Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: Мне приходилось уходить с ток-шоу

Портал «Православие и мир» продолжает публиковать ответы протоиерея Всеволода Чаплина на вопросы, заданные читателями портала.

Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: «Чем дальше, тем больше медиа мне надоедают»

Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: «Церковь к мирской власти не рвется»

Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: «Человеку сегодня нет смысла притворяться верующим»

Благословите, батюшка!

Я работаю в коллективе, где только я причащаюсь, остальные считают себя верующими, но с попами дела иметь не хотят, извините, пожалуйста, за грубость. Один из упреков: разница в благосостоянии священников. Одни купаются в роскоши, а другие живут в нищете с большим количеством детей. Я очень стараюсь никого не осуждать. Но все-таки очень жаль мне многодетных бедных батюшек. Одному я немножечко помогаю. Но стыдно за страну, где живут нищие священники.

Р.Б. Елена.

Бедность некоторых священнослужителей и некоторых приходов – это вопрос к совести прихожан. Если видишь бедного батюшку или бедный приход, постарайся помочь – и сам, и призывая других. Сейчас Святейший Патриарх думает над тем, как богатые приходы могли бы помогать бедным.

Храм, где я служу, трудно назвать богатым, но мы стараемся поддерживать один очень бедный приход в провинции. Так делают и многие другие московские приходы. Наверное, будет появляться и более системная помощь такого рода. Впрочем, любой священник знает – благосостояние прихода в значительной степени зависит от его собственных усилий, от того, насколько он смог привлечь людей к делу Божию.

Здравствуйте. Хотелось бы опять поднять тему о наболевшем вопросе – о том, что высшие иерархи Церкви носят дорогие вещи и ездят на дорогих машинах. У нас даже в Омской бесплатной газете напечатали статью, осуждающую Церковь, вот к чему привели Ваши высказывания. Предметы роскоши – это неправильно! Хотя, конечно, я понимаю, зачастую это просто подарки успешных бизнесменов, олигархов, и ты носишь их, чтобы человеку, сделавшему подарок, было приятно, но народ-то этого не понимает. Но повторюсь, роскошь не должна быть куплена на пожертвования простых людей. Если отстроен храм, нужно вкладывать деньги в строительство, ну, хоть приюта для нищих при храме. Да множество есть вариантов, на что потратить деньги.

Как известно, дорогие вещи – облачения, убранство резиденций, средства передвижения – пожертвованы теми людьми или организациями, которые располагают соответствующими средствами. Никто не приобретает эти вещи на старушкины копейки, как иногда пытаются представить.

При этом Церковь всегда – и много веков назад, и сегодня – нуждалась и нуждается в том, чтобы на достойном уровне представлять себя в государстве и обществе, в котором для защиты Церкви, для того, чтобы не принижать ее при общении с инаковерующими, неверующими или просто циничными людьми, необходимо иметь определенные вещи, технические средства, здания и так далее.

Так было всегда, отказываться от этой практики Церковь не намерена. Она никогда не уступит попыткам отрицать необходимость и нормальность такой практики, которые делаются небольшой частью нашего общества, не любящей никакие сильные и структурированные объединения.

Кстати, большинство прихожан, которых я знаю – как простых, так и облеченных влиянием и деньгами, – как раз очень хотят, чтобы их епископ, их Патриарх по меркам общественного престижа не выглядели хуже, чем лидеры других религиозных общин и иные облеченные общественным уважением лица.

Уважаемый отец Всеволод!

Какова позиция РПЦ относительно возврата к смертной казни?

Алексей Серов.

Относительно смертной казни все очень ясно сказано в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. В Священном Писании мы не находим оснований для ее отмены. Более того, часто в истории она одобрялась христианской богословской и общественной традицией.

Однако лучше, чтобы ее не было. В современной России, где право действует, а преступник обычно наказывается, возвращаться к смертной казни, как мне думается, смысла нет. Впрочем, в каждом отельном случае общество должно свободно и без внешнего давления решать, может ли оно без этой крайней меры обезопасить своих членов от злоумышленников.

Вы участвовали в программе Владимира Соловьева “Поединок”, где Вашим оппонентом был Марат Гельман. Посмотрев несколько минут, я вынужден был переключиться на другой канал – слушать Гельмана было невозможно. Почему Вы, отец Всеволод, приняли решение участвовать в этой программе, наверняка зная отношение Гельмана к нашей Церкви и к нам вообще?

Алексей Серов.

Мне выступление господина Гельмана не показалось некорректным. Ток-шоу – это жанр, в формате которого люди перебивают друг друга, говорят резко, бывают вынуждены говорить короткими фразами, похожими на лозунги. Я не люблю этот жанр, я никогда не хотел быть ни полемистом, ни шоуменом, ни попугаем. Я от жизни совсем другого жду.

Однако иногда (может быть, раз в несколько месяцев) кому-то из церковных людей и полезно появиться на таких шоу, чтобы еще раз показать людям, что логика наших оппонентов проигрывает перед нашей логикой, их аргументы проигрывают перед нашими аргументами. Так что иногда поиграть в эту игру можно.

Мне приходилось уходить с некоторых ток-шоу, в частности, в знак протеста против того, что в студии появлялись раскольники, которые выдавали себя за православных священников, но сказать об этом в студии толком не позволялось. На шоу «Поединок», как мне показалось, разговор был жесткий, но все-таки державшийся в рамках приличий.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как понимать в контексте и с позиции любви стих шестой главы седьмой Святого Благовествования Евангелия от Матфея: “Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас”?

Андрей Швед.

Любовь для христианина всегда должна соединяться с благоговением перед святыней, с верностью правде Божией, со справедливостью. Если мы не только любим грешника, но одобрительно относимся и ко греху или заблуждению, значит что-то не в порядке с нашим внутренним устройством.

Здравствуйте батюшка!

У меня вопрос: как найти девушку, чтобы создать семью согласно христианским традициям? Реально ли вообще в современном мире жить в семье в любви и согласии? Как узнать, что это та единственная, с которой ты можешь жить? Буду очень благодарен за ответ.

С уважением, Александр.

Я знаю очень много счастливых семей. А искать спутника жизни лучше всего с молитвой, и при этом внимательно смотреть вокруг себя. Может быть, та единственная или тот единственный совсем рядом, только ты не замечаешь этого человека из-за гордыни, материальных претензий и других идолов века сего, которые убивают любовь.

Отец Всеволод, прошу Вашего благословения!

Вопрос такой. В Библии сказано, что век наш — 70 лет, а при большей крепости — 80. Но умирают и дети, и молодые люди, и в зрелом возрасте, но не дожившие до 70-ти.

Очень тяжело болен благочинный церквей нашего и соседних районов протоиерей Геннадий Николаев, и болезнь считается неизлечимой. А ему всего 65 лет. Поверьте, у нас в районе еще не было такой уважаемой всеми (и недругами православной веры в том числе) личности, как он. Люди молятся и просят Господа об исцелении своего духовного отца. Как же Бог допускает такое, чтобы мы осиротели?

Господь посылает разным людям разную длительность земной жизни. Такова Его воля, которую нам нужно принять. О здоровье вашего батюшки, конечно, нужно молиться, нужно всячески помогать ему, чтобы его служение в Церкви продлилось как можно дольше.

Отец Всеволод, благословите!

В жизни Древней Руси Церковь по отношению к обществу несла служения печалования за обиженных и обличения властей в безнравственных поступках. Как сейчас обстоит дело с первым и вторым?

С уважением, Никита.

И одно, и другое делается постоянно. Через наш отдел проходит большое количество писем людей, которые считают себя обделенными, говорят об ущемлении своих прав. Практически по всем разумным письмам делаются обращения в органы власти.

Иногда обращается с ходатайствами о помощи нуждающимся и сам Святейший Патриарх. Так, недавно он поднял вопрос перед руководством правительства о бедственном положении русскоязычных переселенцев из Чечни.

Иногда получаем от госструктур отписки, но есть немало случаев, когда власти решают ту или иную проблему. Например, после ходатайства Святейшего Патриарха удалось спасти от закрытия музыкальную школу в Пушкино. Буквально на днях после моего письма удалось остановить строительство яхт-клуба на месте древнего монастыря в Ярославской области. Получается влиять на политику в отношении некоторых категорий ветеранов, незаслуженно забытых государством и обществом.

Если говорить об обличении безнравственных действий власти и недостаточности ее усилий, то я уже об этом говорил, и напомню еще несколько примеров. Всемирный Русский Народный Собор в свое время предложил очень конкретные меры по сокращению разрыва между богатыми и бедными. Было предложено ввести налог на роскошь и сверхдоходы, ограничить вывод капитала из страны. Тот же ВРНС предложил исключить торговлю спиртным в ночное время и в ларьках. Сильно противостояла Церковь игорному бизнесу, что помогло победить его разгул. Так что многие предложения, которые сначала критиковались, потом становились частью государственной политики, и это радует.

Отец Всеволод, хотелось бы знать Ваше отношение к богословскому и жизненному наследию матери Марии (Скобцовой). Я так чувствую, что полнота ее жизни дает ответы на многие вопросы христиан, в том числе и представленные сейчас на форуме.

Ольга Ивановна.

Многие ее тексты вызывают уважение и благоговение, с некоторыми я бы поспорил. Я думаю, что дискуссию о ее наследии вполне можно вести. И самое главное при этом – должно каждое слово, которое мы слышим, проверять Евангелием. Евангельский идеал предполагает и любовь, и суд над человеческими грехами и заблуждениями.

Господь, любя человека, ведет его прежде всего к вечной жизни, даже если ему приходится пережить строгие Божии увещевания и наказания в жизни временной, преодолевая в себе грех и заблуждения. Евангельский образ жизни не совместим ни с обывательщиной, ни с чрезмерной любовью к себе, ни с чрезмерной любовью к миру. Этим идеалом нужно проверять все, что мы слышим и о чем рассуждаем.

Когда в Церкви ожидаются реформы, аналогичные событию 9 мая во Львове, когда священнослужители могли стать между враждующими и просить примирения?

Юрий Яценко.

Пастырь должен быть всегда на стороне правды и любви. Очевидно, что в этом случае одна сторона была менее права, чем другая. Важно было защитить от бесчинств тех, кто пришел отдать дань памяти павшим и помолиться о них. И то, что пастыри были вместе с этими людьми – очень правильно и достойно. И то, что они помогли отстоять право людей на память, вполне естественно. Для того, чтобы быть верными правде и любви, не нужно никаких специальных реформ, нужно только следовать духу Христа, Который «вчера, сегодня и во веки тот же».

Среди вопросов есть много о возрастающем фарисействе в нашей Церкви. Люди это видят и обеспокоены, я в их числе. Учение о строгой регламентации внешнего выражения чувств верующих часто отпугивает новичков (а не новичков мучает тщеславием, самоуспокоением, гордыней), слишком уж бывают эти правила тяжелы для выполнения. Священники, хоть и говорят о снисходительности к ним, но молитвенное правило – по молитвослову, пост – ни влево, ни вправо. Никакого “творческого” подхода. Они боятся согрешить, проявив мягкость, сказав “не так, как надо”, но не боятся равнодушного, мнимого внимания к пришедшему. Теряется дух православной веры, он заслоняется правилами, формами. Попытки что-то изменить видны в “Правмире”, но тогда возникает лавина рассуждений по поводу того, нужно ли то или иное правило. А нет ли такого правила (я знаю, что оно есть), которое само поможет увидеть главное во всех этих условностях, канонах, формах и поставит всё на свои места? И тогда будет одно правило главное, а остальные второстепенные. Или уже всё, процесс необратим и скоро – конец света и спасётся тот, кто сможет лишь призвать имя Божье (то есть надо будет лишь смочь это). Фарисейство в Церкви – неотвратимо?

Фарисейство – это большая беда, но оно бывает как консервативным, так и либеральным. Когда кто-то кичится своими добрыми делами, своей заботой о земной жизни человека, стремлением его «раскрепостить» и так далее – это также превращается в фарисейство, что мы очень часто видим на современном христианском и постхристианском Западе.

А правило для жизни очень простое – живи каждый день так, как будто ты через пять минут предстанешь перед Богом. И читайте, по крайней мере, раз в неделю Нагорную проповедь, прилагая ее к себе. Тогда многое станет понятным.

