Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: “Чем дальше, тем больше медиа мне надоедают”

С 19 по 29 мая на Правмире можно было задать любые вопросы руководителю Отдела по взаимоотношению Церкви и общества протоиерею Всеволоду Чаплину.

Сегодня мы начинаем публиковать ответы отца Всеволода.

О воинском призыве, “правильном” супружестве и дресс-коде

Вопрос. Здравствуйте. Хотелось бы узнать позицию Церкви по такому вопросу: в России воинскому призыву подлежат мужья беременных жён и отцы малолетних детей. При этом жёнам выплачивается мизерное пособие, на которое даже одному человеку не прожить. Спасибо. Михаил Дм.

– Я не изучал этот вопрос, поэтому может быть лучше его задать представителям Отдела по работе с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.

Ясно, что отдавать свой воинский долг Отечеству люди должны. Но забота о детях – это тоже важный долг, не только по отношению к своей семье, но и по отношению к Родине. Как примирить эти два долга – вопрос непростой, но еще раз я хотел бы сказать, что юридически эту тему я знаю плохо.

Мне думается, что за последние 8 лет было принято много мер, которые изменили положение в сторону гуманизации существующих порядков. Так раньше человека освобождали от службы в армии, только если у него было двое малолетних детей, сейчас, по-моему, система гораздо менее жесткая.

В разных храмах по-разному относятся к подготовке к причастию на Светлой седмице, есть ли какой-то единый “стандарт” в Русской Православной Церкви?

И второй вопрос. Формально Церковь не осуждает супружеские отношения, но реально их запрещает – запрет на эти отношения в пост, во время беременности, во время кормления грудью, безусловно запрещает контрацептивы. Церковь никогда не осуждала людей, которые хранят девственность в браке. Некоторые священники, исповедуя, называют “неправильные” супружеские отношения “смертным грехом” или “скотскими отношениями”. Можно ли как-либо хм-мм, ну пожаловаться, что-ли, на таких “исповедников”? И правильно ли это – все-таки исповедь… Короче, если моя супруга отходит от священника в слезах и в истерике – что мне посоветуете делать?

Единой практики в нашей церкви нет. В приходе, где я служу, многие люди, исповедовавшиеся на Страстной седмице, на Светлой причащаются без исповеди. Я знаю, что такова же практика во многих других храмах Москвы. Эта тема рассматривается в одной из комиссий Межсоборного присутствия. Может быть, мы и придем к каким-то общецерковным рекомендациям.

Впрочем, мне лично думается, что в этом вопросе можно было бы оставить достаточно большую свободу духовникам. Ведь есть огромная разница между человеком, который начал ходить в Церковь только Великим Постом, и человеком, который много лет ходит в Церковь, постоянно исповедуется, и жизнь этого человека прекрасно известна духовнику. Так что, на мой личный взгляд, излишняя регламентация здесь может больше повредить, чем помочь. Но какие-то рамочные правила вполне возможны.

По второму вопросу. Все-таки – это скорее ее дело, а не Ваше. Если человек пришел на исповедь, он пришел, прежде всего, к Богу и, как правило, желает, чтобы тайна его покаяния перед Богом была известна только свидетелю священнику и больше никому. Вынесение исповеди на семейный совет – это довольно странное явление.

Да, Церковь предполагает определенные ограничения в сфере супружеских отношений. Я уверен, что они идут только на благо, потому что в любой стороне жизни определенные ограничения, определенная сдержанность, определенная разумность всегда бывают полезны. Отрицание же брака и супружеских отношений никогда не было свойственно Православию. Если и появляются элементы такого отрицания – это действительно повод для жалобы и жалобы очень обоснованной. Церковь всегда осуждала гнушение браком и супружеской близостью.

Здравствуйте, отец Всеволод, благословите.

Я сама стараюсь соблюдать сложившиеся традиции в одежде, когда хожу в храм, но меня очень огорчают и ранят объявления – их можно видеть на воротах даже и московских монастырей – “Женщинам в брюках на территории храма (монастыря) находиться нельзя (вход воспрещен)”

Я воспринимаю это как проявление нелюбви, как безразличие к человеческой душе, желание видеть человека только “ниже пояса” – в брюках она или в юбке. А если у нее что-то случилось, если ей именно сейчас надо войти в храм, увидеть иконы? Если от этого зависит весь ее дальнейший путь?.. Человеку ведь так важно, чтоб его любовью встречали в церкви, а не рогаткой запрета “Стой, не смей!” И к соблюдению традиции, кстати, гораздо легче приучить любовью, а не запретом. Почему мы приносим человека в жертву внешней благопристойности?

