Опыт диагноза православной журналистике

Pravoslavn_SMI_25010-12 октября 2010 года проходит IV Международный фестиваль православных СМИ «Вера и слово».

Иван СЕМЕНОВ, обозреватель ВГТРК, исполнительный продюсер информационного телеканала «Россия -24», соведущий еженедельной передачи «Церковь и мир» на канале «Россия – 24» является на нем руководителем направления «Телевидение».

Она родилась где-то в первой половине 1990-х. Трудно установить точную дату. Я твердо помню, что в 91-м ее еще не было и в помине ( тут мы, конечно, не говорим о нескольких священных даже для советской власти коровах, типа ЖМП в его старой ипостаси ). А вот в 95- м она уже была вовсю : в больших городах практически все креп кие общины, которые начали, как только стало можно, собираться вокруг ревностных священников, с какого – то момента стали считать своим долгом завести хотя бы «приходской листок» в одну страничку. Клирики писали для этих изданий какую – нибудь нехитрую гомилетику к праздникам, а еще там печатали хронику : кого обвенчали, отпели, на какую экскурсию свозили детей воскресной школы — и все это сильно сплачивало приход. Профессиональные журналисты работали в таких изданиях крайне редко, никакой проблемной публицистики, не говоря уже о серьезных репортажах, тоже не было. Многие такие листочки безжалостно поглотил дефолт 98- го го да, и может быть, вовсе не стоило бы о них вспоминать, не будь они явным знаком возрождения «церковной нервной системы» на клеточном — общинном — уровне. И потом некоторые эти издания, восстав как фениксы из пепла конца 90- х, превратились в периодику общецерковной известности. В том числе журнал, который вы держите сейчас в руках.

Одновременно оживлялась епархиальная пресса. Она создавалась «сверху», от архиерея, ввиду чего на первых порах представляла собой совершенно гремучую смесь пафосности и второстепенности. Чтоб никто не обиделся : я считаю, что этот этап епархиальной периодикой дав но пережит, в нее приходят грамотные молодые журналисты, и все сейчас зависит от редакционного такта, чтоб и местный колорит не потерять, и не превратиться в дневник деяний правящего владыки.

Вместе с тем «снизу» и примерно в то же время появилась и первая проблемная публицистика. Свобода и бесконтрольность церковного слова в 90- е годы была такова, что публицистика эта оказывалась преимущественно протестной. «Против Запада», «против инородцев», «против косной традиции», «против сокращения канона на утрени»… Причем никакого конструктивного диалога, к сожалению, не получалось. Сейчас многие тогдашние авторы угнездились по маргинальным нишам интернета и на поверхность почти не всплывают. В стороне от этого махания руками возник журнал «Фома», который первым попытался говорить проблемно и серьезно, но «за».

Затем развернулись электронные СМИ. И первым должно быть упомянуто, конечно же, радио «Радонеж». Его я до сих пор совершенно искренне считаю самым свободным средством массовой информации постперестроечной России. Практически любой известный батюшка мог попасть в 90- е и в начале нулевых на «Радонеж». И сказать мог почти все что угодно. У слушателей ( вернее, как правило, слушательниц ) от такой редакционной политики немного двоилось в голове. Мне лично приходилось принимать в студии звонки : «А как же вчера в это же время отец имярек говорил совсем наоборот?! »

Позже всех на арену вылетела дорогая капризная птица — телевидение. Было несколько передач, которые, впрочем, трудно назвать журналистскими работами. Например, «Слово пастыря» Патриарха — тогда митрополита — Кирилла. А жизнеспособный телеканал до сих пор остается один — екатеринбургский «Союз». Вероятно, его сотрудники раньше других нашли ответы на важные вопросы начала третьего тысячелетия: «Что же такое “православное СМИ “? Кто же такой “православный журналист “»?

В 90- е эти вопросы были банальны ми. Доброжелательно и со знанием дела на церковную тематику и вообще о вере писали только люди церковные, в изданиях, выходящих с благословения того или иного епископа или священника.

После середины нулевых ситуация радикально изменилась. Вот пример : трансляции ВГТРК с Архиерейского и Поместного соборов 2009 года были благословлены Местоблюстителем патриаршего престола. Журналисты, в большом количестве работавшие на освещении этих событий, выступали в своих репортажах в высшей степени доброжелательно по отношению к Церкви. Почти никто из них не сделал ни одной фактической или терминологической ошибки. То есть налицо была компетентная профессиональная работа. Можно ли всех моих коллег, включавшихся в эфир с соборов, назвать православными журналистами? Сомневаюсь ! Как признавался мне потом один из них : «Я не вполне понимаю, зачем вашей Церкви, кроме попов, еще какие – то «архиереи». Но вот разницу между фиолетовой, голубой и зеленой мантиями могу объяснить, хоть ночью разбуди ! »

С другой стороны, многие вполне церковные издания берут сейчас на работу людей не очень церковных : главное — сочувствие вере, честность и профессионализм. В какую сторону все будет развиваться, прогнозировать невозможно. Может быть, будущее за усилением епархиального слова ( не забывай те про «Союз» !). А может, специфически «православные СМИ» ( кроме, конечно же, неизбывного ЖМП !) вообще исчезнут, оставив поле профессиональным церковным колонкам в качественных СМИ «общего назначения».

Очевидно одно: мы есть. И за годы, что мы есть, явно стали профессиональнее, разнообразнее и доходчивее. А это не так уж мало !

Иван СЕМЕНОВ , обозреватель ВГТРК ,исполнительный продюсер информационного телеканала “Россия-24″

Протоиерей Владимир Вигилянский,
Николай Иванович Державин
Мы – свидетели благодатных перемен
Евгений Константинович Никифоров
Молиться, поститься и слушать радио «Радонеж»

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Митрополит Иларион разъяснил суть письма главы «Киевского Патриархата»

Митрополит Иларион: «Именно для ведения переговоров, а вовсе не для какого-то "помилования", Собором была сформирована комиссия»

Патриарх: Общение со СМИ – это возможность говорить о Евангелии доступным языком

Предстоятель призвал более активно рассказывать о том, как живут и действуют в обществе современные христиане

Женщина пыталась продать ребенка за 300 тысяч рублей

Расследование "Правмира" привлекло внимание следственного комитета и СМИ к проблеме теневого рынка усыновления

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: