Осуждает ли Христос богатство?

Как Евангелия, так весь строй церковной жизни, свидетельствуют с полной ясностью: угрозу представляет не само материальное богатство (или какое-то иное житейское преимущество), а зависимость от него.

Случилось раз одному человеку, не из простых, не такому, как прочие, умереть. Что ж, со всяким бывает. Он первым делом на небо, и к окошку:

– Ну-ка, ты, с крылышками, мне приличный коттедж, чтобы со всеми удобствами и райскими причиндалами, чтобы райские птички пели погромче, ну, и амброзии, само собой… Давай-ка живо, шевелись, тебе говорят!

– Простите, согласно списку, вам не сюда. Вам вниз. Собирайтесь, вас проводят.

– Что??… Ты что несешь?… Конкретно, ты знаешь, с кем ты говоришь, ублюдок?? Ты хоть видел, какой я колокол заказал для о. Тимофея? Сколько отдал за паникадило для отца Агафона? Какую сумму зелеными откатил отцу Вячеславу?? Да вообще, я из тебя, выродок…

Лицо в окошке сохраняет полное благодушие:

– Пожалуйста, не волнуйтесь, собирайтесь. Деньги вам вернут.

***

…А вот и другая история, далеко не столь «легендарная». В 1988 году, в память 1000-летия Крещения Руси, в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, штат Нью-Йорк, возводили колокольню. Колокола для нее отливали в Голландии за огромные суммы: деньги собирали по всему миру.

Наш приход общими усилиями собрал средства на оплату небольшого колокола, фута в полтора. Когда колокола доставили из-за океана, мне как раз пришлось быть в монастыре, и меня попросили сфотографировать «наш» колокол.

Пробираясь по стройплощадке, где бок о бок выстроились новые колокола, и выбирая удобную точку для съемки, я уперся плечом в огромный колокол, чуть не с меня ростом. Случайно бросив на него взгляд, я с изумлением прочитал: «Дар Русской Церкви от семьи NN».

NN был нашим прихожанином. Я знал, что он человек обеспеченный, помогает храму и многим нуждающимся, – но чтобы такой колокол!… «Надо обязательно всем рассказать!» – было первой моей мыслью. Но, с другой стороны, – рассудил я, – если бы NN считал это нужным, он бы сам нашел способ уведомить прихожан о своем пожертвовании…

Фотографию «нашего» колокола-малютки торжественно повесили в приходском зале. А через пару дней кран поднял колокола на звонницу, и мое открытие осталось в тайне от всего мира.

Церковь имеет небесное измерение, имеет и земное. «Император основал пятьдесят монастырей и снабдил их всем необходимым… Король установил твердое жалование духовенству… Князь построил прекрасный каменный храм…», – читаем мы в исторических анналах. Церковь сегодня та же самая, но земная власть устроена совершенно по-другому. По-новому выстраивается и земное, материальное измерение Церкви.

Иеромонах Макарий Маркиш

Иеромонах Макарий Маркиш

Среди нас сегодня нет императоров, королей и князей, кто бы мог обложить всю страну налогом на устройство монастырей и храмов, на жалование духовенству.

Однако, во многих демократических странах (Греция, Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Германия, Бразилия, часть Франции…) воля народа, выраженная его представителями в законодательных собраниях, утверждает и поддерживает именно такой налог в пользу традиционных религиозных организаций.В том числе, и Православной Церкви.

В подобных условиях финансовые проблемы церковной жизни – от многотонных колоколов, золотых куполов и восстановления разграбленных безбожниками национальных святынь, до оплаты счетов за газ и малярных работ – решаются просто и единообразно, не затрагивая ничьих персональных ресурсов, никаких моральных вопросов и коллизий…

Хорошо это или не очень? Должно ли так быть у нас в России, в сопредельных странах?… Заметьте: решение принадлежит не Церкви, а государствам, от которых Русская Православная Церковь так или иначе отделена.

Если законодательная воля народа предоставит Церкви такую регулярную финансовую поддержку, то она будет принята без всяких предварительных обязательств, с благодарностью, как принимается опущенный в церковную кружку трудовой рубль. Если же не предоставит – то материальная жизнь Церкви продолжится своим ходом, опираясь на финансовую поддержку каждого из нас.

Церковь, как многократно замечено, это все мы. Но все мы разные. Разные у нас способности, разные материальные возможности; разные у нас добродетели, разные и грехи…

Есть грехи воровства, обмана и мошенничества, уклонения от уплаты налогов и других нарушений государственного законодательства; а есть грехи зависти, клеветы и злобы, неуемной страсти оболгать и очернить каждого, кто богаче и успешней тебя. Какие из них хуже? – несуразный вопрос: все хуже. Но грехи второй группы приходится встречать существенно чаще, а избавляться от них существенно труднее.

Осуждает ли Христос богатство? Ответ однозначный: нет. Яснее всего это видно из Его знакомства с Закхеем, старшиной сборщиков податей в Иерихоне (если перенестись на российскую почву, он был бы не каким-нибудь чиновником налоговой службы, а баскаком, пособником оккупантов): «Днесь спасение дому сему», – сказал ему Спаситель, когда тот решил с избытком возместить незаконно изъятые подати и поделиться состоянием с бедными, хотя и не выразил ни малейшего намерения оставить свой образ жизни и источник богатого дохода.

Подожженный перед Русской Катастрофой пожар межклассовой зависти и злобы раздували не христиане: это было чёрное дело церковных иуд, которые, пользуясь поддержкой большевиков и невежеством народа, произвели в Церкви обновленческий раскол. Лишь благодаря подвигу святейшего Патриарха Тихона удалось быстро его преодолеть.

Как Евангелия, так весь строй церковной жизни, свидетельствуют с полной ясностью: угрозу представляет не само материальное богатство (или какое-то иное житейское преимущество), а зависимость от него.

Искажается иерархия ценностей; богатство и преимущества, деньги и вещи, дома, машины и яхты, связи и знакомства, призы, награды и премии, престиж, комфорт и пр. и пр. становятся самодостаточными и самоценными целями – а между тем, это всего лишь средства для успешного движения к подлинной цели и помощи ближним в этом движении.

* * *

Что касается финансовой поддержки Церкви, то руководство к действию настолько просто, что нет причин на нем задерживаться. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет», – напоминает именно в этой связи апостол Павел, и слова его век за веком соединяют верующих людей всех сословий и классов в общем подвиге церковного строительства.

И сегодня, после семидесяти лет большевицкого разгрома, Россия поднимется из духовных руин благодаря молчаливой щедрости и самоотверженности своих детей. Кто еще не читал – прочитайте в Евангелии про пожертвования на храм: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела».

Две лепты вдовицы

Две лепты вдовицы

Есть, однако, вопрос, на котором надо остановиться чуть подробнее. Часто задают его марионетки во время мозго-промывочных антицерковных телепрограмм; но, бывает, и реальные люди в реальной жизни с недоумением обращаются друг ко другу:

– Почему это у нас на храмах золотые купола? Почему это на куполах золотые кресты? Почему это на иконах драгоценные оклады? Почему это епископы и священники ездят на дорогих автомобилях? носят дорогие часы, ботинки, зонты и перчатки? служат в дорогих облачениях? говорят по дорогим телефонам? стучат по клавишам дорогих компьютеров?

Надо дать на него ответ простой и доходчивый, безо всяких обид, безо всяких извинений, точный и ясный. Например, такой:

– Это ровно потому же, что ваша жена носит золотое обручальное кольцо, мама поехала лечиться в санаторий, а дочка получает недешевое высшее образование – чему все мы вместе с вами, конечно же, очень рады. Это потому, и только потому, что люди у нас любят Христову Церковь и по своей любви, щедро и без принуждения делятся с нею своим благосостоянием.

И добавить к этому, как сказал Христос в аналогичной ситуации: «Иди и ты твори такожде».

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Продай, раздай, освободись (+аудио)

Не может быть в человеке двух жизней: ради Бога и ради чего-нибудь земного

О том, что вредит душе богачей

Самый убогий нищий, не имеющий никаких благ земных, но служащий Богу, часто бывает богаче самых богатых…

Разговор о деньгах с сельским священником

В его храме нет платы за крещение, каждому младенцу дарят крестильный набор

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: