Отдел по взаимодействию Церкви и общества: “Вытащить школьников из подвалов”

14 июня в Департаменте торговли и услуг г.Москвы состоялось заседание, посвященное организации досуга и дополнительного образования школьников. В заседании приняли участие представители профильных министерств и ведомств, предприниматели, работники сферы образования. От Отдела по взаимодействию Церкви и общества выступил диакон Роман Богдасаров.

Представитель синодального отдела рассказал о трех видах взаимоотношений между органами власти, традиционными религиями и общественными организациями на примерах прошедших в последние два месяца событий по линии Межрелигиозного совета России.

Первый пример сотрудничества можно наблюдать в Пермском крае. На прошедшем в мае симпозиуме представитель краевой администрации заявил, что в регионе нет проблем во взаимоотношениях власти и религии в образовательной сфере, поскольку чиновники просто блокируют преподавание религиозной культуры в школе, аргументируя это тем, что для религии есть специализированные учебные заведения при религиозных общинах – и этого достаточно. Конечно, это анти-пример сотрудничества, поскольку такими методами администрация провоцирует создание подпольных образовательных структур зачастую экстремистского толка. Вакуум в образовательной среде, особенно по части ислама, моментально будет заполнен неконтролируемыми “учителями” с “самым верным” учением о религиозной культуре.

Второй пример сотрудничества, можно наблюдать в Чеченской республике, где религиозное просвещение и знакомство с культурой и духовными истоками этноса неотделимо от основного образовательного курса у школьников. Еще остается ряд вопросов в связи с процентным соотношением преподавания ислама и других религиозных культур, особенно Православия. Однако видна добрая воля администрации республики к диалогу с Церковью. Это наглядно продемонстрировал прошедший в мае в г.Грозном международный форум “Ислам – религия мира и созидания”, на котором доклад представителя Церкви был заслушан в числе пяти первых выступлений и проводились индивидуальные переговоры с главами ДУМ ЧР и КЦМСК.

Третий пример связан с привлечением к организации досуга детей и подростков общественных организаций без нравственного контроля со стороны традиционных религиозных общин. В частности, 12 июня, в День России, был проведен с участием некоторых общественных некоммерческих организаций детский праздник на территории Московского городского дворца детского (юношеского) творчества, собравший в среднем около двух тысяч детей. Уже с начала этого праздника участникам стали раздаваться листовки секты Фалуньгун, а в официальной части перед выступлением представителей традиционных религий России на сцене был показан номер по оздоровлению человека “представителями китайской медицины и систем здоровья Фалунь-дафа”. Также в течение всех трех часов детского праздника по площадке среди детей и школьников курсировал а-ля бразильский карнавал – четыре обнаженные девицы и странного вида музыканты с барабанами и свистками.

На фоне таких “детских” досуговых мероприятий невинной шалостью выглядит тот факт, что одними из самых больших и красиво оформленных мест на площадке Московского городского дворца детского творчества были шатры, тематически посвященные китайской культуре и традициям этого государства, что несколько странно смотрелось 12 июня.

Выводы из этих примеров можно сделать вполне однозначные – только совместными усилиями властей, бизнеса, традиционных религий и общественных организаций возможно с пользой организовать образование и досуг школьников. Если какой-то компонент в этой системе взаимоотношений примет гипертрофированную форму или наоборот, будет выдавлен за ее пределы – немедленно возникнет пробуксовка всего процесса и угроза превращения детских мероприятий в пропагандистские, коммерческие, экстремистские и иные курсы. Уже давно назрела необходимость создания координационного совета хотя бы на столичном уровне по созданию эффективных условий проведения досуга и дополнительного образования на безвозмездной основе.

Отдельный и очень болезненный вопрос – финансирование, включающее в себя систему мотивации педагогов, обеспечение надлежащего уровня оборудования мест проведения занятий, а также оплату выездных мероприятий, страховых и медицинских услуг. Если сегодня московский и российский бизнес не начнет вкладывать деньги в подростков и молодежь – в дальнейшем он получит неквалифицированные кадры не только обслуживающего, но и управленческого персонала. Руководители предприятий должны понять насущную необходимость инвестировать капитал в российских подростков, взяв шефство над отдельными детскими площадками, клубами, домами творчества. Сами предприятия и корпорации должны создавать механизм социальных лифтов, который позволит одаренным детям реализовать себя с максимальной пользой для общества.

Примером правильной организации досуговой деятельности могут стать Воскресные школы, созданные почти при каждом православном приходе города Москвы, где дети, молодежь и их родители обучаются не только духовным предметам, но и общеразвивающим – игре на музыкальных инструментах, изобразительному искусству, единоборствам и физической культуре, рукоделию и пр. Воскресные школы открыты для всех и не только по воскресеньям – занятия ведутся по три-пять дней в неделю. При этом в подавляющем большинстве воскресных школ не только не существует оплаты за обучение, но и оказывается материальная помощь многодетным семьям и матерям-одиночкам.

Дети с ограниченными возможностями, приходя в Воскресную школу, не чувствуют себя одинокими, поскольку изначально среда таких школ является для них дружественной, чего нельзя сказать о муниципальных досуговых заведениях, детских площадках и аттракционах. А ведь главный критерий развитости общества не в его финансовом могуществе и премиум-классе людей на дорогих авто, а также не в его подавляющей толерантности ко всем меньшинствам на свете, а в том, насколько внимательно оно относится к детям с ограниченными возможностями, к пожилым людям и инвалидам. Можно внешне быть успешным бизнесменом, а по уровню духовного развития оказаться ниже людоедов из племени мумбу-юмба, которые хотя бы убивают, перед тем как съесть. В нашем же обществе «люди денег» выжимают больных детей и стариков на периферию, обрекая их на жизнь за чертой не только бедности, но и выживания.

К сожалению, статистика говорит о том, что почти 70% детей школьного возраста до сих пор «не имеет где главу приклонить», закончив уроки в школе. Подвалы, заставленные машинами дворы, стройки и последние этажи домов становятся местами, где наши дети познают жизнь не по школьным учебникам. Во многом эта ситуация обусловлена отсутствием средств и времени у родителей на дополнительное образование и досуг детей. Прожиточный минимум сегодня – 8 тыс. рублей на человека, и даже самые прекрасные родители, чей материальный достаток в подавляющем большинстве балансирует возле этой черты, вынуждены работать по 12 часов в сутки, чтобы как-то свести концы с концами. В данной ситуации неоценима роль государства, которое могло бы поддержать семьи субсидиарно, дав возможность хотя бы матери проводить с детьми больше времени. И преступными по отношению к будущему России видятся заявления о шестидневной рабочей неделе.

Ни для кого не секрет, что сегодня одной из ключевых проблем остается взрывной рост некоренного населения в Москве, и в общем миграционный девятый вал, захлестывающий Россию. Проблема инкультурации детей из семей мигрантов требует немедленного и эффективного решения. Замкнутый общинный характер приезжих семей приводит к тому, что, только придя в школу, дети узнают, как называется место, где они живут, какие традиции и нормы поведения существуют в том обществе, в которое они попали. Оставляя таких детей исключительно на попечение улицы и своих соплеменников, российское общество рискует нажить себе серьезные проблемы межэтнических отношений через три-пять лет, когда начнется период взросления, и мальчики превратятся в молодых мужчин. Роль традиционных религий в данном контексте видится исключительно важной. Мы не можем остановить миграционный поток, но «окультурить» его и помочь приезжим людям понять и усвоить, как необходимое условие для проживания и труда, нормы общественного поведения и традиции коренного населения – это под силу нынешним участникам межрелигиозного диалога в России.

Говоря о перспективах и парадигмах развития российского общества важно понимать, что проблему низкой квалификации кадров, отсутствия творческого мышления и тягу к коррумпированности невозможно победить, пока не начнется работа на уровне дополнительного образования и устройства досуга подрастающего поколения. Вытащить школьников из подвалов – задача, которая сплотит все наше общество и позволит избежать множество проблем в будущем.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: