Шестой год в Обнинске действует Городской родительский клуб «Родительская забота», созданный по инициативе ДПЦ «Вера, Надежда, Любовь». Выступление в клубе писателя Василия Давидовича Ирзабекова стало откровением для многих людей, а особенно, молодых. Больше всего запомнился «крик души» одной девушки. Она подошла к писателю и сказала: «Я замужем была всего 4 месяца, а потом мы развелись… Ах, если бы раньше я узнала то, о чем Вы говорили сегодня!..» Понимая, насколько важна сейчас тема семейной жизни, мы попросили Василия Ирзабекова поделиться своими мыслями…

— Почему распадаются даже православные семьи?

Василий Ирзабеков

— Супругам сейчас недостает жертвенности.

Что такое жертва? Я для себя вывел удивительную формулу жертвы для нашего немощного современника, вот для меня, например, очень немощного современного человека. Когда мы говорим «жертва», то представляем, что это какая-то казнь: человека чуть ли не распинают, пытают – ничего подобного. Для сегодняшнего человека жертва – я хочу, чтобы сие запомнилось, как формула – это добровольное лишение себя какого-либо комфорта.

Приведу классический пример: молодой человек едет в общественном транспорте, входит старенькая бабушка. Известная ситуация – конечно, надо уступить место. Но если человек молодой, это не значит, что он не устал. А если он едет после ночной смены? В том-то жертва и состоит, что надо, как барон Мюнхгаузен, взять себя за волосы и поднять со своего места, чтобы уступить его бабушке… Это вот такая маленькая «жертвочка». Вспомним, какие жертвы приносили святые ради Христа…

К сожалению, только с годами приходит понимание: любить – это, прежде всего, беречь того, кого любишь. Рождается в семье ребенок, дети часто не спят ночью, болеют, кричат. Женщина ночью ухаживает за дитем, а ведь утром ей надо идти на работу. Очень часто считается, что если ребенок плачет, то именно ее обязанности – успокаивать и ухаживать за ним. А почему мужчина не может проявить мужество и сказать: «Миленькая, ты две ночи не спала». Давай, сегодня я с ним посижу. Разве от этого мужчины убудет – одну ночь всего недоспал… Великое в малом: здесь уступил, здесь за кем-то помыл посуду, здесь бессловесно просто вынес мусор. Такие крошечные жертвы кому-то могут показаться смешными, но надо себя к этому приучить. Важно выработать привычку жертвовать.

Об этом нам говорит русский язык. Удивительная вещь. В русском языке «любовь» и «боль» — слова одного корня. Без боли не бывает любви. Зачастую в нашем понимании боль – это когда тебя ударили или, например, порезал руку. Нет…. Боль здесь – та самая жертва, то есть принесение себя понемногу в жертву. И когда жертвуешь ты, то надо быть очень жестокосердным человеком тому, кто рядом, чтобы в ответ не проявлять к тебе такие же чувства. Какой тогда красивой и благодатной становится наша жизнь. Разумеется, совершая эти жертвы, никогда не нужно задумываться, чтобы в ответ что-то получить… Все надо делать бескорыстно, ради Христа!

Мне нравится древнеиндийская притча о том, как слон целый день перетаскивал бревна и к вечеру так устал, что, казалось, вот-вот упадет. Но подошла слониха и очень нежно хоботом сдула с него щепку. Слон сразу воспрянул духом и готов был снова таскать тяжеленные бревна… Вот чего мы ждем в семье: соучастия, поддержки, ласки, заботы. Как мы бываем щедры на комплименты, на добрые слова всем, кому угодно: от вахтерши до начальника, — но нам всегда катастрофически не хватает каких-то проявлений нежности по отношению к близким людям. Всего-то надо просто подойти, погладить, поцеловать в макушку и сказать теплое слово, ободрить. Почему-то этого нам не хватает, а это так нужно в семейной жизни.

Еще одна причина разводов, конечно, непонимание того, на чем должна строиться крепкая семья… Очень плохо, что, когда людей готовят к браку, об этом им не рассказывают. Никто не говорит молодому человеку или девушке, к чему им надо готовиться. К жертве! Семья – это ежедневная, ежеминутная жертва каждого друг другу.

— Каким должен быть православный мужчина и муж?

— Ответственным, надежным. Я всегда был глубоко убежден, что мужчина, вне зависимости от национальности, здоровья, рода занятий, достатка, социального положения и т.д., всенепременно должен обладать таким качеством, как надежность.

— Многие современные женщины даже в семье ведут себя как «сильный пол». Как мужчине стать сильным?

— Прийти в Церковь. Я другого выхода не знаю… вообще все спасение наше – это прийти русскому человеку в храм.

— «Прийти в храм» — в каком смысле, что вы вкладываете в эти слова? От некоторых священников слышал, что мужчин, ходящих в храм даже более 10 лет, невозможно о чем-либо попросить. Многие воцерковленные мужчины не желают ничем помогать приходу, даже подвезти кого-то на своем автомобиле для них непосильная задача.

— Это не потому, что они не хотят помочь, а потому, что они ведут себя, как женщины. В храм надо прийти не ногами, а сердцем. Все мы сначала приходим ногами, но главное — прийти сердцем. В Священном Писании об этом написано. Господь говорит: «народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис. 29, 13). Прийти в храм — значит, найти себя, свое место в жизни. Человеком становишься только в православном храме. Вернее, начинаешь становиться человеком. Это есть всегда начало, первый шаг в восхождении к Небу, к обожению. День, когда ты пришел в храм, всегда можно обозначить. А конца этому нет.

— Зачастую женщины-педагоги унижают мальчиков, делают их закомплексованными… Не потому ли сейчас время слабых мужчин?

— Понимаете, в чем дело: они частенько вообще не любят свою профессию. Сегодня беда наша, что люди, которые работают с людьми: это может быть детский сад, могут быть ясли, это может быть школа, ЖЭК, поликлиника, больница – знаю об этом не понаслышке – везде, где требуется наиболее чуткое отношение, там человека ненавидят. Не просто не любят, а ненавидят…

Так вот, беда современной школы – это отсутствие мужского начала. женщины-педагоги из рук в руки передают мальчишку, калечат его неправильным воспитанием, а через это они калечат и самих себя, потому что в генотипе женщины заложено быть слабой. У нас, к сожалению, большевики в этом плане сильно навредили. Они сказали: «Все равны». Что значит «равны»? Только перед Богом. И женщина должна быть, конечно, слабой. Но беда наша в том, что когда мы говорим «слабая», мы ошибочно понимаем: ненормальная, больная, хилая. Женщина, конечно же, должна быть слабой, но не немощной, на больничном или хилой – нет. Это другая возвышенная, «мудрая» слабость. Сила женщины в ее слабости. Это то, что украшает женщину. Но она может позволить себе эту царственность только при одном условии: если рядом сильный мужчина.

И последнее. У нас мужчины постоянно упрекают женщин сегодня: она постоянно в брюках ходит, ты посмотри, как она разговаривает, она курит, она пьет. Так извини, мужчина, тебе сказали: «Ты слабый», — и ты смирился с этой ролью. Ты отдал ей руль. И ты ее втолкнул в этот мир мужчин, где курят, пьют, где ходят в брюках, «наезжают» друг на друга. Иди, бизнес веди сегодня! Она вынуждена быть таковой. У нее наступает такой момент, когда от подобной жизни она начинает выть волком. И в результате, несчастны как мужчины, так и женщины, а в итоге, несчастно все общество, потому что внутри семей разлад, или семьи и вовсе разрушаются.

— Что Вы думаете о роли отца в семье?

— Дело в том, что при обсуждении таких фундаментальных понятий нужно всегда прибегать к русскому языку. Козьма Прутков нас призывает: «Зри в корень», а такие святые высокие понятия, как Отечество, Отчизна имеют один корень – отец. Невозможно поднять, укрепить Отечество, унижая при этом мужчину и сам институт отцовства. Сильное Отечество там, где достойные отцы. Одна из великих бед нашего дорогого Отечества сегодня – это инфантилизм. Кстати, и женщин, но прежде мужчин. Потому что мужчина должен быть куда более ответственным человеком, нежели женщина. Об этом сказано и в Священном Писании.

Как-то в Интернете, читая какую-то статью (этого нет в моей книге, поэтому хочу рассказать), я зацепил краем глаза одно объявление: молодая женщина, видимо, имеющая хорошее, правильное желание создать семью, ищет спутника жизни. На баннере высветилось всего одно предложение, но оно меня просто повергло в шок. Там было написано: «Познакомлюсь с парнем в возрасте 26-40 лет»… Я был шокирован формулировкой «парень». Это значит, мы, мужчины, так себя сегодня ведем или, как говорят образованные люди, так себя позиционируем в обществе, что женщинами 26-летние и 40-летние представители сильного пола воспринимаются как одна возрастная категория. Если этому 40-летнему прибавить пару-тройку годков, то он уже может стать отцом этого 26-летнего. Сейчас это называется «ранний брак», между прочим…

А еще мне стало стыдно за мужчин и больно за женщин, потому что 40-летний мужчина, оказывается, так себя ведет ныне, что молодые женщины воспринимают его как парня. Мы вообще разучились слышать наши слова.

Что значит 26 лет? Михаил Юрьевич Лермонтов отошел к Богу в возрасте 27 лет абсолютно состоявшимся мужчиной, человек до Неба, так я его называю. И когда он погиб от подлой пули Мартынова, это ведь был командир казачьей сотни. Вдумайтесь, командир казачьей сотни на Кавказе – это не просто мужчина, это еще, ох, какой мужчина! А здесь «парень 26-40 лет»…

Причин тому очень много. По-моему, в прошлом году в нашем журнале «Шестое чувство» вышла моя статья. Она очень многим полюбилась, я даже встречал ее, практически, на всех епархиальных сайтах. Материал называется «Мужское начало». Там я детально исследовал эту проблему… Дело в том, что беда сегодняшнего общества – то, что мужчину воспитывают женщины. Те самые неполные семьи. Сегодня женщина стала экономически состоятельна, она социальна. И, не находя себе достойного мужа, зачастую произносит такую фразу: «Я самодостаточна».

Это меня ввергает в ступор: самодостаточен только Господь, мы же все ущербны, в той или иной степени. Причем, без Бога я никто и ничто, а с Богом «всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе»… Христос говорит: «Без Меня не можете творити ничесоже» — о какой самодостаточности может идти речь? Это страшная вещь, это же бесовское. Как враг рода человеческого искушал наших прародителей в Эдемском саду? Вы имеете право, съешьте запретный плод и всё, вот вы и самодостаточны. Еве что внушил лукавый: самое главное ты самодостаточна, что вы Его слушаете, вы сами, как боги… Понимаете, какая страшная вещь.

И когда «сильная женщина» говорит: «Что, я ребенка не прокормлю?..» — меня смущают два момента. Прокормить-то она прокормит, и двоих прокормит. Но «прокормить» — это все-таки слово из лексикона звероводов. Кролика можно прокормить, поросенка. Неужели мальчику – мы сейчас говорим о мужчинах – кроме, как прокормить, не надо ничего, чтобы он стал мужчиной? А ты сможешь без отца, даже плохонького, воспитать из него мужчину? Каким образом? Конечно, нет. И собирается это общество разведенных подруг, все разговоры у них о чем? Простите, даже сериал есть такой, что все мужчины – сволочи, козлы и т.д. А у детей «ушки на макушке». И вот с детства у мальчишки комплекс неполноценности. Он заласкан бабушкой, мамой, назло отцу. Всё. Потом он идет в садик. Кто воспитывает мальчика? Женщина. Потом он приходит в школу… Теперь стоп! Школа, в которой учился ваш покорный слуга – совсем не наша нынешняя школа. После войны восточный город, южная республика – у меня добрая половина учителей были мужчины. Даже по литературе учитель был мужчина. Математика – мужчина, физкультура – мужчина. Мужчина, мужчина, мужчина… И когда мы, мальчики, поступали как-то не так, самое страшное, если ты ударил девочку, толкнул или, не дай Бог, оскорбил ее – всё: тебя, в буквальном смысле этого слова, брали за шкирку и звучала эта сакраментальная фраза: «Идем, поговорим, как мужчина с мужчиной!» Многие из учителей были фронтовики. И для нас это было целебно. А дальше могли дать взбучку. Как правило, на родительские собрания ходил мой отец и не он один, многие мужчины тогда ходили. Сегодня на родительских собраниях нет мужчин. Моя дочка училась, у них был один мужчина в классе на родительских собраниях. И вот, мой покойный отец после того приходил в школу. Конечно, я папе все рассказывал честно сам: все равно он узнает – лучше от меня. Он подходил к педагогу, который дал мне взбучку, и говорил: «Спасибо Вам большое, только у меня к Вам одна просьба: надо было еще сильнее». Я правильно это понимал… А как еще воспитать мужчину?

Теперь давайте честно скажем. У нас сегодня что происходит? Кто позволяет, чтобы его ребенку кто-то просто замечание сделал?.. «Вы что моему ребенку замечание делаете?!» — говорим мы. Да? Говорим! А уж чтобы взбучку дать… Тут сразу в милицию и в Ювенальную юстицию обратятся… О чем мы говорим?..

Я часто размышлял: удивительно, русская деревенская крестьянская культура дала миру поэтов, писателей-классиков, тот же Есенин, Венецианов – художник, Никитин – поэт. Да вообще были замечательные русские люди… это видно по старинным фотографиям: какие позы, какие благородные лица, какое достоинство в этих людях! Кстати, эти люди защищали Россию, они настоящие воины Христовы. И удивительная вещь: деревни, села – это, скажу холодное слово, населенные пункты, которые максимально удалены от центров культуры: театров, библиотек и т.д., а дети крестьянские были всегда очень воспитанные. Каким образом? Не было такого безбожного времени.

Думаю, все дело в уникальном, замечательном устроении русской жизни. Это община, когда никто никому не чужой. Как было раньше? Вот идет крестьянин, и какой-то мальчишка пакостит, он живет на одном конце села, этот – на другом, мужчина мимо не пройдет равнодушно. Он подойдет и уши отдерет!.. Кстати, это очень полезно для здоровья, потому что там много рецепторов… Даже когда за рулем засыпаешь, такой массаж помогает. И вообще, врачи говорят, что очень полезно массировать ушные раковины. И поэтому когда ежегодно на День рождения имениннику драли уши – это только прибавляло ему здоровья, взбадривался человек. И крестьянину – отцу этого проказника — в голову не пришло бы сказать: «Ты что, моему Ваське подзатыльник дал?» Это было нормально, и поэтому каждый встреченный ребенком взрослый был прообразом его отца. Маленький человек не оставался в одиночестве. И родитель, если его не было рядом со своим ребенком, тоже не волновался, ведь тот всегда был под чьим-то присмотром. Это первое.

Во-вторых, я несколько лет назад вообще прекратил выпивать спиртное и вот все: ни капли до конца жизни. Почему? Вы знаете, по ребенку своему скажу, он-то у меня неким сигналом был. Об этом не принято говорить, но надо ведь честным быть, я восточный человек, у нас вообще как бы пьяниц нет, проблем с алкоголем никогда не было, но ты живешь в Москве… Я очень долго работал в приходе помощником настоятеля. Как жена говорила: «Ты живешь на МКАДе». На работу вставал рано утром: приход находился в 46-ти километрах от дома в один конец. Уходишь – ребенок еще спит, возвращаешься – ребенок уже спит. И он тебя видит когда (воскресенье ведь тоже храм) – только когда гости приходят. И ты что делаешь, каким тебя видит твой ребенок? Пьешь, веселишься, ты веселый очень… И вдруг гляжу: какие-то слова не те мой ребенок говорит, я почувствовал некоторое изменение отношения ко мне. А все оттого, что мой ребенок ни разу не видел меня «труждающимся и обремененным». Он меня видел только веселым, за столом. И я думаю: нет, так дело не пойдет… Это сейчас у меня образ жизни немножко изменился, я целый день могу дома сидеть, писать, посылать, принимать письма. Это работа – папа пишет. А раньше было не так.

— У ребенка складывалось впечатление, что Вы как будто ведете праздный образ жизни.

— Да. Потому что мы разделены с нашими детьми. Мы где-то там работаем, дома нас нет. А если еще мама «умная» пару слов скажет: «Да, знаю, как они там работают!..», то как после этого ребенок будет воспринимать родителей?.. У крестьян такой проблемы не было. Крестьянин находился со своими детьми с раннего утра до позднего вечера, и они всегда трудились вместе. Дети всегда видели своих родителей труждающимися, они и сами им помогали. Такого разделения просто не могло возникнуть.

Конечно, самая крепкая семья – патриархальная, раньше была крестьянская. И сейчас понимаешь, почему Ленин и вся эта когорта, камарилья, направили свои ядовитые стрелы с начала революции в самое сердце русской семьи. Вождь мирового пролетариата ненавидел крестьян. Вообще всех русских они очень не любили, а особенно ненавидели крестьянство, потому что оно являло собой такое вот ядро, духовную основу русского государства. Тогдашняя деревня – это был не город с его увеселениями, тут крестьяне добывали свой насущный хлеб тяжелым физическим трудом. Крестьяне от слова «христиане». Единственная страна в мире – Россия, где основное население определяло себя как «крестьяне» — христиане. Исторически она всегда была аграрной страной: основное население страны были крестьяне. Ни французы, ни испанцы, ни итальянцы –крестьяне, которые стали крестьянами гораздо раньше нас, о себе так никогда не говорили. И только русский говорил: «Я христианин». Удивительная наша страна. Исчезли крестьяне и стало очень мало христианства, увы, поэтому нужен институт отцовства. Если не будет возрождена роль мужчины, конечно, не без участия, в первую очередь, самого мужчины, то не произойдет и восстановление института семьи, а значит, нравственно здоровым общество быть не сможет. Даже самого немощного мужчину, самого плохого отца нельзя унижать. Если женщина, жена думает, что она тем самым зарабатывает себе авторитет, — глубоко ошибается.

— Выходит, детей можно физически наказывать, или нужно только словом увещевать?

— Конечно, можно… Это опять русский язык. Есть наказание, а есть истязание. Истязать нельзя детей. В слове «наказание» корень – это дача «наказа». Как без наказа-то жить?

— Значит, ремешком можно ребенка «воспитывать»?

— Важно это делать с любовью. Без гнева и с любовью. А что такое любовь? Смертная казнь оголтелого, закоренелого преступника есть величайший акт любви к его бессмертной душе. Все мы знаем, что умрем когда-нибудь, но особо нас это не беспокоит… А вот когда тебе говорят: через семь часов тебя уже не будет в живых, то есть свидетельства, что с душой человека в этот момент происходит удивительное, самое главное — глубочайшее покаяние. Смотрите, разбойник справа на кресте. Ему, чтобы спастись, надо было покаяться. А не распяли бы, так бы, наверное, и погибла его душа…

Мальчиков можно физически наказывать, а девочек – никогда. Природа девочки такова, что потом требуется от нее нежность, а если девочка не нежная, то какой же она вырастет женщиной и матерью? И еще одна тонкость. Мальчика не должна бить мама. Никогда. Физически наказывать может только папа. Женщина никогда на мужчину не должна поднимать руку. Иначе у нее не будет уважения и понимания мужского достоинства.

Меня как-то пригласили с женой пожить на Николиной горе много лет назад. И попросили составить расписание для детей. Я сказал: «Хорошо, только вы не вмешивайтесь». Потом так смеялись, я там насоставил всё. В субботу написал: «Вечером в 19.00 баня, 19.30 розги» (смеется).

— В этой связи, что бы Вы могли сказать о нынешнем воспитании детей?

— Многие сетуют – вот наша молодежь такая-сякая… А я ее очень люблю, и всегда испытываю чувство глубокого раскаяния за то, что сегодня происходит.

Мы от чего-то молодых людей не уберегли… та власть, которая была в стране советов, да, ее называют сегодня безбожной, но она нас уберегла от этой безнравственности и душевной пустоты дня сегодняшнего. Как-то удивительно. То ли еще живы были благочестивые родители наших родителей, то ли я мальчишкой забегал в хлебный магазин или бегал в музыкальную школу со своею скрипкой, и везде меня встречал (старшее поколение помнит) на шелковом вымпеле «Моральный кодекс строителя коммунизма». Постоянно он попадался на глаза, и ты читал его в какой-нибудь очереди, раньше часто были очереди: надо все равно что-то было читать, привычка читать была. И там было написано: «Человек человеку – друг, товарищ и брат». Где мы в последний раз встречали такие слова? Напротив, сегодня – «ты первый, ты лучший». В школах внедряется американское, абсолютно чуждое русскому сердцу, душе, культуре, вере, лидерство.

Мы что, забыли слова Христа? Спаситель говорит: «Последние станут первыми». И еще: «А если кто из вас захочет быть начальником, тот будет всем слугой». Неужели мы это забыли? Нынешнему молодому поколению, конечно, в этом плане не повезло, с одной стороны. Но я сейчас хочу сказать, как им замечательно повезло: сегодня можно проповедовать Христа. Разве нам это могло присниться в те времена? Как хорошо сказал русский поэт: «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Поэтому возблагодарим Бога за то, что в наши дни есть такая уникальная возможность у каждого из нас, и не говорите, что у кого-то ее нет. Да, сегодня открыты двери ада. Это видно по названиям фильмов, которые идут в кинотеатрах. Вот храм строится милостью Божией, а рядом – казино, какой-то вертеп. Это тоже есть. Но какая сегодня всем нам дана возможность творить добро! Часто бывая в маленьких и больших русских городах, вижу: как много людей, в том числе и молодых, сегодня делают добро! Делай и ты, кто тебе мешает – ради Христа!

Клуб православной семьи открывал протоиерей Валериан Кречетов, а в его работе в разные годы принимали участие: протоиерей Максим Козлов, священник Даниил Сысоев, священник Илия Шугаев, профессор Александр Дворкин, доктор исторических наук  Наталья Нарочницкая, писатели Владимир Крупин и Максим Яковлев и другие известные люди. Тема всех выступлений всегда касалась семьи.

Беседовал Андрей Сигутин

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.