Очень хочется знать, согласны ли Вы со мною.

Марина

В нашем храме таких объявлений нет, как и в других известных мне храмах. Подобную практику я не приветствую. По поводу брюк, мое мнение, что есть брючные костюмы, в которых женщина выглядит очень пристойно.

Однако меня лично коробит, когда в храм приходят люди, одетые в пляжном стиле. Таким людям стараешься аккуратно напоминать о том, что почтение к Богу и уважение к окружающим выражается не только через внутреннее состояние человека и его слова, но и через его внешний облик. Люди это, кстати, обычно понимают, когда идут в гости к старшим, а тем более к начальнику. Почему же не помнить об этом, когда ты идешь на соборную молитву и собираешься предстать перед Богом и другими христианами, которые привыкли с почтением относится к Богу и Церкви.

Наш внешний вид – это вовсе не отделенная от внутреннего содержания сфера. Внешний вид и внутреннее состояние человека взаимосвязаны. Более того, внешний вид часто формирует состояние человека, его внутренний мир. Не случайно те круги, которые хотят эмансипировать человечество от Бога, так настойчиво, подчас с надрывом, настаивают на том, что внешний вид должен быть максимально раскрепощен и развязен, и через него нужно сознательно бросать вызов Богу, обществу, нравственности.

Вопрос по Вашим выступлениям об одежде и дресс-коде. Защищая дресс-код на ТВ, Вы сказали, что, начав одеваться приличнее, человек может сделать первый шаг к исправлению.

В 90е годы меня ужасала реклама какого то магазина одежды “ТЫ – ЭТО ТО , ЧТО ТЫ НОСИШЬ”. Мне кажется это жуткой ересью, отождествлением человека с набором предикатов.

Не кажется ли Вам, что Вы, говоря о возможности исправления через одежду, возможно невольно, льете воду на ту же мельницу? Только у Вас, конечно, другой идеал человека, и другой идеал одежды, чем у тех, кто придумал ту рекламу – но неужели Вы действительно верите в возможность исправить внутреннее через внешнее? Спасибо. Павел.

Очень даже верю. Современное поведение человека очень часто формируется через внешний вид, через жесты, манеру держаться, одежду. Некоторые люди, которые не имеют практически никакой системы убеждений, выражают себя именно через эти проявления. Если человек поменяет отношение к собственному облику среди окружающих – это может у многих сформировать стиль жизни.

Слава Иисусу Христу! Недавно, насколько мне известно, с Вашего благословения прошел показ православной моды “Традиции и стиль”. Как Вам понравились идеи “православной одежды”? Не считаете ли Вы, что некоторые модели были чересчур вызывающими (то есть нескромными, в некотором плане странноватыми) или уж слишком заглядывали в деревенское прошлое России?

И не планируются ли подобные мероприятия в ближайшем будущем? Что Вы в общем можете сказать по этой теме? Спасибо за ответ.

Что-то понравилось больше, что-то меньше. В частности, я не считаю, что одежда, связанная с православной культурой, должна выглядеть этнографически. Я как раз больший сторонник экспериментаторства и приближения одежды православных христиан не к лубочным картинам русского прошлого, а к духовным смыслам.

Из всего, что я видел, мне больше всего понравились футболки, которые были, кстати, представлены на этом показе в фойе и которые можно увидеть в журнале «Фома». На этих футболках в модном, ярком, броском виде представлены духовно осмысленные тексты. Я был бы рад увидеть костюм православного рэппера, костюм православного байкера. Только самое главное, чтобы все это было со смыслом, а не превращалось в очередную ярмарку тщеславия. Думаю, что будут и новые показы православной моды. Есть планы такого рода на осень. Посмотрим, что получится.

О магии, вечном огне и сотрудничестве с мусульманами

О.Всеволод, расскажите пожалуйста о текущих реальных (т.е.доходящих до конкретных людей) общественно-значимых проектах РПЦ в области просвещения, образования, благотворительности, вообще помощи людям (не считая помощи погорельцам прошлого года). Виктор Судариков

Я не хотел бы делать длинный доклад. Таких дел тысячи. Смотрите церковные интернет-сайты и Вы тут же их обнаружите. Вот только последние несколько примеров. 1 июня православная молодежь устроила флешмоб против абортов и в поддержку жизни.

Когда взорвались боеприпасы в Башкирии, местная епархия тут же пришла на помощь людям, переселенным из опасной зоны.

В апреле Святейший Патриарх посещал Чернобыльскую зону и среди тех, кого он наградил памятной медалью, были в том числе священники, которые помогали жертвам катастрофы и продолжали пастырскую деятельность в тех местах, из которых уехали все, кто могли и хотели уехать. Таких примеров действительно многие тысячи.

Добрый день, отец Всеволод! Мы с мужем очень хотим ребеночка, молимся Богу о том, чтобы он послал на его. Одна моя знакомая, очень верующая, принесла мне много икон и святых книг, рассказала, какие именно молитвы нужно читать, а также погадала мне на детей. Она взяла иголку с ниткой и держа ниточку над моей ладонью. Иголка стала раскачиваться (если по кругу, то девочка, если слева-направо, то мальчик), мне нагадала мальчика. У меня к Вам вопрос, грешно ли такое гадание, и правда ли это? Как мне к этому относиться?

Заранее спасибо!

Между христианством и магией огромная дистанция. Об этом очень хорошо писал отец Александр Мень. Нельзя заставить Бога сделать то, что тебе хочется через различные манипуляции, даже обставленные православной символикой.

Нужно просить Бога о том, что для меня, для тебя, для любого конкретного человека будет настоящим благом; и принимать Божию волю. Она всегда является для человека самой благой, самой правильной. Я желаю, чтобы Ваши надежды сбылись, но если они не сбудутся, помните о том, что любой человек с Богом не одинок и Господь разных людей ведет разными путями.

Отец Всеволод, известно, что мусульмане активно проявляют себя в общественной жизни России. Поэтому нельзя ли, учитывая положительные аспекты исламского вероучения, попытаться направить их энергию в созидательное русло в совместных с православными мероприятиях?

Например, провести совместные акции миролюбия по типу, но не идентичные, разумеется, недавно прошедшему в Каире (Египет) “братанию” мусульман и христиан (недопустимо, конечно, совмещать крест и полумесяц в одном символе и т.п., как это имело место там). Я думаю, если провести такие акции в Грозном, Нальчике, Махачкале и др. значимых городах Сев. Кавказа, Казани, Москве, Саратове, то это может существенно ослабить экстремистский потенциал в стране.

Можно организовывать и совместные акции протеста по некоторым значимым для всех поводам, например: ювенальной юстиции, чипизации населения, или, ближе к жизни, протесты против использования в названиях торговых центров слова “рай”, и акции поддержки чего-либо хорошего. Я думаю, что в ходе таких акций можно проводить просвещение мусульман, разъяснить им суть Православия, развенчивать их мифы о Православии.

Второй вопрос связан со степенью внедрения Церкви в жизнь общества. Мне представляется, что существует проблема использования потенциала прихожан, из-за этого Церковь присутствует в жизни общества только дистанционно. Т.е., как мне представляется, по большому счёту вне богослужений большинству мирян в храме делать нечего, в смысле нечем заняться. Поэтому в миру о христианах слабое, смутное представление.

И вопрос в том, нельзя ли как-то увеличить поле деятельности мирян, хоть бы, например, создавать некие должности (оплачиваемые или неоплачиваемые –  это вопрос даже третьей степени важности), но предполагающие, что миряне на них будут загружены работой в евангельском ключе.

Сергей Зимний.

Одна из сфер деятельности нашего отдела – межрелигиозный диалог, и мы постоянно находимся в контакте с мусульманами, иудеями, буддистами. По теме ювенальной юстиции мы выступали вместе, недавно вместе высказывались против гей-парадов. Иногда можно и нужно выйти на площадь, особенно в те моменты, когда есть опасность межнациональных столкновений. В эти моменты даже символическое совместное обращение к враждующим со стороны представителей разных религий может иметь огромное отрезвляющее и умиротворяющее действие.

Приведу такой пример. Много лет глава мусульман Азербайджана Шейх-уль-ислам Аллахшюкур Пашазаде, Предстоятель Армянской Апостольской Церкви (сначала это был Патриарх Вазген I, потом Гарегин I, теперь ныне здравствующий патриарх Гарегин II) и Патриарх Московский и всея Руси Святейший Алексий II, а потом Святейший Кирилл, вместе выступали за примирение сторон Армяно-Азербайджанского конфликта. И это помогло не превратить конфликт в межрелигиозный, а такая опасность в начале 90-х годов была.

Относительно второго вопроса, я убежден, что в любом приходе очень много работы. Особенно социальной, молодежной, миссионерской. Не случайно Святейший Патриарх сейчас предписал вводить в приходах штатных ответственных за молодежную, социальную и образовательную работу. Если в Вашем приходе не к чему приложить силы, приходите в храм Святителя Николая в Трех Горах. Руки, головы и горящие сердца нам очень нужны.

Отец Всеволод, скажите – редактор Журнала Московской Патриархии говорит, что поклонение Вечному огню – язычество. А Патриарх и все священники возлагают венки к вечному огню. То есть они принимают участие в языческом обряде? Как же так?!

С уважением, Владимир.

И Патриарх, и епископы, и священники приходят в это место молиться, это ведь место погребения. Более того – это ведь символическая могила, у которой многие поколения наших сограждан вспоминают обо всех жертвах Великой Отечественной войны, о тех, кто погиб на полях войны, о тех, кто умер в плену, в оккупации, скончался от тяжких работ, болезней, ран.

Это место для многих людей стало местом памяти и скорби. Было бы странно, если бы Церковь в этом месте не возносила молитву. Символы, которые там находятся, конечно, далеки от христианства. Но разве священник может отказать в молитве о человеке, на могиле которого стоит красная звезда или что-нибудь в этом роде?

Дискуссия в Церкви по таким вопросам возможна. Я не согласен с теми, кто сегодня призывает буквально заткнуть рот Сергею Чапнину. У него такая позиция, у меня другая. Думаю, что все эти священники и епископы, которые приходят к могиле неизвестного солдата, не испытывают по этому поводу угрызений совести. Так что, продолжая дискуссию, мы будем стараться делать это с любовью, в том числе с любовью к тем, для кого это место связано с памятью о близких, с памятью о тех, кто отдал свою жизнь за Отечество.

О медиа-старчестве, скандальности и работе со СМИ

Отец Всеволод, благословите!

У меня такой вопрос. Чем отличаются функции Синодального отдела по связям  с обществом, который возглавляете Вы, и СИНФО под председательством Владимира Легойды? А то у несведущего человека может сложиться впечатление, что ваша работа дублируется, а отцу Всеволоду отведена лишь роль ньюсмейкера. Диакон Святослав.

Разница очень простая. Синодальный информационный отдел успешно осуществляет очень нелегкую и важную работу по поддержанию отношений со средствами массовой информации.

Работа же нашего отдела – это взаимоотношения с органами законодательной власти, а также, по особому указанию Святейшего Патриарха, – с органами исполнительной власти. Церковно-государственные переговоры, отношения с церковными и светскими общественными организациями, включая политические партии, профсоюзы, объединения предпринимателей и т.д.

Еще одна сфера – это диалог с нехристианскими религиями на канонической территории нашей Церкви. Так что распределение функций очень ясное.

Христос Воскресе!

О.Всеволод, в последние месяцы Ваше имя звучало в СМИ в связи с довольно спорными или даже скандальными выступлениями о богатстве церкви, о ночных клубах, о дресс-коде и т.д. Как Вы считаете, не подорвет ли такая “слава” доверие в обществе к РПЦ вообще и ее “трибунам” в частности? Поверят ли после этого Вам, когда Вы будете говорить людям о Христе Воскресшем?

Спасибо. Николай

Я очень много говорю о сути нашей веры, при этом надо иметь ввиду, что Церковь должна быть честной в общественной дискуссии, не надо молчать в ответ на сложные вопросы. Если люди в центре больших городов одеваются крайне неприлично, молчать нельзя. Если люди не готовы пожертвовать даже десятой частью собственного дохода и собственного имущества ради дела Божия, а начинают обличать Церковь за то, что она ведет деятельность, которая требует средств, и немалых, в том числе на дипломатическую деятельность, представительскую, которая абсолютно необходима любой крупной религиозной общине, то на эти лицемерные слова тоже нужно отвечать, и отвечать прямо.

Да, мы будем вести эту деятельность, она достойна того, чтобы ее поддерживать финансово. Да, Церковь будет обличать пороки, в том числе развязное поведение людей в общественных местах. Если кому-то это не нравится, что же, давайте поспорим. Но уходить в молчание и пытаться мямлить что-то невнятное в ответ на прямые вопросы – это, по-моему, недостойно честного человека, тем более честного христианина.

Уважаемый Всеволод Анатольевич!

Вы много выступаете публично, и огромным количеством людей Ваше мнение воспринимается как мнение всей Русской Православной Церкви. Вы широко известный человек, но к сожалению, я не могу назвать эту известность иначе, как “скандальной”. Лично я не нахожу ни одного порока в Ваших высказываниях, но, увы, – чаще всего восприятие Ваших слов совсем иное. Наверно, Вы и сами об этом знаете.

Скажите, пожалуйста, Вы специально выбрали такую линию поведения? Намеренно провоцируете слушателей? Для чего Вы так поступаете? С какой целью?

Уверяю Вас, никакой провокации в этом вопросе нет. Я убеждён, что всё, что делается – не случайно, но прошу высказаться об этом Вас.

Спасибо.

С уважением, Медведев Григорий (Россия).

Вы знаете, я почти никогда не выступаю по собственной инициативе, всегда это происходит в ответ на просьбы журналистов, организаторов разных встреч и т.д. Но в ответ на любые вопросы нужно уметь говорить правду, даже если эта правда кому-то не нравится, и, собственно говоря, я, как мне кажется, уже все по этому поводу сказал, отвечая на предыдущие вопросы.

Добрый день! Благословите!

Отец Всеволод, не кажется ли Вам, что некоторые Ваши высказывания и комментарии немного категоричны, что создает Вам имидж несколько своеобразного “медиа-старца”?

Старцем я не являюсь, к медиа имею мало отношения. Чем дальше, тем больше медиа мне надоедают.

Но я убежден, что говорить иногда нужно прямо, без псевдоцерковной округлости, елейности и важности. Посмотрите, как говорили святой Василий Великий и святой Иоанн Златоуст, посмотрите, как говорят многие настоящие старцы, посмотрите, как говорит Святейший Патриарх.

Цель священника должна быть не в том, чтобы убаюкать, успокоить человеческую совесть и при этом всем понравиться. Иногда нужно успокоить человека, но в наше время, когда многие усыпили свою совесть, чем-то бывает нужно эту совесть разбудить, в том числе, и с помощью прямого слова, иногда обличающего, иногда поддерживающего, иногда возвещающего мир, иногда напоминающего о том, что слово Божие острее меча обоюдоострого.

Об абортах, церковных деньгах и крещении детей неверующих родителей

Добрый день, отец Всеволод, Христос Воскресе!

В этом году Святейший Патриарх выдвинул интересную и очень важную инициативу в области сохранения семьи, противоборстве абортам, поддержке одиноких матерей. Но за разговорами о дресс-коде и прочих житейских мелочах эта тема как-то потерялась.

Я знаю, что в эти дни во многих епархиях проходят епархиальные родительские собрания, с целью определить объемы и сферы необходимой помощи хотя бы православным родителям.

А что еще делается для продвижения этой важнейшей инициативы Святейшего? Есть ли какие-нибудь новости, подвижки в этом благом деле?

Спаси, Господи.

Наталья.

Вопрос несколько месяцев рассматривается в администрации Президента, некоторых государственных учреждениях. Будем надеяться, что мы получим ясный ответ.

Кстати, предложения были сделаны в связи с планировавшимся обсуждением в Государственном совете Российской Федерации темы поддержки семьи материнства и детства. Пока эта тема так и не обсуждалась. Будем надеяться, что тема появится в повестке дня, и что предложения святейшего Патриарха не будут забыты. Кстати, с этими предложениями во многом созвучны некоторые новые законодательные инициативы, о которых было сказано на пресс-конференции 30 мая. Будем надеяться, что и они получат путевку в жизнь, даже если этому будут предшествовать непростые дискуссии и та или иная доработка.

Христос воскресе!

Разрешите узнать Ваше мнение по вопросу крещения младенцев, крещеные родители которых – убеждённые атеисты, но для укрепления здоровья своего чада не против его покрестить. Ни в каких других таинствах ни они, ни дитя участия принимать не будут, поскольку поведение знакомых священников, по их мнению, ни в какие рамки не вмещается, и доверия им, а значит и Церкви, нет, и детей своих они воспитывают в том же духе.

Объясните пожалуйста – стоит ли крестить дитя таких родителей, если оно буде вынуждено почитать их и их точку зрения на Бога и Церковь много лет, а оно резко негативное. На чём Ваш ответ основан.

С уважением, Елена

Если есть восприемник, которых готов осуществлять христианское воспитание младенца, то крестить его можно. Если такого восприемника нет, а родители и так называемые крестные откровенно признаются в своем безверии, то с крещением лучше повременить.

Неслучайно в последнее время восприемникам и родителям крещаемого малолетнего человека предлагается пройти катехизические беседы. В ходе этих бесед будет ясно – приходит ли человек к живому Богу или хочет заказать магических обряд, не основываясь на вере и на знании того, что из себя представляет таинство крещения.

Уважаемый отец Всеволод, скажите, пожалуйста, почему церковные средства, которые, как мы знаем, весьма ограничены, тратятся на украшение и строительство сотен новых храмов, вместо просвещения через лекции известных проповедников на центральных каналах телевидения – тех 82 процентов крещеных «православных», из которых подавляющая часть не уверена в том, что Христос – это Бог? Наталия Смирнова.

Относительно подавляющей части я не уверен. Но очень важно, чтобы церковные средства тратились и на строительство храмов, и на просвещение. Сейчас, слава Богу, так и делается. Мы уходим от ситуации, когда все поступающие средства шли только на украшения храмов, а на просвещение шли либо в меньшей степени, либо в некоторых местах не тратилось ничего или почти ничего. Сейчас это не так.

Впрочем, надо иметь в виду, что если бы не было построено ни одного храма, а все деньги пошли бы на телевещание, то этих средств бы хватило на 2-3 месяца не больше. Так велика стоимость работы полноценного телеканала, с новостями с большим количеством программ, круглосуточным вещанием. Эта работа не может быть выполнена без качественно новых источников финансирования. Будем надеяться, что рано или поздно они появятся.

Будем иметь ввиду еще и то, что часто богатые люди и богатые организации охотнее дают деньги на строительство, на то, к чему можно привинтить табличку «Этот храм построил Иван Иванович», а «Этот храм построил Федор Петрович». А на церковные медиа-проекты дают деньги менее охотно. Эту психологию нужно изменить, и я надеюсь, что она изменится.

О катехизации и целомудрии, о десталинизации и Украине

Христос Воскрес!

Отец Всеволод, скажите, пожалуйста, как в Церкви решается вопрос о катехизации всех тех, кто хочет быть крещен, либо крещен, но не просвещен?

С уважением, Наталья.

Очень просто – через приходскую катехизационную деятельность. Отдел религиозного образования и катехизации разработали прекрасную методику катехизации. Будем надеяться, что она реализуется в приходах нашей Церкви.

Очень важно вести эту работу и через медиа-средства: через интернет, телевидение, радио. Я надеюсь, что эти возможности, которых у нас уже сегодня немало, будут расширяться.

Добрый день, скажите пожалуйста, во время вступления в брак девушка обязательно должна быть целомудренна? Как относится к этому Церковь? И налагает ли она подобные обязательства на мужчину?

Да, конечно. И весь опыт жизни не только христианского мира, но и всего человечества говорит о том, что именно такой брак бывает особенно прочным, особенно счастливым. Думаю, что любой человек, имеющий как положительный, так и отрицательный опыт, знает, что это так, даже если пытался много раз убедить себя в обратном или если его пытается убедить в обратном телевизор и вся массовая культура.

Уважаемый отец Всеволод.

Готова ли Церковь официально поддержать известную инициативу по десоветизации, десталинизации и детоталитаризации российского общества, заявленную Советом при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

И если да то – то понимает и осознает ли Церковь или скорее ее официальные представители весь массив проблем, которые вызовет ее реальная реализация. Спасибо.

Вы правы в том, что проблема не однозначная. Сам по себе термин «десталинизация» достаточно лукавый. Да, есть преступления, которые нужно осудить не только на уровне нравственности, но и на уровне права и политики. Речь идет не только о преступлениях Сталина и сталинских лет, но и о красном терроре, о репрессиях хрущевского и брежневского времени, о преступных деяниях Ленина, Троцкого, Дзержинского, того же Хрущева. Так что выделять из круга лиц, совершивших преступления, только Сталина, по-моему, некорректно. Нужно говорить обо всех преступлениях.

Кстати, наверное, нужно говорить и о преступлениях, которое совершало белое движение в ходе гражданской войны. В тоже время нельзя мазать весь период с 1917 по 1991 гг. только черной краской. Была одержана великая победа, были достигнуты выдающиеся свершения, многие люди в нашем народе жили счастливо, и об этой стороне правды тоже нужно говорить. Так что историческая дискуссия будет продолжаться. Ее невозможно закончить и закрыть. Ее нужно развивать так, чтобы люди знали правду и одновременно относились с интересом, любовью и уважению к жизни прошлых поколений, к их достижениям и их трагедиям.

Почему нас отказываются венчать без свидетельства о браке? В 14 кабинете патриархии также отказали. Не понимаю.

Естественно, отказывают, потому что брак – это серьезное дело, и если Вы не готовы засвидетельствовать вступление в брак даже перед людьми, как Вы решаетесь засвидетельствовать о нем перед Богом? Последнее время появляются люди, которые относятся к венчанию как к романтической церемонии, не вспоминая, что это высшая форма ответственности друг за друга и за будущую семью тех, кто вступает в брак.

Ваше Высокопреподобие, хочу узнать как относится высоконачалие к священникам, которые в будни работают на светской работе, а по выходным служат в храме?

Такие случаи есть, особенно в странах запада, где часто приход не в состоянии прокормить священника, но я не считаю это нормой церковной жизни. Все-таки канонические правила предполагают, что священник должен находиться на содержании общины. Есть, конечно, виды деятельности, которые никак не противоречат священнослужению – это преподавание, многие виды общественно-полезной и интеллектуальной работы. Но если священник вынужден подрабатывать – это, в первую очередь, основание для укора в адрес общины, в которой он служит.

Скажите, пожалуйста, что РПЦ МП делает, чтобы помочь тем приходам и священникам на Украине, чьи храмы были переданы властью страны УПЦ Киевского Патриархата? В частности, как решается ситуация с походным храмом-палаткой в Чернигове, освященной в честь вмч. Екатерины, которая находится у стен захваченного раскольниками Екатерининского храма. В каком направлении, с Вашей точки зрения, идет развитие событий и как, по-Вашему, разрешится конфликт?

Прежде всего, по поводу РПЦ МП. Употреблять такую аббревиатуру, все равно, что говорить – Россия Российской федерации. Русская Православная Церковь и Московский Патриархат – это два взаимозаменяемых официальных наименования Русской Православной Церкви. Ни канонически, ни юридически в России нет ни одной другой Русской Православной Церкви. Регистрация религиозной организации с таким названием невозможна, поэтому употребленная аббревиатура совершенно некорректна.

Если вернуться к сути вопроса, то вовсе не в каждом регионе Украины местные власти готовы идти навстречу верующим, даже тогда, когда есть положительные для них решения суда. Наша Церковь отстаивает права этих общин. По этому поводу много раз выступал Святейший Патриарх Кирилл, в том числе в бытность свою еще Председателем отдела внешних церковных связей.

По поводу Черниговского храма-палатки я писал письмо премьер-министру Украины Юлии Тимошенко. Ответы, к сожалению, бывают малоутешительные. Верующие действуют, и дальше будут действовать в рамках закона. Нам не нужно идти ни на бунт, ни на насилие, но отстаивать права верующих мирными и законными средствами Церковь, конечно же, всегда будет.

Продолжение следует…

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Ребекка Кисслинг: Я была зачата при изнасиловании

Она – адвокат, активист движения против абортов «В защиту жизни» и мать 5-х детей

Я родила после изнасилования, или Все возможно, если есть любовь

Я была жестоко изнасилована, а потом родила сына

Студентка в хиджабе: О свободе и светскости

Что такое «светское государство» и почему его понимают неправильно