с властью тесное сотрудничество по многим вопросам образования, обустройства и строительства земных храмов, и ангажирует во власти собственные интересы.

С потерей авторитета власти не теряет ли в обществе авторитет Церковь более, чем находит выгоды в поддержке или пассивном умалчивании безнравственной политики властей?

Василий Г.

Церковь взаимодействует с любой властью. Мы знаем из церковной истории, что даже с враждебно настроенной властью всегда поддерживались отношения, что неизбежно в любом государстве и любом обществе. Тем более в государстве, в котором власть в значительной степени состоит из православных христиан, было бы странно от такой власти отстраниться.

Власть и Церковь взаимодействуют не только в строительстве храмов, но и в делах, приносящих пользу людям: в области той же социальной работы, в борьбе с наркоманией и иными пороками.

При этом критика власти со стороны Церкви звучит постоянно – возьмем хотя бы темы социального неравенства, общественной нравственности, таких спорных явлений как ювенальная юстиция или электронная идентификация граждан. Впрочем, отличие критики со стороны Церкви от критики со стороны оппозиции – в том, что Церковь не стремится получить власть, и, говоря критически звучащие вещи, она не говорит при этом: вот, они плохие, выберите нас вместо них.

Не считаете ли Вы, что руководители нашего государства только внешне изображают приверженность к Православию, а своими действиями способствуют разрушению и деградации нашей страны и ее населения?

Думаю, что человеку сегодня нет никакого смысла притворяться верующим. Во власти и элите есть много неверующих людей, и они открыто об этом говорят. Те верующие представители власти, которых я знаю, пришли к Богу вполне искренне. Может быть, в 90–е годы были люди, которые неумело крестились перед телекамерами, надеясь приобрести определенную популярность, но этого не получилось, поскольку народ у нас очень ясно чувствует фальшь в вопросах веры.

Считаете ли Вы Освященный Собор 1613 года каноничным собором Русской Православной Церкви? Действует ли до сих пор решение собора о том, чтобы «в роды и роды», «отныне и до века» «иного Государя, мимо Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея Руси Самодержца, и их Царских Детей (которых им, Великим Государем, вперед Бог даст) из иных Государств, и из Московских иноземцев и родов не искати и не хотети». Если нет, то кто его отменил? Если да, то как его следует выполнять?

Прежде всего, вспомним, что это был Собор не сугубо церковный, но церковно-светский. И его решения были направлены в первую очередь на организацию жизни государства.

Церковь много раз высказывалась в поддержку тех или иных властей, включая, например, иноверных турецких султанов. Особое место в истории такой поддержки занимает поддержка православных монархов. Однако власти менялись, а поскольку подобными соборными решениями очень часто выражалась поддержка той власти, которая существовала на данный момент, решения последующих соборов часто отвечали на этот вопрос иначе, чем предыдущие.

Современное отношение Церкви к государственной власти, к различным ее формам, к различным государственным строям, ясно выражено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви.

Христос Воскресе!

О. Всеволод, не секрет, что историей Церкви сейчас часто занимаются люди внецерковные, а порой и даже не крещёные. На Ваш взгляд, стоит ли светским историкам заниматься разработкой церковной истории или это всё же оставить людям с уже определенным церковным опытом?

Екатерина Александровна

Запретить исследовать историю, в том числе историю Церкви, никому нельзя. Более того, налагать такие запреты не надо. Впрочем, хочется надеяться, что светские исследователи истории Церкви будут относиться к предмету с объективностью и без фобий, порожденных предвзятостью. Худший пример такого подхода – это большая часть советских исследований истории Церкви.

Здравствуйте отец Всеволод!

Хотелось бы узнать, как Вы относитесь к теории эволюции? Можно ли быть православным и при этом придерживаться современной научной картины мира?

Александр Дмитриев.

Это большая тема, в которой не считаю себя специалистом.