Здравствуйте! Есть выражение – утопающему дай палку (а не руку, чтобы и самому не утонуть). Сейчас соблазном для многих христиан является экуменическая деятельность РПЦ. Понятно, что нельзя бросать заблудшую овцу. Но если в англиканской церкви рукополагают женщин, нормально относятся к гомосексуалистам и ничего не хотят слушать и не вразумляются, то не лучше ли отступиться от них, чтобы не сеять раздоры и расколы среди православных? Не получится ли, что спасая других, погибнем сами? Может быть, лучше подумать о расколах в Православии и спасти его, тогда, возможно, глядя на сильное Православие, спасутся и другие христианские конфессии?

Спаси Господи!

Если у человека есть твердая вера, основанная в том числе на живом опыте общения с Богом, никакие контакты и дискуссии с людьми других вер не повредят ему. Общаясь с инославными и нехристианами, мы должны проявлять заботу об этих людях и о мирном устроении жизни, которая для нас и них теперь всегда будет совместной, потому что взять и отгородиться от этих людей мы не можем. Но, общаясь с ними, мы должны свидетельствовать об истине Православия, которую многие люди в западном и восточном мире жаждут.

Между прочим, иногда это нужно делать и путем обличения неправды и отхода от дружественных объятий. Так, наша Церковь приостановила отношения с Епископальной Церковью в США и Церковью Швеции, в которых стали рукополагать открытых гомосексуалистов.

Батюшка, как объяснить моему молодому человеку (семинаристу и будущему священнику) важность соблюдения поста, вычитывания хотя бы минимального правила и другого? Все разговоры о том, что на него будут равняться, что он должен быть примером, что благодать рукоположения, да, окажет своё действо, но в целом, ничего ведь не изменится, и начинать нужно сейчас, заканчиваются ссорой. Характер у него очень сильный и любое мое влияние он расценивает как посягательство на свободу и “подминание” под себя. Говорит: «Ты из себя не делай святую». Я очень грешная и далека от идеала, но понятия и представления у меня есть, и я очень переживаю. А он смотрит на современных молодых священников, своих друзей и, видя их к этому несерьезное отношение, ведет себя так же. Самое страшное, что он все знает, все понимает, но ничего не меняется! Что с этим делать? Заранее большая благодарность за ответ.

В этом случае, наверное, споры бесполезны. Показывайте собственный добрый пример. Рано или поздно это повлияет.

Здравствуйте, уважаемый отец Всеволод.

Какова в нынешнее время позиция Православной Церкви по отношению к иудаизму, если точнее – они враги православия или нет? Из истории известно, что правоверные иудеи ненавидели РПЦ и христианство вообще. Убийство христианина считалось святым долгом иудея. А как теперь обстоят отношения, иудеи изменили свои традиции? И еще, интересует отношение РПЦ к фильмам из серии “Православие или смерть”. Они кочуют по интернету и вызывают массу негативных эмоций. Заранее спасибо за ответ.

Роман из г.Ростова-на-Дону.

Иудаизм – это, бесспорно, религия, отличающаяся от христианства. Непризнание ею в ней Господа Иисуса Христа как Мессии делает наши религиозные убеждения несовместимыми.

Это, впрочем, вовсе не должно мешать нам общаться и взаимодействовать в некоторых вещах, вести богословские диспуты в корректной, цивилизованной форме. В определенные периоды истории практически во всех религиях, включая Православие, раздавались призывы уничтожать или ограничивать в правах тех, кто этих религий не придерживался. То, что сегодня в большинстве случаев этого не происходит, неплохо, потому что, как я уже говорил, мы живем в одном обществе, что, впрочем, не исключает вероучительной полемики и права считать именно свою религию истинной, а остальные заблуждениями.

Фильмы, про которые Вы говорите, я не видел, поэтому высказываться сложно. Думаю, неплохо было бы, чтобы духовенство больше обсуждало такого рода фильмы, прямо говоря, где в них правда, а где ложь; где настоящее ревнительство, а где ревность не по разуму, основанная на гордыне и на жажде «революции» в Церкви.

Как Вы считаете, возможно ли установить рекомендуемый материальный уровень для представителей Церкви, например:

– для архиереев и руководителей синодальных отделов – машина не более 2 млн. рублей;

– для иереев и заместителей руководителей отделов – 1,5 млн. р.;

– для диаконов – не более 1 млн. руб.?

Я понимаю, что это старый вопрос, но, может, лучше пойти на уступки противникам “попов на мерсах”, чем 1001 объяснять им, что не надо им завидовать и на мерседесах ездит не так много духовенства?

Поскольку это всегда подарки, было бы странно предлагать благотворителям такого рода условия. Тем более, что речь идет не о личном имуществе, а об имуществе Церкви.

На самом деле, я гораздо больше уважаю людей, которые умеют держать в руках ценности, не принадлежащие им, и при этом не искушаться – будь то монахи, музейные работники или работники банковских учреждений, – чем тех людей, которые имеют небольшое имущество, но прилеплены к нему всей душой и боятся поделиться с кем-то лишней копейкой, при этом осуждая других и завидуя другим.

В чем причина нехватки батюшек в храмах? В Духовные училища мало кто идет, потому что слишком жесткий отбор или мало училищ? Есть ли возможность иметь в храмах катехизаторов для замещения труда иереев в просвещении паствы?

Я уверен, что когда в Москве откроются новые храмы, духовенства там будет хватать. Когда Господь создает церковные общины, Он находит им и пастырей. Но катехизаторы-миряне, бесспорно, нужны. Святейший Патриарх предписал иметь их в приходах. Во многих местах они уже существуют, в других местах их нужно искать и трудоустраивать. То, что такая работа мирян нужна – очевидно.

Не дублируют ли РПУ и ПСТГУ друг друга? Может, объединить?

Чем больше православных вузов, тем лучше. У ПСТГУ и РПУ несколько разные профили, туда поступают отличающиеся друг от друга люди. Но мне думается, что нам нужно еще как минимум 5 крупных православных учебных заведений в Москве и многие десятки по всей стране.

Относится ли Славянский деловой институт им. К.В. Нечаева (Митрополита Питирима) к РПЦ?

Я мало знаком с деятельностью учебного заведения, о котором Вы упомянули. Надеюсь, что оно действует в контакте с церковным священноначалием. В любом случае, посоветовал бы ему иметь постоянный контакт с Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Действует ли Фонд имени святителя Григория Богослова в качестве эндаумент-фонда?

Если я правильно понимаю, то да. В большинстве стран мира религиозные общины используют такого рода фонды. Хорошо, что они появляются и в России. Если у тех или иных организаций есть свободные средства, почему бы не сделать так, чтобы они работали на церковные инициативы.

Отец Всеволод, скажите, собирается ли Русская Православная Церковь выходить из Всемирного Совета Церквей?

Это вопрос не ко мне, а к Отделу внешних церковных связей. Я сам участвовал во многих мероприятиях Всемирного Совета Церквей более 15 лет. Было много споров, часто я не соглашался со многими документами, которые там принимались. Удавалось менять к лучшему формулировки некоторых политических документов, которые касались Северного Кавказа, мировой экономики, ближневосточной ситуации.

Поскольку форумы ВСЦ в значительной степени посвящены церковно-общественным и международно-политическим вопросам, иметь по ним консолидированную позицию разных христианских церквей и деноминаций небесполезно. Особенно интересна работа Всемирного Совета Церквей в области экономической глобализации, которую он жестко критикует.

На моей памяти произошел отход некоторых Православных Церквей от участия в межконфессиональных молитвах. При этом надо иметь в виду, что практически все поместные церкви, кроме Болгарской и Грузинской, участвуют в ВСЦ. Участвует в нем и Иерусалимская Церковь – после некоторого перерыва. И это означает, что, в случае ухода нашей Церкви голос православных будет звучать иногда, увы, не в наших интересах.

Если Церковь основана Богом, то священник – как апостол. Для прихожанина он должен стать образцом беззаветной любви и служения Господу. Нельзя служить Господу и мамоне одновременно. Большинство священников служит не Господу. Для того, чтобы пойти за Ним, нужно сначала раздать всё своё имущество бедным. Скажите, пожалуйста, почему священники так не поступают?

Спасибо. Вася.

Я абсолютно уверен в том, что большинство священников вовсе не служит маммоне. А автору вопроса я посоветовал бы сначала поступить по собственному призыву, то есть раздать свое имущество бедным, и после этого смело и решительно обличать духовенство.

Читайте также:

Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: «Чем дальше, тем больше медиа мне надоедают»

Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: «Церковь к мирской власти не рвется»

Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: «Человеку сегодня нет смысла притворяться верующим

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: