Отчего радуется священник на исповеди

Источник: Православие.Ru

Радуешься, не когда слышишь ту исповедь, которую многие называют «дежурной», а когда становишься свидетелем произошедшей (или прямо на твоих глазах происходящей) перемены в человеке, свидетелем его подвига, итога работы над собой и вместе с тем – действия благодати Божией. Это всегда переживается как удивительное чудо – самое важное и самое нужное из всех чудес, самое невероятное и самое спасительное.

Но не чуду как таковому радуешься, а куда больше – за человека, перед тобой стоящего. Вот только что он находился в удалении от Бога, был словно тенью какой-то сумрачной окутан, и каким-то поразительным образом произошел этот поворот, это обращение и возвращение к Отцу, и он уже не в тени той, смертной, а в свете, его и тебя вместе с ним просвещающем.

В самых страшных грехах может каяться человек, в самых диких злодеяниях, горьким, слез достойным может быть его рассказ, но если совершается внутренняя перемена, та самая «метанойя», то есть изменение ума, а точнее – всей человеческой личности, ощущения тяжести нет. Наоборот: так легко становится на душе, как бывает только после грозы, когда отгремел гром, отсверкали молнии и вода одновременно омыла и напоила собой бедную, грешную землю.

Думаешь обычно, слушая чужую исповедь или исповедуясь сам: «Да за что же любит нас так Господь?! Нет, конечно, не за что-то Он нас любит, а вопреки всему…» А тут вдруг открывается тебе нечто… открывается та невыразимая словом красота человеческой души, дивная, первозданная, которая сокрыта обычно уродством страстей, язвами пороков, струпьями грехов. Открывается – и понимаешь наконец, за что любит Сотворивший сотворенного: отражается, по слову святителя Игнатия, в капельке росы, в душе человека свет Солнца, свет Божества, и ты какое-то мгновение любуешься им, благодаря за эту милость и за этот дар.

Ты всего лишь свидетель, но как же хорошо, что это свидетельство не бесплодно! А еще… Еще радуешься оттого, что чувствуешь: не напрасно ты стоишь здесь, перед аналоем с Евангелием и Крестом, в епитрахили, не напрасен и не тщетен и твой малый труд, есть какая-то польза и от твоего служения, твоей молитвы, твоего слова или хотя бы от твоего внимания и внутреннего участия. Ты всего лишь свидетель, отнюдь не совершитель (подлинный Совершитель один!), но как же хорошо, что это свидетельство не бесплодно! И, конечно, не обязательно, чтобы чувствовалось и переживалось всё это, видеть в храме преподобную Марию, из блудницы претворившуюся в величайшую праведницу, или авву Моисея Мурина, некогда наводившего на всех страх душегуба-разбойника, а впоследствии – смиреннейшего инока. Не обязательно слышать исповедь, наполненную драматическими подробностями, «необычную», «неординарную». Ничего особенного в плане содержательном в ней может и не быть. Самое главное – именно то самое ощущение перемены, о котором речь выше. Самое главное – ощущение того, что человек действительно трудится, и Господь принимает и благословляет его труд, и совершается это – такое мучительное и отнюдь не стремительное, такое скромное и такое бесконечно славное – восхождение горе…

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Архимандрит Киприан (Керн): Как священник может помочь исповедующемуся

Как не превратить исповедь в формальность – советы пастырям и мирянам

Исповедь и чувство вины

Если к чувству вины привыкнуть, оно перестает работать