Известно, что среди православных верующих есть разные мнения – от буквального понимания 6 дней творения как астрономических суток длиной в 24 часа до принятия теории Дарвина о происхождении одних биологических видов от других путем эволюции.

Думаю, что дискуссия на эту тему будет продолжаться не только в обществе, но и в Церкви. И, наверное, большее участие в такой дискуссии должны принимать ученые. Надеюсь, что они, наконец, ответят на неудобные вопросы, в частности, о том, почему никто не имеет достоверных свидетельств перехода одних биологических видов в другие, а известные нам со школьной скамьи «доказательства» в значительной степени опровергнуты, причем некоторые из них были прямой фальсификацией.

Многие современные ученые считают нераскрытой тайной происхождение живой клетки и вопрос о происхождении разума. Последнее признавал даже скептически настроенный академик Виталий Гинзбург. Думаю, что ответ на этот вопрос надо искать в ходе честной научной и общественной дискуссии, а не путем утверждения одной гипотезы как безальтернативной и «доказанной на все века».

Отец Всеволод! Будьте благословенны! У меня к Вам вопрос: в чем состоит, проявляется благословение и милосердие Бога в нашей мирской жизни?
Если написано:
1 Петра 2:19-23
19 Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо.
20 Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу.
21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
22 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.
23 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.
Не судите строго за вопрос.

Действительно, страдания, в том числе с человеческой точки зрения безвинные, нередко посылаются Богом человеку для его укрепления, назидания, а в конечном счете – спасения. И когда человек начинает понимать это, ему открывается духовный смысл такого страдания.

Здравствуйте! Скажите, почему не был признан официально 8 вселенским собором собор 879-880 года, созванный при (Константинопольском) патриархе Фотии, тем более если этот собор признают святые (Григорий Палама, Симеон Солунский, Марк Ефесский и др.) против ереси латинян (римо-католической церкви). Будет ли этот собор признан официально на предстоящем всеправославном соборе или будет ли признана ересь римо-католической церкви ересью или нет?

Об этом, наверное, лучше спросить у церковных историков. Я таковым не являюсь. Между прочим, это событие происходило до отделения Западной Церкви от Восточной. И тот факт, что после этого собора Церкви находились в единстве, о многом говорит.

Христос Воскресе!

Мой вопрос, конечно же, не является самым актуальным и острым на фоне огромного количества самых разных проблем в жизни общества и самой Церкви, но все же хотелось бы узнать Ваше отношение к такому факту как участие священнослужителя в ТВ-рекламе каких-либо подарочных изданий Библии, молитвословов, крестиков и других изделий (как правило, дорогостоящих), если так можно выразиться, церковной тематики. Выпуски коротких рекламных программ, где ведущий и священник говорят о каждом предлагаемом изделии, и тут же указывается телефон, по которому можно позвонить и приобрести тот или иной товар, довольно часто встречаются на различных телевизионных каналах (пока еще не на центральных). Не кажется ли Вам, что подобные аналоги “магазина на диване”, где священник выступает в роли со-ведущего или даже единственного ведущего, и где нечто красивое, позолоченное и “церковное” можно купить в подарок, так сказать, не выходя из дома, вызывают, скорее, отрицательную реакцию, как среди церковных людей, так и среди тех, кто еще не готов по каким-либо причинам переступить порог храма? Заранее благодарен за Ваш ответ!

Илья.

Я не думаю, что Церковь должна пользоваться средствами рекламы, в том числе оплаченным рекламным временем для предложения литературы или для информирования людей.

Наверное, было бы лучше, если бы телеканалы предоставляли такую возможность на некоммерческой основе. С другой стороны, мы знаем, что в православных газетах размещаются информационные объявления о том, где купить книгу, где находится православный магазин, где действуют те или иные церковные инициативы. В самом по себе информировании людей нет ничего плохого. Но если такое информирование размещается за деньги между рекламой колготок и шампуня, то это способно покоробить людей, и нужно десять раз подумать, стоит ли в таком контексте информацию размещать.

Христос воскресе!

Отец Всеволод! Я от Сестричества ростовского Свято-Казанского храма провожу с сестрами беседы в городском психо-неврологическом интернате №1. Среди действительно больных людей – наших подопечных есть молодая пара, Наталья и Денис, им по 25 лет, они с детства вместе, любят друг друга и хотели бы создать семью. Интернат не возражает их отпустить, если им предоставят жильё с постоянной пропиской. А где его взять? Родители от них отказались в детстве, государство не дало. Денису написали диагноз – лёгкая олигофрения – и всё! Ребята добрые, отзывчивые, помогают немощным в интернате, Денис – работает на стройке. Как им можно помочь? Посоветуйте, пожалуйста!

Другой подопечный – колясочник Игорёк. Он мечтает жить при монастыре или православной общине. http://kazanskoi.ru/node/534 Это ссылка на статью про него на сайте нашего храма.

Отец Всеволод! Может, Вы знаете – есть у нас в России такие обители, которые бы могли дать пристанище Игорю?

Игорь, Денис и Наталья дееспособности не лишены, получают пенсию. На свои небольшие сбережения(часть пенсии перечисляется на книжку) они хотели купить дом на троих в деревне, но сумма явно недостаточна.

Может Вы знаете адреса православных деревень – общин, которые бы смогли им помочь?

Батюшка! Прошу Ваших святых молитв, Вашего совета, Бог даст – и помощи. Спаси Вас Господь!

Ольга П.

Конкретные адреса мне назвать сложно. Может быть, имеет смысл обратиться в Комиссию по делам монастырей или узнать, где есть поселения, в которых верующие люди строят или покупают себе дома. Понятно, что люди, о которых идет речь, очень небогатые, поэтому стоило бы, наверное, обратиться к состоятельным православным христианам с просьбой помочь. Даст Бог, люди откликнутся.

Как Вы думаете, почему до некоторых наших людей не доходит, что Патриарх – лицо официальное и представляет нашу Церковь, что у Него должен быть определенный набор “атрибутики”: машина, водитель и прочее. Что одет он должен быть прилично. Почему этот вопрос вызывает непомерную ругань, даже среди тех, кто относит себя к православным и ходит в Церковь? Что это – зависть, недалёкость? Ведь Папа Римский ездит на дорогих машинах, облачение его – всегда на высоте: и никого из католиков это не нервирует. Спасибо за ответ.

Есения Ковалева.

Здравые слова здравого человека. Хороший ответ на поток зависти, который недавно пролился в блогах. К тому же надо помнить, что все эти вещи не принадлежат Святейшему Патриарху, он только пользуется ими. И когда люди, у которых, возможно, в личной собственности есть гораздо большее, завидуют тому, что принадлежит Церкви – это в нравственном плане весьма нечистоплотно.

Работаю в духовном училище. Как оградить в общежитии нормальных воспитанников, живущих духовной жизнью, от негативного влияния маловерующих или вообще неверующих?

Помогать им объединиться и уверенно отстаивать право на свой образ жизни, на то, чтобы никто не унижал их веру и не оспаривал их право жить в соответствии с ней.

Будет ли когда подниматься сознательно, целеустремленно и разумно уровень знания своей веры и образа по ней на уровне прихода в современном Православии? Ужас берет от чтения некоторых из наших православных на форуме А. Кураева. Это позор, дискредитация нашей веры…

О духовном развитии человека и православной социальной среды заботится каждый активный священник, так что осуществление этой заботы – одна из основных миссий Церкви. Культуры общения в некоторых блогах и на некоторых форумах действительно недостает. Мне бы хотелось посоветовать православным христианам, которые в этом пространстве присутствуют, не скрываться за кличками, а прямо называть себя. Чем чаще люди будут так поступать, тем меньше будет хамства, ложных обвинений и брани.

Отец Всеволод, Христос посреди нас!

Второй год я стараюсь наладить работу православного форума http://forum.vaterdan.ru в роли администратора. В связи с тем, что мне было благословлено покойным епископом Тихоном (Архангельским и Холмогорским) поддерживать контакты с Протестантами (в частности это Лютеране Германии, Норвегии и Швеции), то подобное общение я стараюсь перевести и в рамки нашего форума. Мне известны “пугливо-агрессивные” настроения части мирян и духовенства Русской Православной Церкви в отношении инославных, и, честно признаюсь, я уже на себе испытал “потерю репутации” в глазах некоторых чад Православной Церкви от участия, поддержки и развития мной данных контактов.
Несколько лет, общаясь с представителями Лютеранской церкви, я лично не веду с ними разговор о “восстановлении Евхаристического общения” и не принимаю участия в “богословских диспутах”. Опираясь на благословение ныне покойного преосвященного Тихона, я стараюсь налаживать тесные связи для того, чтобы перенять множественный полезный опыт работы лютеран, например, с молодежью, а также поделиться собственным опытом участия в Таинствах Православной Церкви.
О. Всеволод. Есть ли “универсальный” ответ, способный успокоить недоумения части православных по вопросу участия духовенства РПЦ в контактах с инославными? К сожалению, такие документы как «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» для многих непопулярны, скучны и не являются авторитетными.

СпасиБо.

Иеромонах Даниил (Плотников).

Мы живем в мире, где есть верующие инославных конфессий и нехристианских религий, есть неверующие. С этими людьми мы постоянно сталкиваемся. Часто у нас с ними есть общие озабоченности и общие дела, направленные на противостояние неверию и на то, чтобы окружающий нас мир не оказался порабощенным злу.

Общаться мы можем как на личном уровне, так и на уровне разного рода переговоров, встреч, совместных мероприятий. При этом, впрочем, не нужно делать вид, что у нас с ними нет вероучительных различий и что мы согласны с людьми, которые говорят: все равно как верить, лишь бы человек был хороший. Истина, открытая нам о Себе Христом и выраженная в вере апостольской Церкви, важна для судьбы человека в вечности, и об этом нужно постоянно помнить.Иногда нужны и богословские диспуты, иногда нужно ясно дать понять окружающим – мы убеждены в истинности своей веры и не хотим смешивать ее с другими учениями.

Наверное, такое соединение открытости и верности Святому Православию и есть лучший способ поведения в отношениях с инославными и нехристианами. Собственно, об этом и говорится в соборном документе, который Вы упоминаете. Этот документ должен был быть богословски точным, поэтому он достаточно пространен, но мне кажется, что религиозно грамотному человеку легко его понять. И при общении с другими людьми выражать его мысли в понятной и простой форме.

Какова на данный момент ситуация с ювенальной юстицией в нашей стране? Выносится ли Церковью и Патриархом вопрос о ювенальной юстиции и т.н. паспорте школьника на уровень президента и премьера? Если Вам известно, то каково их мнение об этой проблеме? Пожалуйста, расскажите об этом подробнее.

Сережа.

И проблема ювенальной юстиции, и проблема сбора и хранения избыточной информации о человеке хорошо известна священноначалию Церкви. Она много раз поднималась.

Святейший Патриарх участвовал в выработке документа Межрелигиозного совета России о защите семьи от чрезмерного вмешательства государства. Сейчас разрабатывается документ Межсоборного присуствия на эту тему. Святейший Патриарх поднимал ее в разговорах с некоторыми государственными мужами.

И во многом благодаря его позиции, позиции Церкви, действиям православной общественности практически остановлено введение полномасштабного института ювенальной юстиции западного образца в России. Тем не менее, многие опасности, связанные с чрезмерным вмешательством в жизнь семьи и с электронными средствами контроля над личностью, сохраняются. Церковь продолжает о них говорить. Какие-то темы и вопросы лучше поднимать на уровне высшего церковного священноначалия, какие-то – на уровне православной общественности, деятельности синодальных отделов. Для каждого шага – свое время и свои формы.

Христос Воскресе!

У меня всем известный вопрос, которому большинство не придают уже значение, относясь к этому как чему-то пройденному. Почему православному человеку не оставили выбора при получении новых водительских прав? Смущает не только то, что они со штрих-кодом, но так же и то, что данная система основана на программах АСПИ-Софт (программы портретной идентификации). То есть вхождение в данную систему – это получение своего идентификационного номера по портрету. Как быть православному человеку? Как Вы относитесь к данной проблеме?

Это новая тема, надо постараться в ней разобраться. У меня водительских прав нет, поэтому я с этим вопросом сталкиваюсь впервые. Думаю, надо добиваться добровольности принятия именно такого документа. Обязательно ли присвоение документа, о котором Вы сказали, я не знаю. Давайте будем вместе выяснять.

В Калининградской области в РПЦ переданы многие здания и бывшие кирхи, почему передача собственности не прозрачна? Почему интересы лютеран России не учитывались в процессе передачи? Спасибо.

Передача собственности была вполне прозрачной. Вопрос обсуждался в области достаточно широко, решение принималось открыто.

Немецкий народ, в том числе его религиозные общины, по итогам Второй мировой войны были справедливо лишены некоторых территорий и находившихся на них объектов собственности, в том числе всего, что находилось на территории нынешней Калининградской области. Так что ставить вопрос о реституции этих зданий в пользу довоенных собственников мне кажется несправедливым.

Сегодня большинство жителей области – это православные христиане, поэтому видится нравственно оправданной передача именно им церковных зданий, которые стоят на этой земле. Между прочим, те учреждения культуры и образования, которые в них сейчас находятся, будут сохранены. Об этом заключен договор между новым собственником, то есть епархией, и этими учреждениями. Так что никто не будет выгонять на улицу музеи, филармонию и образовательные учреждения.

Христос Воскресе!

Отец Всеволод, Ваше выступление по поводу единой электронной карты очень глубоко переживается в нашей Епархии. А лично Вы будете отказываться от карты? РПЦ не утверждает, что это “печать антихриста”, наоборот, Вы говорите, что в самой карте ничего плохого нет. Я понимаю, что когда на самом деле встанет вопрос о предательстве Христа, будет видно, кто “играл роль христианина”, а кто истинно им был. Но почему-то, ссылаясь на Ваше выступление, некоторые братья и сестры, ратующие за поголовный отказ, уже отнесли всех остальных к вероотступникам. А многие люди даже ещё и не слышали о этой карте. Не напоминает ли это Вам историю с новыми паспортами, ИНН? Спасибо.

Ирина Пунегова.

Не думаю, что стоит осуждать тех, кто примет карту. Однако многие верующие люди видят серьезную опасность в том, что при помощи таких карт будет отслеживаться вся жизнь человека, а это создаст условия для жесткого идеологического и мировоззренческого давления на личность.

Налицо действительно серьезная опасность. Зная о ней, я вовсе не утверждал, что в карте ничего плохого нет. Церковь настаивает на добровольности ее принятия. А сейчас удалось получить разъяснение, что принятие этой карты будет вполне добровольным, что люди, не принявшие ее, не окажутся лишены социальных благ. Сам я карту принимать не планирую.

Отец Всеволод, хотелось бы уже раз и навсегда прояснить для себя вопрос о чудесном происхождении Благодатного Огня. Скажите, пожалуйста, огонь действительно сходит чудесным образом по молитвам Патриарха или зажигается Патриархом от обыкновенной лампады в кувуклии?

Православные люди знают, что это особый огонь и веруют в его Божественное происхождение. Физическая природа этого явления, наверное, вторична. Сейчас ученые пытаются ее исследовать, и у них есть интересные сведения об особой природе этого огня.

Читайте также:

Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: «Чем дальше, тем больше медиа мне надоедают»

Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: «Церковь к мирской власти не рвется»

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: