Протоиерей Всеволод Чаплин: От термина “интеллигенция” надо отказаться

Портал “Православие и мир” продолжает публиковать  ответы протоиерея Всеволода Чаплина на вопросы читателей, заданные в рамках блиц-опроса, проведенного на сайте.

Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: «Чем дальше, тем больше медиа мне надоедают»

Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: «Церковь к мирской власти не рвется»

Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: «Человеку сегодня нет смысла притворяться верующим»

Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: Мне приходилось уходить с ток-шоу

Здравствуйте, отец Всеволод! Последнее время я задаюсь вопросом, но нигде не могу найти на него ответа. Почему согрешившая и не раскаявшаяся душа отправляется в ад на мучения, а дьявол, совершивший также немалый грех, сидит во главе ада и при этом не испытывает никаких адских мук?

Артем.

Из книги Откровения Святого Иоанна мы знаем, что диавол обречен на вечные муки. О бесконечных муках для людей, не исполнивших Божии заповеди, говорит и Сам Господь Иисус. Вовсе не нужно думать, что Бог – кровожадный мститель. Но Он справедливый Судия. В Царство Божие не может войти ничто греховное. Если человек сделал грех смыслом своей жизни или, по крайней мере, неотъемлемой ее частью, ему будет невозможно находиться в Небесных обителях.

Представьте себе пьяницу или наркомана в месте, где нет ни выпивки, ни наркотиков. Представьте себе охотника за женщинами – в месте, где никто не ответит на его устремления. Представьте себе человека бесконечно гордого своим разумом и отрицающего Бога в месте, где рядом с ним будет находиться Бог, разум Которого многократно превосходит разум этого человека. Человек созидает свою душу для ада или рая уже здесь.

Я знал многих людей, у которых в душе перед кончиной их жизни полностью сформировалась готовность для Царствия Божия или готовность для вечной богооставленности. Господь не желает никому зла и гибели, Он любит каждого человека. Но Он видит состояние любого сердца и вершит справедливость. Если мы будем отрицать Его действие как Судии, мы погрешим против веры и правды. И Церковь – в своем облике, в своих поступках, в своем учении, как я недавно написал в одной статье, – не только может, но и должна являть людям все образы Христа. И образ милостивого Пастыря, и образ грозного Судии. И образ смирения времен Его земной жизни, и образ славы, о которой мы знаем из Апокалипсиса.

Как понять, что является грехом? В Законе Божьем написано, что грех – нарушение воли Божьей, но как узнать, на что есть воля Божья, а на что нет? Является ли грехом нарушение авторских прав – просмотр фильмов, покупка пиратских дисков, продажа пиратских дисков? Можно ли работать на работе, устаналивая нелицензионное программное обеспечение? Что нужно делать, если я вижу человека, у которого наркотик и который планирует передать его по цепочке для продажи? Как относиться к тому, что мафия слита с государством и бизнесом? Как относиться к преступникам? Как относиться к процветающей коррупции? Есть ли право убивать на войне и служить в армии?

Александр.

Человек может и даже обязан защищать с оружием в руках своих ближних, свою семью, свое отечество. Пацифизм категорически неправ. Я всегда предлагаю его сторонникам создать собственное государство без армии и полиции. Посмотрим, сколько оно просуществует в искаженном грехом мире.

Все остальное, что Вы назвали, бесспорно, грех, и Ваша совесть правильно подсказывает вам, что Вы столкнулись именно с греховными явлениями. Для того же, чтобы отличить грех от нравственно достойного поступка, проверяйте свою совесть чтением Евангелия, учением Церкви, а самое главное – не заглушайте голос совести уверениями себя в том, что грех нормален, хорош и допустим, как это делают многие современные обыватели и как это делали обыватели любых веков. Именно поэтому Спаситель так радикально настаивал на том, чтобы Его последователи не имели ничего общего ни с обывательскими жизненными установками, ни с обывательской шкурной «моралью».

Отец Всеволод, не могли бы Вы чуть подробнее раскрыть свое предложение по разделению Интернета на “хорошие” и “плохие” зоны? Кто должен будет взять на себя контролирующие функции? Спасибо. Андрей Семенов.

Предложение очень простое. В безопасной зоне человек мог бы находиться только под своим реальным именем и имел бы в нее доступ только с употреблением устройств или документов, удостоверяющих личность. Многие беды нынешнего интернета именно из-за того, что в нем допустима анонимность. Если человек в интернете называет себя, он, как правило, воздерживается от брани, от оскорблений по национальному или религиозному признаку.

Уж тем более он будет воздерживаться от распространения порнографии, от сомнительных знакомств, воровства не принадлежащих ему объектов интеллектуальной собственности, от других правонарушений и безнравственных действий.

Я думаю, что православные здесь должны дать добрый пример. Присутствие в интернете под кличкой или под чужим именем должно быть признано чем-то глубоко ненормальным. Столь же ненормальным, как если бы кто-то общался с другими, надев маску или отвернувшись на 180 градусов.

Я согласен с Владимиром Легойдой в поддержке последних инициатив Президента, который предлагает определить рамки ответственности интернет-СМИ за все, что на них размещается, включая комментарии.

