Остановленное время

|

Память, поддержанная визуально,
благодаря интересно представленному предмету,
далеко превзойдет наши обычные способы запоминания.

 

Сергей Михайлович Прокудин–Горский

Далекий от сентиментальности календарь спокойно извещает нас о приближении трагических памятных дат этого года. Только мы сами наделяем сухие цифры судьбоносным смыслом.

19 мая исполнилось 140 лет со дня рождения императора Николая Александровича, а 17 июля будет отмечаться скорбная дата – 90 лет со дня мученической кончины Царской Семьи.

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года, в городе Екатеринбурге в подвале дома купца Ипатьева были расстреляны Российский император Николай II и его Семья. Спустя сутки, 18 июля, в 12 верстах от города Алапаевска были убиты и сброшены в шахту их родственники: Великая княгиня Елисавета Феодоровна, Великие князья Сергей Михайлович, Иоанн Константинович, Константин Константинович, Игорь Константинович и князь Владимир Иванович Палей.

Сейчас в Москве, Подмосковье и, конечно же, Екатеринбурге практически одновременно проходит несколько выставок, посвященных 90-летию со дня расстрела Царской Семьи.

Почему нам важно говорить об этом сейчас? Потому что последний русский Царь причислен Русской Православной Церковью к лику святых страстотерпцев. Вся жизнь его Семьи была освящена Православной Церковью, а он, в свою очередь, до конца был верен ей. Императрица Александра Феодоровна приняла Православие не из сиюминутного порыва или трезвого политического расчета. Она приняла Православную веру всей душой и всем своим существом. В жизни Царственных страстотерпцев мы можем черпать и черпать примеры для подражания: как строить семью, растить и воспитывать детей, относится к окружающим, а главное – как верить в Бога.

Книги, повествующие о Царской Семье, не могут полностью заменить реального соприкосновения с материальными свидетельствами эпохи. Как заглянуть хотя бы одним глазком в исчезнувший мир великой императорской России? Встать, выключить компьютер, отложить дела и бумаги и пойти на выставку.

В начале июня в екатеринбургском приходе во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского открылась выставка «Романовы на Урале».

14 июля в Храме-на-Крови откроется американская фотовыставка о Царской Семье. Выставка «Русская коллекция Марджори Пост» из музея имени Хиллвуд в США подготовлена Отделом прессы и культуры Генерального консульства США в Екатеринбурге».

С 23 июня по 21 июля художественной галерее Паломнического центра Московского Патриархатапроходит  фотовыставка «Убелённые кровью Агнца: к 90-летию Екатеринбургской Голгофы».

В экспозицию вошли более 70 редких фотографий из частных коллекций и архива Николо-Берлюковской, которая, как рассказал настоятель монастыря игумен Евмений (Лагутин), собирает фотографии представителей династии Романовых уже много лет.

Со 2 июля по 10 сентября 2008 года в музее Храма Христа Спасителя представлен духовно-просветительский выставочный проект «Царский венец» </a>. Цель его – «раскрыть перед соотечественниками объективную картину деятельности Государя Императора Николая II, самоотверженного исполнения им и членами Императорской семьи – будущими святыми Царственными страстотерпцами – их служебного и общественного долга».

22 мая 2008 года в Николо-Угрешском монастыре открылась постоянная экспозиция   «Государь-Страстотерпец в памяти народа». Экспозиция, посвященная последнему российскому Императору Николаю Александровичу Романову, сформирована на основании уникальной коллекции исторических и мемориальных предметов, переданной в дар обители экспертом-искусствоведом Александром Васильевичем Ренжиным. Это фотоматериалы, документы, личные вещи, произведения искусства (иконы, живопись, гравюры, литографии, декоративно-прикладное искусство, книги, журналы, газеты).

С 1 июня по 30 июля 2008 года в «Музее открытки» Всероссийского музея декоративно – прикладного и народного искусства проходит приуроченная к Году семьи  выставка открыток и предметов декоративно – прикладного искусства «Семья России». Открывается экспозиция фотооткрытками, представляющими семью Императора Николая II. Они практически неизвестны не только широкому кругу зрителей, но даже специалистам, были изданы до революции и в более позднее время не переиздавались и не публиковались.

Несложно заметить, что в анонсе каждой из упомянутых выставок рефреном звучит одно слово: «фотография». Это не случайно.

Известно, что члены Царской Семьи и сами Император Николай Александрович и Императрица Александра Феодоровна увлекались фотографией. При Императорском Дворе работали придворные фотографы. Императорскую Семью фотографировали К.К. Булла, Г. Деньер, С.Л. Левицкий, А. Пазетти.

Императору Николаю Александровичу мы должны быть благодарны и за другой, лишь недавно обнародованный и оцененный вклад в мировою культуру – за фотографии С.М. Прокудина-Горского. Каждый, кто впервые открывает для себя это имя, на мгновение теряет дар речи. Цветные фотографии Российской Империи. Это невозможно! Но это так. В 1909–1915 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены. Этой поездке предшествовала аудиенция у Императора, который выразил большую заинтересованность в проекте.

По Высочайшему повелению мастеру был предоставлен специально оборудованный пульмановский вагон, для работы на водных путях Министерство выделяло пароход с полным набором команды, маленький пароход, способный идти по мелководью, а для р. Чусовой – моторную лодку. Для съемок Урала и Уральского горного хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль Форда, пригодный для трудных дорог. Выданные царской канцелярией документы обеспечивали мастеру доступ во все места Российской Империи, а местная администрация должна была оказывать ему всяческое содействие в успешном проведении съемок. По окончании каждой экспедиции Прокудин-Горский демонстрировал снимки в Царском Селе. Последняя выставка Прокудина–Горского в России состоялась в марте 1918 года.

Царствование Императора Николая Александровича как никакое другое задокументировано беспристрастным оком фотокамеры. Большая часть фотографий так или иначе дошла до наших дней. Погибали оригиналы, существовавшие в единственном экземпляре, но оставались фотооткрытки.

Кстати, вы задумывались, собственно, кто и зачем печатал фотооткрытки с изображением Императорской Семьи? Ответ довольно прост. Средства от продажи ограниченных тиражей таких открыток шли на благотворительные цели, просто Императрица Александра Феодоровна не считала возможным афишировать всю ту помощь, которую она оказывала людям.

Такие фотооткрытки в наши дни находятся не только в музеях, но и составляют предмет особой гордости избранного круга частных коллекционеров. Гордость эта, по большей части, вызвана не столько радостью от обладания раритетом, сколько благодарностью тем предкам, которые смогли сберечь эти вещи в государстве, в котором хранение любых материальных свидетельств о разрушенной Империи каралось законом.

В экспозиции Николо-Угрешского монастыря, например, можно увидеть два портрета Императора и Императрицы, По диагонали они пересечены записью, свидетельствующей, что эти изображения найдены во время обыска, за иконами. Портреты конфискованы в 1937 году, и о дальнейшей судьбе их владельца догадаться нетрудно.

Почему власть так старалась уничтожить такие фотографии, открытки, портреты? Потому что фотография беспристрастна, она просто останавливает время в одной конкретной точке пространства. Недаром первоначальное имя фотографического искусства – светопись. Символичное название, роднящее ее с иконописью. Так, с парадных портретов, Император перешел в вечность, или, говоря словами стихотворения протоиерея Андрея Логвинова, «Он с портретов – в иконостас/ Перешел, как в алтарь на Причастье…» (Первый и единственный раз в жизни Император Николай Александрович вошел в алтарь через Царские врата и приобщился Святых Христовых Тайн вместе со священниками во время своей коронации в Успенском соборе Кремля – В.Е.).

У уничтожения памяти о последних Романовых была и другая сторона. Историк Петр Мультатули, внук расстрелянного с Царской Семьей повара Ивана Харитонова,  рассказывал, что, по его опыту, очень многие люди пришли к почитанию Царской Семьи именно через фотографии и портреты…

Черно-белая фотография, микромодель творения… Все ясно и четко, из пятен тьмы и света и складывается неповторимая, уникальная картина мира. Как из инвертированного светом негатива и проявляется, после работы мастера, подлинное изображение, оригинальный снимок, так и образ последнего русского Царя год за годом все четче и четче проступает перед нашим удивленным взором, которому столько лет под именем правдивого слайда демонстрировали исковерканный негатив.

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!