В  сердце города Челябинска, находится храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. Этот храм стал «знамением пререканий» в диалоге власти и верующих ещё добрый десяток лет назад. Заложенный 22 июня 1907 года и освящённый 4 декабря (в праздник Введения  во храм Божией Матери, накануне дня памяти благоверного князя Александра Невского – 6 декабря) 1911 года, этот красавец-храм был закрыт в 1930 году. На ступенях его паперти пролилась мученическая кровь церковного старосты.

Храм святого благоверного князя Александра Невского, город Челябинск

Храм святого благоверного князя Александра Невского, город Челябинск

Возвращение храма святого  Александра Невского в Челябинске — давно ожидаемое всеми православными верующими событие. Почти два десятилетия  шли споры и обсуждения данной проблемы, и почти два десятилетия Челябинская епархия ожидала судьбоносного для старинного храма решения областной власти. Храма, с которым  связаны имена великих людей  российской истории и культуры прошлого – Царственных мучеников и страстотерпцев в лице последнего императора Николая II, жертвователя средств на строительство, академика Александра Никаноровича Померанцева, проектировавшего этот храм, священномученика Сильвестра (Ольшевского), его освящавшего, и других.

Протоиерей Игорь Шестаков

Протоиерей Игорь Шестаков

К несчастью, далеко не все понимают место  Церкви в современной жизни российского общества. За время пленения Церкви на нее привыкли смотреть как на некий анклав чего-то давно пережитого. Инерция мышления — штука коварная: нет-нет, да и даст о себе знать. Многим не нравится укрепление позиций Русской Церкви, её активная и разносторонняя общественная деятельность, особенно в образовательной сфере. Это воспринимается как экспансия, как натиск клерикалов на бастионы светского позитивизма — одним словом, негативно. Высказываются также подозрения в том, что монастыри, превращённые  в музеи, и храмы, переделанные  в «очаги культуры», когда произойдёт обратная метаморфоза, закроют свои двери для широкой публики.  Надо ли доказывать, что это вовсе не так? Следует ли припоминать, что и храмы, и монастыри принадлежат Церкви, а Церковь — это собрание верующих, а значит и есть народ, та самая «широкая публика»?

Этот импровизированный референдум можно продолжать бесконечно. Истина в подобном споре обречена на вечное внутриутробное существование,  потому что каждый его участник останется при своём мнении и только укрепится в нём.

Для кого-то храм святого Александра Невского — это святыня, осквернённая и поруганная, для кого-то — «зал органной и камерной музыки». Спор не завершён. Но попытаемся разобраться.

Возвращение  церковных зданий инициировано государственной  властью при содействии Московской Патриархии, и именно государственная  власть имеет возможность и полномочия разрубить узел противоречий, сплетённый культурным невежеством, поместившим орган в православный храм.

История превращения храма  в объект, принадлежащий областной  филармонии, началась до возобновления  Челябинской епархии как субъекта Русской Православной Церкви, и мнения духовенства и верующих тогда, в 1985 году, никто не спрашивал. И как же странно наблюдать сейчас бесконечный поток упреков в адрес власти и Церкви, прилагающих усилия по возвращению храма!

Тут стоит развенчать несколько  весьма распространённых мифов, связанных  с пресловутой проблемой «уникальности», «неповторимости» и «невозможности демонтажа» органа, волею неразумения оказавшегося в православном храме.

Орган сконструирован  германской фирмой «Генрих Ойле», которая ставит данные музыкальные инструменты по всему миру. Челябинский орган — инструмент «эконом-класса»: не самый шикарный, но достаточно хороший для своего времени — то есть для середины 80-х  годов прошлого века. Сами немцы неоднократно называли орган «типовым» и, хотя и расхваливали его, оговаривались, что инструмент вполне заурядный. Все восторги в адрес органа со стороны фирмы-изготовителя выглядят сейчас нехитрым маркетинговым ходом. Впрочем, такие слова и приёмы тогда, в СССР, были неведомы даже работникам советской торговли, не говоря уж о деятелях культуры. Кстати, смонтировав орган в алтаре храма, сотрудники немецкой фирмы продемонстрировали и как его можно разобрать для обслуживания и ремонта. Очевидно, то, что собрано, можно и разобрать.

Миф о «невозможности демонтажа» был порождён вовсе не деятелями культуры, а, как бы странно это не прозвучало, руководством самой немецкой органной фирмы, которое в 1992 году, отвечая на письмо из Челябинской областной администрации, изрядно напуганной просьбами верующих вернуть храм, послушно отписало, что демонтировать инструмент нельзя, ибо это его повредит. Сами представители фирмы «Генрих Ойле» в Челябинске так и не побывали с тех пор, и орган обслуживали не технические специалисты, а сами работники Челябинской филармонии, в частности органист Владимир Хомяков, который более всех сейчас доказывает «уникальность» и «невозможность демонтажа» инструмента. Правда, тот же Владимир Хомяков говорит и о том, что инструмент уже нуждается в обслуживании и ремонте, в замене морально устаревших соединений и в дополнительной системе кондиционирования.

Еще важный нюанс. Средств на поддержание инструмента в должном состоянии не хватало всегда, а кассовые сборы во все времена оставляли желать лучшего. Вот и искали в органном зале выходы из финансовых затруднений: то по субботам молодые там сочетаются браком, то происходят другие полуофициальные мероприятия.