Надеюсь, что это только первый шаг к созданию в интернете нормальной среды, где люди знают друг друга и где никто не прячется под маской, надеясь, что преступления и оскорбления останутся безнаказанными.

Как Вы полагаете, имеет ли шанс наша интеллигенция, которая по Вашим словам, страдает грехами русофобии и сопротивления строительству сильного государства, массово войти в общероссийский Народный фронт Путина? Или он должен быть рабоче-крестьянским, с узкой прослойкой державно-патриотической интеллигенции? Спасибо.

Андрей Семенов.

Интеллигенция, ориентированная на разрушение, привыкшая к диссидентскому мышлению советского периода – это все-таки уходящая в прошлое социальная группа. Среди такого рода людей почти нет, а скоро совсем не будет молодежи.

Если понимать под интеллигенцией круг людей с определенной политической позицией, критикующей любые сильные сообщества и любые государственные власти, то такая интеллигенция вряд ли найдет себе место в будущем страны. Я считаю, что вообще от термина «интеллигенция» надо отказаться и перейти к более ясным, деидеологизированным представлениям об интеллектуалах и высоконравственных людях. А таковыми я считаю многих государственных деятелей, лидеров общественного мнения, граждански активных православных христиан. Эти люди не зациклены на том, чтобы все критиковать и при этом ждать, когда кто-то «призовет их на царство», чего, впрочем, никогда не произойдет.

Будущее за теми, кто созидательно относится к жизни, при всем понимании существующих проблем, и стремится их исправлять, а не рвать без конца на себе волосы, говоря, что в нашей стране все ужасно, в ней никогда ничего хорошего не будет, и остается только тихо ее ненавидеть.

Здравствуйте, расскажите, пожалуйста, что вы знаете о принятии нового закона «Об образовании»? В интернете появилось несколько ссылок на статью о том, что все детсады и школы с 5 класса станут платными, и этот закон вступит в силу с 1 сентября 2011 года.

Большой закон «Об образовании» пока находится в разработке.

Наша Церковь сделала к нему ряд предложений и сейчас ведет переговоры с Министерством образования и науки относительно адаптации этих предложений к существующей правовой системе. Предложений достаточно много. Подробно о них можно рассказывать как минимум час. Закон еще будет обсуждаться и в Правительстве, и в Государственной Думе.

С 1 сентября он в действие точно не вступит.

Впрочем, уже одобрены образовательные стандарты и ряд других документов, которые действительно могут подтолкнуть к тому, что во многих школах некоторые предметы станут де-факто платными. Если их будут выбирать малое количество школьников, руководство школы сможет сказать: «Смотрите, у нас только пять детей на всю школу, которые хотят изучать этот предмет, учителя нет, ищите его сами и платите за него». Чтобы этого не произошло, очень важно развивать родительский и в целом гражданский контроль за деятельностью школ.

Мне очень нравится предложение закрепить за каждым отдельным школьником государственные средства на его обучение и обеспечить равные условия для поступления этих средств в государственные школы и негосударственные, в том числе церковные. Да, такая система тоже может привести к злоупотреблениям, как и любая другая. В частности, могут начать в погоне за деньгами укрупнять классы. Но эта система, по-моему, все-таки лучше, чем старая, безальтернативная, когда ребенок мог поступить только в государственную школу, расположенную поблизости к дому, а частная школа оставалась (и остается) школой для богатых или очень богатых, потому что у нее нет государственного финансирования.

Одним из поводов раскола с Западом послужил хлеб, используемый в Таинстве. Квасной, или опресноки. Евхаристического общения с католиками у нас нет, как я понимаю, их Таинство мы не можем считать действенным. Всегда интересовал вопрос, как быть тогда с Евхаристией в лагерях в годы советских гонений. Часто для причастия использовались брусничный сок и ржаной хлеб. Можно ли считать, что люди тогда причастились? Хочется верить, что да. Но, если это так, то как быть с опресноками? Спасибо.

Николай.

Было время, когда в нашей Церкви благословляли крестить песком в местах, где было мало воды. Господь и Его Церковь много раз в истории со снисхождением относились к форме совершения Таинств там, где у людей были непреодолимые трудности. Были и разные традиции в истории христианства – не надо думать, что наша современная традиция остается неизменной с апостольских времен.

Здравствуйте! Почему в одних районах Москвы строятся по 2 церкви, а в нашем районе Некрасовка ЮВАО г.Москвы церковь строится уже несколько лет за счет пожертвований прихожан? Денег, конечно, не хватает, всё на уровне котлована. А службы проходят в помещении бывшего гаража-коровника! Хорошо, что не в катакомбах!

Этот вопрос стоит обратить, прежде всего, к самим прихожанам. Если совершаются богослужения, то люди имеют все возможности жертвовать на храм сами и призывать к этому тех, у кого есть много денег и возможностей.

Уважаемый о. Всеволод! Мои вопросы касаются Вашей статьи «О блеске и нищете…» и впечатлений от нее.

Допустим, что Вы где-нибудь сказали (не знаю, сказали бы Вы такое, но предположим), что Константинопольский Патриарх маленько переборщил со своим титулом “Его Божественное Всесвятейшество”, особенно насчет “Божественного”, и вообще он не гений, а только выдающийся. И тут вылезает некий грек и заявляет, что такой титул совершенно необходим, чтобы производить надлежащее впечатление на сильных мира сего, а Вы, стало быть, – кухонный диссидент, привыкший видеть Церковь только слабой и одетой в драный подрясник. Вот что бы Вы почувствовали?

По-прежнему ли Вы полагаете, что исключительно интеллигенты-либералы хватаются за голову при виде Ваших аргументов? Считаете ли Вы, что “неонестяжателей” всего лишь горстка, даже, несмотря на то, что при голосовании на «Правмире» их оказалось большинство? Осознаете ли Вы Вашу позицию как крайнюю? Если нет, то кто, по-Вашему, “иосифляннее” Вас? Если да, то уверены ли Вы в том, что Ваша защита крайней позиции приносит пользу Церкви?

Спасибо. Илья.

Это не крайняя позиция, это позиция, которой Церковь придерживалась и будет придерживаться. Титулы у патриархов есть и более пространные, возьмем хотя бы титул Патриарха Александрийского. Люди употребляют их за богослужением, принимают их душой, более того, эти титулы наполнены духовным смыслом, как и все то, что относится к нашему богослужению и то, что употребляется как молитва в течение многих веков.

Как объяснить невоцерковленому, что “гражданский” брак это грех?

Гражданский брак – это церковный термин, который всегда означал брак, зарегистрированный государством и не венчанный в Церкви. В таком браке нет греха, хотя, конечно, лучше получить на него благословение Церкви через венчание. Впрочем, бывают ситуации, когда венчание невозможно: один из супругов выступает против или является неверующим, либо не христианином.

Но нельзя не считать грехом другое понимание «гражданского брака»: пожил полгода с одним человеком, потом еще полгода с другим, чтобы проверить, кто лучше подойдет. Методом проб и ошибок семейное счастье не достигается, и об этом свидетельствует вся человеческая история. Более того, об этом наверняка знают и те, кто перепробовал массу таких временных ненастоящих «браков».

Отец Всеволод. Вы много говорите обличающего, и это, наверное, хорошо. Но так получается, что Вы обличаете тех, кто слабее. Вы обличаете женщин, которые соблазнительно одеваются – и не обличаете мужчин, которые их насилуют. Вы обличаете интеллигенцию, которая не имеет, в общем-то, никакого особого влияния в обществе, и не обличаете власть. Чем Вы руководствуетесь в выборе объектов обличения? И не кажется ли Вам, что рассказ о Христе был бы полезнее всех этих обличений? И еще вопрос: Вы часто общаетесь с мусульманами. Говорите ли Вы им о Христе? И если нет, почему?

О мужчинах тоже говорил: и о неприлично одетых, и о насильниках. О властях тоже говорил, и не раз, в том числе в глаза. Последнее как раз связано со значительной частью моей работы как церковного чиновника.

Относительно мусульман могу сказать, что я стараюсь свидетельствовать делом и примером. Убежден, что так свидетельствовать гораздо правильнее, чем вести богословские споры, которые на моей памяти, если говорить о христианско-мусульманских отношениях, нечего, кроме взаимного ожесточения, не порождали.

Здравствуйте, отец Всеволод!

Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас любимые места в Евангелии? Если есть – какие, и почему Вы их любите? И что такое для Вас лично следование за Христом?

Никогда не разделял слова Писания на менее значимые и более значимые, пусть даже для меня лично. Более того, считаю очень важным воспринимать Священное Писание во всей его целостности, не разделяя его по принципу: нравится – не нравится.

Следование за Христом – это стремление хоть в какой-то мере повторить то, что делал Он, и следовать тому, что Он говорит, особенно в самом главном этическом императиве, который касается каждого христианина, – в Нагорной проповеди.

Я хотела спросить, какие Зарубежные Церкви не захотели воссоединиться с Московским Патриархатом и кому они теперь подчиняются?

Есть несколько десятков общин, которые не приняли воссоединения Зарубежной Церкви с Церковью на Родине. В основном это общины, существующие на канонической территории Русской Церкви, то есть в России, Украине, Молдове. Созданы они в основном духовенством сомнительного канонического происхождения или священниками, которые ушли из Московского Патриархата, часто по причинам нравственного характера или в силу скверных отношений с собратьями по служению.

Сегодня эти несколько десятков приходов разделились на множество мелких юрисдикций. Я в свое время насчитал их 6, потом считать перестал. По-моему, их число уже подобралось к 10. Они обвиняют друг друга, в них постоянно происходят разделения. Что ж – это судьба любого раскола.

Отец Всеволод, скажите, пожалуйста, могу ли я стать священнослужителем? Есть богословское образование, муж одной жены, в венчаном браке. Жена не была девственницей на момент свадьбы, но и замужем не была тоже. Я понимаю, что нельзя. Но при детальном разговоре ни «да», ни «нет» я не слышу. Ответ один – на усмотрение правящего архиерея. Можете ли Вы ответить?

Ответ тот же самый. Если правящий архиерей проявит снисхождение к этому обстоятельству, то он Вас рукоположит. В церковной практике такие случаи бывали.

Здравствуйте, отец Всеволод!

Я закончил ПСТГУ. Хотел бы вести преподавательскую деятельность, к примеру, в воскресной школе, или курсы по катехизации. На моём приходе воскресная школа “укомплектована” очень и очень хорошо, а ходить по другим приходам и предлагать свои услуги я стесняюсь. Вопрос мой таков – ведётся ли РПЦ работа по созданию курсов или отделов по катехизации населения, где молодые специалисты могут хоть чем-то быть полезными? Возможно, есть конкретные места, куда можно обратится? Спасибо.

Николай Кирсанов.

Обращаться прежде всего надо в Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, который координирует системную работу по подготовке и трудоустройству катехизаторов и православных преподавателей. Такие люди очень нужны во многих приходах. И поверьте, Ваши труды обязательно будут востребованы.

Батюшка, мой вопрос касается тех людей, которые заходят в храм поставить свечку. Дело в том, что в огромном количестве случаев эти люди имеют тем или иным образом искаженное представление о Православии и приоритетах внутри него (например, свечка – это важно, а Причастие – экзотика для совсем уж набожных и пр.). При этом эти добровольно пришедшие в храм люди, как правило, уходят из него, оставаясь при своих искаженных представлениях. Ясно, что подготовленных людей для того, чтобы увещевать и катехизировать “захожан”, не напасешься. Однако, почему бы не сделать небольшую бесплатную брошюру с названием типа “Если ты зашел поставить свечку” или “Для тех, кто зашел поставить свечу”, в которой бы вкратце были расставлены приоритеты нашей веры? Т.е. прикинуть стереотипы и логику, которой руководствуется “захожанин”, и, исходя из нее, подвести человека к переосмыслению веры, к вопросу “а может быть я многое неправильно понимаю?”. И сделать брошюру обязательной к распространению во всех православных храмах.

Мне кажется, это позволило бы не упускать хотя бы часть добровольно зашедших в храм людей.

Кирилл.

Сейчас такие брошюры стали делать. Их, в частности, раздают людям, приходящим за крещенской водой. Тем, кто приходит освятить пасхальные яства. В храме, где я служу, такого рода брошюрки, листовки раздаются на Пасху и на Крещение. А в воскресные и праздничные дни мы раздаем листки с основными песнопениями и новозаветными чтениями.

Конечно, не нужно каждого человека, приходящего в храм поставить свечку, хватать за руки, за ноги и тащить на катехизацию. Но брошюры и буклеты, о которых Вы сказали, действительно могут оказаться очень полезны. И ненавязчиво предложить их человеку вполне можно. Подумаю над реализацией Вашего предложения в нашем приходе. Думаю, что любому приходу оно будет полезно. А благотворителям, как мне кажется, было бы очень хорошо организовать распечатку таких материалов массовым тиражом.

Здравствуйте батюшка! Не могли бы вы посоветовать, как надлежит себя вести в армии? Допустим, кто-то хочет заставить тебя чистить ему ботинки и угрожает расправой в случае неповиновения. Как должен поступать христианин? Где здесь грань между допустимым и раболепством?

Раболепства надо избегать – иначе можно потерять самоуважение, а также уважение окружающих. Кроме добровольной помощи нуждающимся в ней надо делать только то, что предписывает служба. Если возникают попытки заставить делать не то, что положено, нужно объединяться с другими и этим попыткам противостоять. Ну и, конечно, взывать к справедливости через обращение к вышестоящим. А может быть, и к людям, которые находятся вне армейского коллектива.

Батюшка, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как сейчас Церковь относится к старообрядчеству? И как старообрядцы относятся к нам? Могут ли старообрядцы посещать наши богослужения, а мы – их? Спасибо! С уважением, Юлия.

Наша Церковь считает старый обряд таким же спасительным и православным. Об этом очень ясно сказал Святейший Патриарх Кирилл, посещая храм святителя Николая на Берсеневке, где служат по старому обряду.

Более сложен вопрос с теми старообрядческими согласиями, где не совершаются или почти не совершаются Таинства. В любом случае наша Церковь открыто и доброжелательно относится к старообрядцам. Они, как правило, несколько более жестко держат дистанцию. В наши храмы они молиться не ходят, нашу молитву в своих храмах, мягко говоря, не приветствуют. Тем не менее, я надеюсь, что в области общих дел на благо народа мы будем поддерживать друг друга, и в целом наши отношения станут более теплыми, более искренними. Эти надежды подкрепляются моим общением со многими старообрядческими иерархами, пастырями, учеными – это очень достойные, настоящие русские люди.

Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным:

Часть 1. Чем дальше, тем больше медиа мне надоедают

Часть 2. Церковь к мирской власти не рвется

Часть 3. Человеку сегодня нет смысла притворяться верующим

Часть 4.  Мне приходилось уходить с ток-шоу

Здравствуйте, Отец Всеволод!
Последнее время я задаюсь вопросом, но нигде не могу найти на него ответа.
Почему согрешившая и не раскаявшаяся душа отправляется в ад на мучения, а дьявол совершивший также не малый грех сидит в его главе? Во главе ада и при этом не испытывает никаких адских мук.
 

Артем

 

Из книги Откровения Святого Иоанна мы знаем, что диавол обречен на вечные муки. О бесконечных муках для людей, не исполнивших Божии заповеди, говорит и Сам Господь Иисус. Вовсе не нужно думать, что Бог – кровожадный мститель. Но Он справедливый Судия. В Царство Божие не может войти ничто греховное. Если человек сделал грех смыслом своей жизни или, по крайней мере, неотъемлемой ее частью, ему будет невозможно находиться в Небесных обителях. Представьте себе пьяницу или наркомана в месте, где нет ни выпивки, ни наркотиков. Представьте себе охотника за женщинами – в месте, где никто не ответит на его устремления. Представьте себе человека бесконечно гордого своим разумом и отрицающего Бога в месте, где рядом с ним будет находиться Бог, разум Которого многократно превосходит разум этого человека. Человек созидает свою душу для ада или рая уже здесь. Я знал многих людей, у которых в душе перед кончиной их жизни полностью сформировалась готовность для Царствия Божия или готовность для вечной богооставленности. Господь не желает никому зла и гибели, Он любит каждого человека. Но Он видит состояние любого сердца и вершит справедливость. Если мы будем отрицать Его действие как Судии, мы погрешим против веры и правды. И Церковь – в своем облике, в своих поступках, в своем учении, как я недавно написал в одной статье, – не только может, но и должна являть людям все образы Христа. И образ милостивого Пастыря, и образ грозного Судии. И образ смирения времен Его земной жизни, и образ славы, о которой мы знаем из Апокалипсиса.

 

Как понять, что является грехом? В Законе Божьем написано, что грех нарушение воли Божьей, но как узнать, на что есть воля Божья, а на что нет?
Является ли грехом нарушение авторских прав – просмотр фильмов, покупка пиратских дисков, продажа пиратских дисков (90-100%), установка нелицензионного программного обеспечения? Можно ли работать на работе, устаналивая нелицензионное программное обеспечение?
Что нужно делать, если я вижу человека, у которого наркотик и он планирует передать его по цепочке для продажи?
Как относиться к тому, что мафия слита с государством и бизнесом? Как относиться к преступникам?
Как относиться к процветающей коррупции?
Есть ли право убивать на войне и служить в армии?

Александр

 

Человек может и даже обязан защищать с оружием в руках своих ближних, свою семью, свое отечество. Пацифизм категорически неправ. Я всегда предлагаю его сторонникам создать собственное государство без армии и полиции. Посмотрим, сколько оно просуществует в искаженном грехом мире. Все остальное, что Вы назвали, бесспорно, грех, и Ваша совесть правильно подсказывает Вам, что Вы столкнулись именно с греховными явлениями. Для того же, чтобы отличить грех от нравственно достойного поступка, проверяйте свою совесть чтением Евангелия, учением Церкви, а самое главное -не заглушайте голос совести уверениями себя в том, что грех нормален, хорош и допустим, как это делают многие современные обыватели и как это делали обыватели любых веков. Именно поэтому Спаситель так радикально настаивал на том, чтобы Его последователи не имели ничего общего ни с обывательскими жизненными установками, ни с обывательской шкурной «моралью».

 

Отец Всеволод, не могли бы Вы чуть подробнее раскрыть свое предложение по разделению Интернета на “хорошие” и “плохие” зоны и кто должен будет взять на себя контролирующие функции?
Спасибо.

Андрей Семенов

 

Предложение очень простое. В безопасной зоне человек мог бы находиться только под своим реальным именем и имел бы в нее доступ только с употреблением устройств или документов, удостоверяющих личность. Многие беды нынешнего интернета именно из-за того, что в нем допустима анонимность. Если человек в интернете называет себя, он, как правило, воздерживается от брани, от оскорблений по национальному или религиозному признаку. Уж тем более он будет воздерживаться от распространения порнографии, от сомнительных знакомств, от воровства не принадлежащих ему объектов интеллектуальной собственности, от других правонарушений и безнравственных действий. Я думаю, что православные здесь должны дать добрый пример. Присутствие в интернете под кличкой или под чужим именем должно быть признано чем-то глубоко ненормальным. Столь же ненормальным, как если бы кто-то общался с другими, надев маску или отвернувшись на 180 градусов. Я согласен с Владимиром Легойдой в поддержке последних инициатив Президента, который предлагает определить рамки ответственности интернет-СМИ за все, что на них размещается, включая комментарии. Надеюсь, что это только первый шаг к созданию в интернете нормальной среды, где люди знают друг друга и где никто не прячется под маской, надеясь, что преступления и оскорбления останутся безнаказанными.

 

Как Вы полагаете, имеет ли шанс наша интеллигенция, которая по Вашим словам, страдает грехами русофобии и сопротивления строительству сильного государства, массово войти в общероссийский Народный фронт Путина? Или он должен быть рабоче-крестьянским, с узкой прослойкой державно-патриотической интеллигенции?
Спасибо

Андрей Семенов

 

Интеллигенция, ориентированная на разрушение, привыкшая к диссидентскому мышлению советского периода – это все-таки уходящая в прошлое социальная группа. Среди такого рода людей почти нет, а скоро совсем не будет молодежи. Если понимать под интеллигенцией круг людей с определенной политической позицией, критикующей любые сильные сообщества и любые государственные власти, то такая интеллигенция вряд ли найдет себе место в будущем страны. Я считаю, что вообще от термина «интеллигенция» надо отказаться и перейти к более ясным, деидеологизированным представлениям об интеллектуалах и высоконравственных людях. А таковыми я считаю многих государственных деятелей, лидеров общественного мнения, граждански активных православных христиан. Эти люди не зациклены на том, чтобы все критиковать и при этом ждать, когда кто-то «призовет их на царство», чего, впрочем, никогда не произойдет. Будущее за теми, кто созидательно относится к жизни, при всем понимании существующих проблем, и стремится их исправлять, а не рвать без конца на себе волосы, говоря, что в нашей стране все ужасно, в ней никогда ничего хорошего не будет, и остается только тихо ее ненавидеть.

 

Здравствуйте, расскажите, пожалуйста, что вы знаете о принятии нового закона «Об образовании»? По интернету появилось несколько ссылок на статью примерно одинакового содержания, о том, что все детсады и школы с 5 класса станут платными, и этот закон вступит в силу с 1 сентября 2011 года.

 

Большой закон «Об образовании» пока находится в разработке. Наша Церковь сделала к нему ряд предложений и сейчас ведет переговоры с Министерством образования и науки относительно адаптации этих предложений к существующей правовой системе. Предложений достаточно много. Подробно о них можно рассказывать как минимум час. Закон еще будет обсуждаться и в Правительстве, и в Государственной Думе. С 1 сентября он в действие точно не вступит. Впрочем, уже одобрены образовательные стандарты и ряд других документов, которые действительно могут подтолкнуть к тому, что во многих школах некоторые предметы станут де-факто платными. Если их будут выбирать малое количество школьников, руководство школы сможет сказать: «Смотрите, у нас только пять детей на всю школу, которые хотят изучать этот предмет, учителя нет, ищите его сами и платите за него». Чтобы этого не произошло, очень важно развивать родительский и в целом гражданский контроль за деятельностью школ. Мне очень нравится предложение закрепить за каждым отдельным школьником государственные средства на его обучение и обеспечить равные условия для поступления этих средств в государственные школы и негосударственные, в том числе церковные. Да, такая система тоже может привести к злоупотреблениям, как и любая другая. В частности, могут начать в погоне за деньгами укрупнять классы. Но эта система, по-моему, все-таки лучше, чем старая, безальтернативная, когда ребенок мог поступить только в государственную школу, расположенную поблизости к дому, а частная школа оставалась (и остается) школой для богатых или очень богатых, потому что у нее нет государственного финансирования.

 

Один из поводов раскола с Западом послужил хлеб, используемый в Таинстве. Квасной, или опресноки. Евхаристического общения с католиками у нас нет, как я понимаю, их Таинство мы не можем считать действенным.
Всегда интересовал вопрос, как быть тогда с Евхаристией в лагерях в годах советских гонений. Когда бывало, использовалось брусничный сок и ржаной хлеб. Можно ли считать, что люди тогда причастились? Хочется верить, что да. Но, если это так, то как быть с опресноками? Спасибо

Николай

 

Было время, когда в нашей Церкви благословляли крестить песком в местах, где было мало воды. Господь и Его Церковь много раз в истории со снисхождением относились к форме совершения Таинств там, где у людей были непреодолимые трудности. Были и разные традиции в истории христианства – не надо думать, что наша современная традиция остается неизменной с апостольских времен.

 

Здравствуйте! Почему в одних районах Москвы строятся по 2 церкви, а в нашем районе Некрасовка ЮВАО г.Москвы церковь строится уже несколько лет за счет пожертвований прихожан. Денег, конечно, не хватает, всё на уровне котлована. А службы проходят в помещении бывшего гаража-коровника! Хорошо, что не в катакомбах!

 

Этот вопрос стоит обратить, прежде всего, к самим прихожанам. Если совершаются богослужения, то люди имеют все возможности жертвовать на храм сами и призывать к этому тех, у кого есть много денег и возможностей.

 

Уважаемый о. Всеволод!

Мои вопросы касаются Вашей статьи «О блеске и нищете…» и впечатлений от нее.

Допустим, что Вы где-нибудь сказали (не знаю, сказали бы Вы такое, но предположим), что Константинопольский Патриарх маленько переборщил со своим титулом “Его Божественное Всесвятейшество”, особенно насчет “Божественного”, и вообще он не гений, а только выдающийся. И тут вылезает некий грек и заявляет, что такой титул совершенно необходим, чтобы производить надлежащее впечатление на сильных мира сего, а Вы, стало быть, – кухонный диссидент, привыкший видеть Церковь только слабой и одетой в драный подрясник. Вот что бы Вы почувствовали? По-прежнему ли Вы полагаете, что исключительно интеллигенты-либералы хватаются за голову при виде Ваших аргументов? Считаете ли Вы, что “неонестяжателей” всего лишь горстка, даже, несмотря на то, что при голосовании на «Правмире» их оказалось большинство? Осознаете ли Вы Вашу позицию как крайнюю? Если нет, то кто, по-Вашему, иосифляннее Вас? Если да, то уверены ли Вы в том, что Ваша защита крайней позиции приносит пользу Церкви?
Спасибо.
Илья

 

Это не крайняя позиция, это позиция, которой Церковь придерживалась и будет придерживаться. Титулы у патриархов есть и более пространные, возьмем хотя бы титул Патриарха Александрийского. Люди употребляют их за богослужением, принимают их душой, более того, эти титулы наполнены духовным смыслом, как и все то, что относится к нашему богослужению и то, что употребляется как молитва в течение многих веков.

 

Как объяснить невоцерковленому, что “гражданский” брак это грех?

 

Гражданский брак – это церковный термин, который всегда означал брак, зарегистрированный государством и не венчанный в Церкви. В таком браке нет греха, хотя конечно лучше получить на него благословение Церкви через венчание. Впрочем, бывают ситуации, когда венчание невозможно: один из супругов выступает против или является неверующим либо не христианином. Но нельзя не считать грехом другое понимание «гражданского брака»: пожил полгода с одним человеком, потом еще полгода с другим, чтобы проверить, кто лучше подойдет. Методом проб и ошибок семейное счастье не достигается, и об этом свидетельствует вся человеческая история. Более того, об этом наверняка знают и те, кто перепробовал массу таких временных ненастоящих «браков».

 

Отец Всеволод. Вы много говорите обличающего и это, наверное, хорошо. Но так получается, что Вы обличаете тех, кто слабее. Вы обличаете женщин, которые соблазнительно одеваются – и не обличаете мужчин, которые их насилуют. Вы обличаете интеллигенцию, которая не имеет, в общем-то, никакого особого влияния в обществе, и не обличаете власть. Чем Вы руководствуетесь в выборе объектов обличения? И не кажется ли Вам, что рассказ о Христе был бы полезнее всех этих обличений? И еще вопрос: Вы часто общаетесь с мусульманами. Говорите ли Вы им о Христе? И если нет, почему?

 

О мужчинах тоже говорил: и о неприлично одетых, и о насильниках. О властях тоже говорил, и не раз, в том числе в глаза. Последнее как раз связано со значительной частью моей работы как церковного чиновника.

Относительно мусульман могу сказать, что я стараюсь свидетельствовать делом и примером. Убежден, что так свидетельствовать гораздо правильнее, чем вести богословские споры, которые на моей памяти, если говорить о христианско-мусульманских отношениях, нечего, кроме взаимного ожесточения, не порождали.

 

Здравствуйте, отец Всеволод!
Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас любимые места в Евангелии? Если есть – какие, и почему Вы их любите? И что такое для Вас лично следование за Христом?

 

Никогда не разделял слова Писания на мене значимые и более значимые, пусть даже для меня лично. Более того, считаю очень важным воспринимать Священное Писание во всей его целостности, не разделяя его по принципу: нравится – не нравится.

Следование за Христом – это стремление хоть в какой-то мере повторить то, что делал Он и следовать тому, что Он говорит, особенно в самом главном этическом императиве, который касается каждого христианина, – в Нагорной проповеди.

 

Я хотела спросить, какие Зарубежные Церкви не захотели воссоединиться с Московским Патриархатом, и кому они теперь подчиняются?

 

Есть несколько десятков общин, которые не приняли воссоединения Зарубежной Церкви с Церковью на Родине. В основном это общины, существующие на канонической территории Русской Церкви, то есть в России, Украине, Молдове. Созданы они в основном духовенством сомнительного канонического происхождения или священниками, которые ушли из Московского Патриархата, часто по причинам нравственного характера или в силу скверных отношений с собратьями по служению. Сегодня эти несколько десятков приходов разделились на множество мелких юрисдикций. Я в свое время насчитал их 6, потом считать перестал. По-моему, их число уже подобралось к 10. Они обвиняют друг друга, в них постоянно происходят разделения. Что ж – это судьба любого раскола.

 

Отец Всеволод. Скажите, пожалуйста, могу ли я стать священнослужителем? Есть богословское образование, муж одной жены, в венчаном браке. Жена не была девственицей на момент свадьбы, но и замужем не была тоже. Я понимаю, что нельзя. Но при детальном разговоре ни «да», ни «нет» я не слышу. Ответ один – на усмотрение правящего архиерея.
Можете ли вы ответить?

 

Ответ тот же самый. Если правящий архиерей проявит снисхождение к этому обстоятельству, то он Вас рукоположит. В церковной практике такие случаи бывали.

 

Здравствуйте, отец Всеволод!
Я закончил ПСТГУ. Хотел бы вести преподавательскую деятельность, к примеру, в воскресной школе, или курсы по катехизации. На моём приходе воскресная школа “укомплектована” очень и очень хорошо, а ходить по другим приходам и предлагать свои услуги я стесняюсь. Вопрос мой таков – ведётся ли РПЦ работа по созданию курсов или отделов по катехизации населения, где молодые специалисты могут хоть чем-то быть полезными? Возможно, есть конкретные места, куда можно обратится? Спасибо.

Николай Кирсанов

 

Обращаться прежде всего надо в Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, который координирует системную работу по подготовке и трудоустройству катехизаторов и православных преподавателей. Такие люди очень нужны во многих приходах. И поверьте, Ваши труды обязательно будут востребованы.

 

Батюшка, Христос Воскрес!
Мой вопрос касается тех людей, которые заходят в храм поставить свечку. Дело в том, что в огромном количестве случаев эти люди имеют тем или иным образом искаженное представление о Православии и приоритетах внутри него (например, свечка – это важно, а Причастие – экзотика для совсем уж набожных и пр.). При этом эти добровольно пришедшие в храм люди, как правило, уходят из него, оставаясь при своих искаженных представлениях. Ясно, что подготовленных людей для того, чтобы увещевать и катехизировать “захожан”, не напасешься. Однако, почему бы не сделать небольшую бесплатную брошюру с названием типа “Если ты зашел поставить свечку” или “Для тех, кто зашел поставить свечу”, в которой бы вкратце были расставлены приоритеты нашей веры? Т.е. прикинуть стереотипы и логику, которой руководствуется “захожанин”, и, исходя из нее, подвести человека к переосмыслению веры, к вопросу “а может быть я многое неправильно понимаю?”. И сделать брошюру обязательной к распространению во всех православных храмах.
Мне кажется, это позволило бы не упускать хотя бы часть добровольно зашедших в храм людей.
Кирилл

 

Сейчас такие брошюры стали делать. Их, в частности, раздают людям, приходящим за крещенской водой. Тем, кто приходит освятить пасхальные яства. В храме, где я служу, такого рода брошюрки, листовки раздаются на Пасху и на Крещение. А в воскресные и праздничные дни мы раздаем листки с основными песнопениями и новозаветными чтениями. Конечно, не нужно каждого человека, приходящего в храм поставить свечку, хватать за руки, за ноги и тащить на катехизацию. Но брошюры и буклеты, о которых Вы сказали, действительно могут оказаться очень полезны. И ненавязчиво предложить их человеку вполне можно. Подумаю над реализацией Вашего предложения в нашем приходе. Думаю, что любому приходу оно будет полезно. А благотворителям, как мне кажется, было бы очень хорошо организовать распечатку таких материалов массовым тиражом.

 

Здравствуйте батюшка! Не могли бы вы посоветовать, как надлежит себя вести в армии? Допустим, кто-то хочет заставить тебя чистить ему ботинки и угрожает расправой в случае неповиновения. Как должен поступать христианин? Где здесь грань между допустимым и раболепством?

 

Раболепства надо избегать – иначе можно потерять самоуважение, а также уважение окружающих. Кроме добровольной помощи нуждающимся в ней надо делать только то, что предписывает служба. Если возникают попытки заставить делать не то, что положено, нужно объединяться с другими и этим попыткам противостоять. Ну и, конечно, взывать к справедливости через обращение к вышестоящим. А, может быть, и к людям, которые находятся вне армейского коллектива.

 

ОТец Всеволод! Здравствуйте ОТче! Хочу задать Вам такой вопрос?
Я как то осебенно по своему увидел Прописную Букву-“ОТ” ЦСЯ и теперь у меня нет ни сна ни покоя! Я такого мнения раз так получилось, что такая Буква-“ОТ” имею в виду только Прописную, которая как Лик, как лицо, как образ, и подобие, а не строчную похожую просто на “Дабл Ю”…………………………………………………

Александр Аипов.

Живите с Богом, старайтесь знакомить с Ним других, и тогда поймете, что в жизни главное, а что второстепенное.

 

Батюшка, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как сейчас Церковь относится к старообрядчеству? И как старообрядцы относятся к нам? Могут ли старообрядцы посещать наши богослужения, а мы – их? Спасибо! с Уважением – Юлия.

 

Наша Церковь считает старый обряд таким же спасительным и православным. Об этом очень ясно сказал Святейший Патриарх Кирилл, посещая храм святителя Николая на Берсеневке, где служат по старому обряду. Более сложен вопрос с теми старообрядческими согласиями, где не совершаются или почти не совершаются Таинства. В любом случае наша Церковь открыто и доброжелательно относится к старообрядцам. Они, как правило, несколько более жестко держат дистанцию. В наши храмы они молиться не ходят, нашу молитву в своих храмах, мягко говоря, не приветствуют. Тем не менее, я надеюсь, что в области общих дел на благо народа мы будем поддерживать друг друга, и в целом наши отношения станут более теплыми, более искренними. Эти надежды подкрепляются моим общением со многими старообрядческими иерархами, пастырями, учеными – это очень достойные, настоящие русские люди.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Протоиерей Всеволод Чаплин: Украине необходимы прекращение огня и диалог

Диалог нужен, диалог необходим. Даже между теми, кто совершенно по-разному воспринимает будущее Украины.

Протоиерей Всеволод Чаплин призвал причастных к авиакатастрофе на Украине рассказать правду

Если же был совершен страшный грех - убийство сотен невинных людей - то лучше сказать о…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: