От Крещения в Киеве – до наших дней: 6 периодов

Кто же этот ожидаемый народ? Это – народ, о котором мир ныне не умеет ничего сказать ясного и определенного; о котором бессвязно, как в бреду лепечут на всех пяти континентах. Это – народ судьбы, который судьба угнетает для того, чтобы из него получился наилучший хлеб для духовной трапезы изголодавшегося мира.

Вы слышали об удивительном психическом явлении, наблюдавшемся у некоторых лиц, когда они в момент какой-либо смертельной опасности могли вдруг увидеть и обозреть всю свою жизнь от детства до этого часа опасности…

Святитель Николай Сербский

Если бы мы попытались вызвать в своей душе и почувствовать тот смертельный ужас, который ныне царит над Россией, наши глаза открылись бы для созерцания русского прошлого за последние девять веков. И мы увидели бы, что на всём протяжении историческая жизнь русская является классически ясной.

Мы видели бы шесть периодов русской истории от святого Владимира и до сего дня – седьмой уже приближается – с семью Христовыми таинствами.

Первый период, Владимирский, соответствует тайне святого крещения. Он короток, но необычайно знаменателен, – вследствие переворота в жизни русского народа, вследствие вступления на новый путь и устремления к новой определенной цели.

Второй период следует за первым и тянется до монгольского ига. Этот период соответствует тайне миропомазания. Всё это время русский народ лечился от остатков язычества и утверждался в религии Креста. Над каждой отдельной русской душой нужно было совершить это перерождение, которое случилось с Владимиром, и на каждую душу в отдельности нужно было наложить печать Царства Небесного. А миропомазание как тайна и означает утверждение в вере печатью дара Духа Святаго.

Третий период протекал под властью монголов. Этот период соответствует тайне святого покаяния. Было необходимо накопившиеся за время свободы грехи сдунуть с души народной суровым ветром рабства, в России под монголами точно так же, как на христианских Балканах под турками. Замедленную реку жизни нужно было перевести на скат и ввести в каменистое русло, чтобы она потекла быстрее и чтобы воды ее очистились. В рабстве народ молчит, погружается в прошлое и кается. Рабство вполне плодотворно влияло на то, что всегда являлось главной целью русской истории. А этой целью, которую отчетливо и твердо поставил св. Владимир, было очищение духа от земли и избрание Царства Небесного.

Четвертый период – от свержения монгольского ига и до царя Петра. Освобождение началось Куликовской битвой, за девять лет до Косовской битвы, принесшей сербскому народу рабство. Этот блестящий период свободы отвечает святой тайне брака. Душа народная, очищенная страданием, обручается и всецело предается своему Небесному Жениху. На русской земле безраздельно царствует Христос. Земля русская украшается бесчисленными святыми и святителями как небо звездами. Воодушевление Христом проникает всех и каждого, – начиная от царя и патриарха и до бездомного и юродивого странника. Одним словом – свадебный пир, соединение с Богом!

Пятый период – от царя Петра до 1-й мировой войны. Этот период соответствует святой тайне елеосвящения. В течение этого периода русская интеллигенция разлагается и колеблется. Она уходит из России с полной сумой народных добродетелей, а возвращается домой с сумой, наполненной чужими заблуждениями. Появляется шатание. Между образованными людьми вспыхивают жестокие раздоры и препирательства, не по мелочным вопросам, но как раз относительно основ жизни, касательно народной программы св. Владимира. Всё чаще открываются раны, и гной ширится по городам.

Церковь в селе и далее остается украшенной Христовой невестой, тогда как в городе она является больничной сиделкой, которая заботливо и скорбно бодрствует над больными. Число избравших царство земное растет лихорадочным темпом. Утопленный Перун со своей идольской семьей высовывает голову из Днепра. Но дух св. Владимира поражает эту голову. Река русской жизни весьма замедляет свое течение, вследствие чего на ее поверхности накапливаются нечистоты. Но зато река очень глубока. Ее глубина – это душа многомиллионного народа.

Шестой период – от 1-й мировой войны или, лучше сказать, от мученической кончины царя-мученика, продолжается доныне. «Князю мира сего» Бог попустил захватить власть над святой Русью. Бог допустил, чтобы временно была не Его воля, но воля грешная, которая отрекается Царства Небесного и избирает царство земное. Языческий, до-Владимирский дух завладел Россией. Этот мрачный и злой дух напрягается изо всех сил, чтобы реку русской жизни отвести от солнца Христова и сделать ее подземной. Но народ русский причащается. Этот период соответствует тайне святого причащения.

Никогда русский народ так искренне не соединялся с возлюбленным ему Христом, как теперь, когда неверующие плюют в лик Христов. Никогда для него Кровь Христова не была так сладка, как теперь, когда она является запретной и когда ее так трудно достать. О, сладчайшая Кровь Иисусова, как Ты стала несказанно сладка для тех сынов и дщерей России, кровью и слезами которых причащается земля русская в эти дни!..

А завтра настанет седьмой период русской истории. Он будет соответствовать святой тайне рукоположения. На многострадальный народ св. Владимира изольется новая благодать Духа Божия. Русский народ станет священным народом и будет как утренняя звезда между народами – «красное солнышко» между племенами земными.

Итак, история крещеной Руси макрокосмически представляет душевную драму св. Владимира точно так же, как Владимир микрокосмически представляет всю историю крещеной святой Руси.

Обратимся теперь к современному состоянию мира.

Неся на себе кровь мировой войны, современный мир глубоко погряз в пошлости и вульгарности. Как таковой, он нуждается не в одном святом – одного мало – но в целом освященном святом народе. Этот народ должен и в наши дни пройти через Владимировы муки внутренней борьбы, чтобы Царство Небесное восторжествовало над земным. Этот народ должен перетерпеть многие удары и стать чрез них убеленным от греха, подобно тому, как полотно делается белым вследствие ударов вальком. Он должен креститься огнем мучений и слез для того, чтобы смягчился, облагородился, обожествился, усовершенствовался.

Мир ждет появления такого народа. Кто же этот ожидаемый народ? Это – народ, о котором мир ныне не умеет ничего сказать ясного и определенного; о котором бессвязно, как в бреду лепечут на всех пяти континентах. Это – народ судьбы, который судьба угнетает для того, чтобы из него получился наилучший хлеб для духовной трапезы изголодавшегося мира.

Русский народ ныне живет, разделенный на мучеников и мучителей. И одни, и другие бесконечно мучаются. И мы искренно желаем спасения как одним, так и другим.

1938 год

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
В День Крещения Руси Патриарх возглавил церковные торжества в Орловской митрополии

Святейший Владыка освятил памятник преподобному Серафиму Саровскому и навестил пациентов отделения детской онкологии

Церковь вспоминает святого равноапостольного великого князя Владимира

Имя и дело святого равноапостольного Владимира связано со всей последуюшей историей Русской Церкви

Не ошибся ли князь Владимир?

О выборе князя Владимира и характере русского народа