Итак, вопрос по переносу органа в другое помещение находится в ведении специалистов, а не дилетантов, поэтому много рассуждать не будем. Ожидается приезд в Челябинск представителей фирмы «Герман Ойле», будем надеяться, что «вот приедут немцы, немцы нас рассудят».

Немного о тех, кто так  ревностно защищает орган от «православных  варваров» и планирует всевозможные «митинги-концерты протеста».

Уже первые слова, сказанные  о возвращении храма во время  Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Челябинск 19 апреля сего года, вызвали шумную волну интернет-возмущений: от «Руки прочь  от нашего органа!» и «Спасём культуру!»  до нецензурных и  явно экстремистских лозунгов, оскорбляющих верующих и хулящих Церковь. Следует отметить, что с самого начала высказанная позиция Челябинской епархии была однозначна: мы за разумное и взвешенное решение этого вопроса.

Модераторы акций протеста игнорируют все конструктивные доводы, подвергают сомнению и, кажется, даже не слышат позицию Церкви. Известие о том, что рабочая группа Общественной палаты Челябинской области приняла решение рекомендовать губернатору не только возвратить храм, но и построить новый концертный зал, порадовав всё культурное сообщество Челябинска, не вызвало положительных эмоций у наших оппонентов. Начался новый виток информационной войны. Противники возвращения храма Церкви принялись обсуждать в блогах, «как православные вандалы исказят облик центра города». Тут в ход идут все фобии, включая совершенно абсурдные: «центр станет прибежищем бомжей и нищих, толпящихся на паперти», «будут построены высокие заборы и возведены нежилые помещения», «людям запретят(!) прогуливаться возле храма» и многое другое.

На наши замечания, что никто не собирается возводить заборы или запрещать прогулки, следует лишь один ответ:  «А мы вам не верим!» Весь этот иррациональный антицерковный пафос многократно усиливается, когда общественность высказывается в пользу возвращения храма.

Приведем пример. Челябинская православная молодёжь объединилась в общество «За возрождение храма святого благоверного князя Александра Невского». Их поддержали Областная Администрация, Законодательное собрание, Молодёжная общественная палата, Общественная Палата, ректора ВУЗов, представители культуры. Молодые челябинцы провели сбор подписей в поддержку возвращения храма верующим среди молодёжи и студентов. За три дня собрали около 15 тысяч подписей. При этом средний возраст респондентов был от 18 до 25 лет. Совершенно очевидно, что для современных молодых людей нормально и естественно, что храм необходимо вернуть верующим. Что ж делают наши оппоненты? (Они, кстати, за месяц не могли собрать и 3 тысяч подписей, хотя и очень старались.) Оппоненты попросту облили грязью все молодёжные объединения, принимавшие участие в сборе подписей: одарили их гнусными эпитетами вроде «выкормышей», «прихвостней», «юных карьеристов» и свое кривляние (иначе не скажешь) подытожили рефреном:  «А мы вам не верим!»

Разумеется, антиклерикально настроенным лицам сугубо не понравилось, что такое количество молодых людей поддержало инициативу губернатора М.В. Юревича и митрополита Челябинского и Златоустовского Иова, подкреплённую благословением Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Кирилла.

Оголтелые вопли в интернете, провокации, открытая ложь и подтасовки (пообещали, что на митинге выступит популярная рок-группа, а её лидер возьми, да и ответь, что это не так, а людей продолжают убеждать, что они приедут) — всё это удел довольно небольшой, но сплочённой группы «независимых правозащитников», известных своей скандальностью и политиканством в Челябинске. Их готовность выступить поддерживается некоторыми российскими правозащитными организациями, которые впрочем, не спешат рекламировать в данной ситуации себя, а отдают «тему» своим челябинским присным.

Надо отдать должное руководству  Челябинской филармонии и дирекции органного зала – они за возвращение  храма. Областное министерство культуры также выступает с одобрением этого давно ожидаемого события. Областные и городские СМИ не оставляют вниманием происходящие события, и их репортажи носят исключительно корректный  и конструктивный характер. От Правительства Челябинской области вопросы, связанные с возвращением храма курирует вице-губернатор Евдокимов В.М, давний и убеждённый сторонник передачи храма в ведение Русской Православной Церкви. Областное и городское руководство готово рассмотреть и положительно решить вопрос о построении нового концертного зала, а также решить проблему временного пребывания органа на подходящей концертной площадке. К счастью, таковые в нашем городе-«миллионнике» имеются.

Церковная общественность не безмолвствовала и все эти годы не предавала своим молчанием Бога, свидетельствуя лишь так, как позволяли обстоятельства. Мы имеем большой запас терпения и не ослабеваем в молитвах за пленённые святыни. Мы уповаем на правду Божию и умеем ждать. И мы надеемся, что скоро станем свидетелями и участниками возобновления храма. Храма, воздвигнутого в честь и память поборника истины и веры, сказавшего, что «не в силе Бог, а в правде», храма-мученика, храма-исповедника. И хочется верить, что это станет нашим общим делом.

Протоиерей Игорь Шестаков, руководитель молодёжного отдела Челябинской  епархии, член Общественной палаты Челябинской  области

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.