«Основы религиозных культур» в школах: эксперимент удался?

|

Напомним, в завершившемся учебном году в 18-ти регионах нашей страны было решено провести эксперимент — ввести в школах курс «Основы религиозных культур и светской этики». В числе «избранных» оказалась и Свердловская область.

Согласно письму, подписанному министром образования Свердловской области Александром Соболевым (которое является отражением воли федерального министерства), комплексный учебный курс включает шесть модулей: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур, а также светской этики. Каждый ученик 4-го класса должен был сделать выбор (закрепленный заявлением родителей), какой из шести предложенных вариантов он хотел бы изучать. В результате с апреля в 95% школ начали преподавать «Основы религиозной культуры».

Теперь, по завершении года, уже можно подвести кое-какие итоги эксперимента. Надо сказать, уральские чиновники настроены более чем оптимистично.

— В советское время школа выполняла не только обучающую, но и воспитательную функцию, — напомнил начальник департамента по внутренней и информационной политике аппарата полпреда президента в УрФО Яков Силин. — Думаю, нам и сегодня не стоит забывать о необходимости формирования у детей нравственных ценностей.

По данным полпредства, 78% родителей считают, что именно предложенный министерством образования курс способствует выработке у школьников моральных устоев, 97% уверены, что ребятам необходимо ориентироваться в сложном мире религии, и 100% без исключения ратуют за то, чтобы их дети уважительно относились к представителям другой национальности или религии.

Учебник по основам православной культуры о. Андрея КураеваОднако с последним пунктом и возникает больше всего вопросов. Многие противники введения ОРК упирали как раз на то, что разделение детей по вероучительному признаку скорее обострит межкультурные противоречия, а не сгладит их. Сможет ли обычный школьный учитель, к примеру, преподаватель обществознания, которому в нагрузку, помимо основного предмета, «подкинули» лишний курс, привить любовь хотя бы к этому материалу, не говоря уж про другие культуры?

Впрочем, сторонники курса уверяют, что учебные пособия выстроены с учетом принципа толерантности.

— Нравственные ценности, закладываемые в его основу, одинаковы как для религиозной культуры, так и для светской этики. Более того, первый и последний (тридцатый) уроки абсолютно идентичны. При желании, на них можно собрать вместе всех детей, независимо от их выбора, — поясняет руководитель Учебного отдела Екатеринбургской епархии Инга Королькова.

Еще один вопрос, возникавший при введении курса, был — сможет ли приобщить детей к культуре учитель, сам не являющийся ее носителем? С другой стороны, если педагог является представителем, допустим, православной культуры, где гарантия, что вместо культурологического курса ребенка не будут учить тому, во что ему следует верить?

Выход из этого неразрешимого, на первый взгляд, противоречия предлагают сотрудники Института развития регионального образования (ИРРО).

— Перед началом курса мы проводили переобучение 147 педагогов региона в Московской академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, — пояснила ректор областного ИРРО Оксана Гайнанова. — Среди них были учителя истории, обществознания, МХК, преподаватели техникумов и вузов. Так вот, 15 человек из них оказались неготовыми как раз потому, что не смогли понять культурологический характер курса и воспринимали его исключительно с религиозной точки зрения.

Переподготовка кадров проходит и в самом ИРРО, которое затем осуществляет мониторинг проведения эксперимента. По словам проверяющих, за прошедшую четверть существенных перекосов в религиозную сторону они не заметили, а дети на новых уроках ведут себя более раскрепощенно и активно делятся жизненным опытом.

А вот рядовые учителя в особый восторг от введения ОРК не пришли.

— В нашей школе пришлось преподавать основы религии за счет классных часов или даже вместо других уроков, — жалуются учителя одной из средних школ Екатеринбурга. — Понятно, что это не устраивает ни педагогов, ни детей.

Кроме этого, при разработке нововведения никто не предусмотрел вопросов оплаты труда учителей. По данным ИРРО, вопрос с зарплатой за чтение нового курса урегулирован только в трети школ. С добровольностью выбора модулей также возникают вопросы, ведь во многих школах родителям даже не была предоставлена информация о том, чем конкретно предлагаемые варианты отличаются друг от друга.

Не лучше обстоит дело и с обеспечением литературой. Так, только треть школ обеспечены учебниками по всем модулям, и только 54% имеют в наличии методические пособия для учителей. Понятно, что при таком раскладе педагогам приходится тратить огромное количество времени на подготовку к урокам, учитывая, что кроме «Основ религиозной культуры» им приходится вести и свои основные предметы. Проблемы встречаются и с адаптацией курса, особенно для сельских школ.

Словом, новый предмет, пусть со скрипом, но приживается на уральской почве. Представители областного министерства образования уже заявили о том, что намерены ввести ОРК на постоянной основе, а значит, чиновникам волей-неволей придется решать возникающие в связи с ними проблемы.

Ксения Кириллова, пресс-секретарь Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии

Читайте также:

«Основы религиозных культур» – в ожидании провала?

Патриарх Кирилл о целях, принципах и критике предмета «Основах православной культуры»

В конце марта 2010 года школьные учебники по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» поступят в регионы

Основы православной культуры – полный текст учебника для 4 класса

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!