Отец Гавриил Масленников – кузнец, георгиевский кавалер, священномученик

|

18 ноября (5 ноября ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священномученика Гавриила Масленникова. Настоятель Преображенского храма села Внуково Рязанской области, он был арестован по доносу односельчан и расстрелян за «антисоветскую агитацию» в кровавом 1937-м.

Георгиевский кавалер

Гавриил Михайлович Масленников (крайний слева) в японском плену. Япония, г.Наросино. 1905 год

Гавриил Михайлович Масленников (крайний слева) в японском плену. Япония, г.Наросино. 1905 год

Когда он стал священником, многие, знавшие его люди были ошеломлены. На дворе был 1924 год, – несмотря на НЭП, гонения на верующих не прекращались.  Ему самому было 53 года – не тот возраст, в котором принято резко менять образ жизни и профессию. Наконец, в отличие от большинства дореволюционных священников, он не имел «поповского» происхождения. Родился он в семье кузнеца, где был одним из одиннадцати детей.

Конечно, он с детства был воспитан в православной традиции, с юности читал духовные книги, был глубоко верующим человеком… Но все-таки семинарского образования он не имел, в монастыре никогда не послушничал. Откуда вдруг у него появилось такое острое желание послужить Церкви в священном сане? Мы не можем знать этого наверняка.

Позже, на допросе в 1931 году, свое поступление в священники отец Гавриил объяснил так: «Религиозные убеждения я имею с детства, так воспитан родителями, для душевной отрады я поступил  в священники».

До своего рукоположения Гавриил Масленников повидал в жизни многое. Без малого тринадцать лет (1883-96) прослужил в действующей армии – в 171-м полку в Варшаве, в звании ефрейтора. Затем участвовал в Русско-Японской войне 1904-5 годов, за проявленную в боях отвагу был награжден Георгиевским крестом. Во время боевых действий попал в плен…

По освобождении из плена вернулся на родину, в Михайлов, заступил на место отца и стал работать кузнецом,  арендуя кузницу в Печерских Выселках Михайловского  уезда, а затем – в селе Прилучье. В это время он женился на Татьяне Ивановне Бориной, глубоко верующей девушке из семьи мещан города Коврова Владимирской губернии. Впоследствии у них родилось одиннадцать детей, из них в живых остались два сына и три дочери.

Среди жителей Михайловского уезда Гавриил Михайлович всегда пользовался большим авторитетом, в 1920 году его даже избрали городским головой. Очевидно, что областные власти должны были знать, что Масленников – не коммунист и к тому же верующий, но избранию его воспрепятствовать не смогли.

Рукоположение

Возможно, толчком к переменам в жизни Гавриила Михайловича стало ухудшение здоровья. В начале 1920-х годов у него начало резко падать зрение, врачи отнесли это на счет профессии кузнеца и настоятельно стали советовать оставить ее. Скорее всего, он принял это как знамение воли Божией. Вскоре, в 1924 году Гавриил Михайлович уехал в Рязань и вернулся в Михайлов уже священником.

Известно, что никакой специальной длительной подготовки к священству Гавриил Михайлович не проходил. Он просто пришел к местному архиерею, сдал экзамен на знание богослужения и Св.Писания, а также основных положений православного вероучения и был рукоположен в священный сан.

Храм Рождества Богородицы в селе Маково, современный вид

Храм Рождества Богородицы в селе Маково, современный вид

Сперва он около года служил диаконом в храме Рождества Богородицы села Маково Михайловского уезда. В 1925 году диакон Гавриил был рукоположен в сан священника ко храму Покрова Божией Матери в селе Самодуровка Михайловского района, где служил около пяти лет.

Разнарядка на арест

Священник Гавриил Масленников, 1937 год, рязанская тюрьма

Священник Гавриил Масленников, 1937 год, рязанская тюрьма

Потом, как и многие сельские пастыри, отец Гавриил прошел через арест и ссылку. В 1931 году он был арестован по так называемой «разнарядке» районным отделением ОГПУ. Чекисты арестовали тогда трех человек: самого отца  Гавриила и нескольких верующих женщин – псаломщицу Марию Сибикину, старосту храма архистратига Михаила в городе Михайлове Софью Чканникову, и сестру жены отца Гавриила, Анну Комарову. Все вместе они проходил по одному и тому же сфабрикованному делу о «контрреволюционной группировке священника Масленникова».

17 марта 1931 года следователь допросил отца Гавриила. На вопрос об отношении священника к колхозам отец  Гавриил ответил: «Я считаю, что построение колхозов из одних бедняков, которые сами себя не могут прокормить из нелюбви к труду, – из них колхозов не создашь, а необходимо принимать любящих труд».

Во время следствия отца Гавриила не раз избивали. Супруге священника, матушке Татьяне, приходившей в тюрьму для передач, не раз передавали для стирки окровавленные рубашки отца Гавриила…

Обвинение в антисоветской деятельности отец Гавриил признать отказался: «В предъявленном мне обвинении в агитации против советской  власти, в распускании слухов, что скоро падет советская власть, и тому подобном  виновным себя не признаю». Не признали себя виновными и все арестованные вместе с ним женщины.

25 апреля 1931 года Тройка при Полномочном Представительстве ОГПУ приговорила священника Гавриила Масленникова, псаломщицу Марию Сибикину и Анну Комарову к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет с заменой высылкой этапом в Казахстан, на тот же срок, а старосту храма Софью Чканникову к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на три года.

Известно, что милиционер, арестовавший отца Гавриила, был впоследствии сильно мучим совестью. Однажды он пришел к матушке Татьяне, упал ей в ноги, попросил прощения и сказал: «Что мне было делать? Пришла разнарядка на трех человек. Кого брать? Ну конечно, в первую очередь пришлось брать священника»…

Преображенский храм села Внуково, последнее место служения священномученика Гавриила, современный вид

Преображенский храм села Внуково, последнее место служения священномученика Гавриила, современный вид

Когда отца Гавриила отправили в ссылку, у матушки Татьяны с детьми отобрали дом. Сначала они скитались по домам прихожан, затем нашли пустой, брошенный хозяевами домик с земляным полом, стоявший на отшибе. Крыша над головой была, а средств сделать деревянный пол  не было.

В 1936 году отец Гавриил вернулся из ссылки и был направлен служить в храм Преображения Господня в село Внуково Михайловского  района Рязанской области. Семья продолжала жить в заброшенном доме. В свободное от службы время священник ходил на луга, накашивал осоку, высушивал  ее, и выстилали ей земляной пол в доме. Ею же и топили печь. Отвлечься от трудностей быта отцу Гавриилу помогало чтение духовной литературы – истосковавшись в заключении по книгам, он теперь словно наверстывал упущенное… Возможно, он предчувствовал, что времени осталось мало.

«Как только у нас в  деревне поселился священник Масленников, сразу же упала трудовая дисциплина»

Наступил кровавый 1937 год. Как тысячи русских священников, отец Гавриил стал жертвой лжесвидетельских показаний и позорной 58-й статьи.

Икона священномученика Гавриила (Масленникова)

Икона священномученика Гавриила (Масленникова)

6 октября сотрудники местного НКВД допросили одного из колхозников, который показал, что к священнику Гавриилу Масленникову часто группами ходят священники из Михайловского района и проводят в его доме антисоветскую деятельность:

«Священник Масленников живет рядом с председателем колхоза Тихоновым и поддерживает с ним тесную связь. Во время уборочной кампании осенью 1937 года Тихонов брал из жаток лошадей и бесплатно возил священника в город Михайлов. Косовица рожь и другие культуры в это время стояли в поле и осыпались, получились большие утери зерна от несвоевременной уборки урожая.

Имело место влияние антисоветской агитации священника Масленникова. Это очень заметно всем колхозникам. Как только у нас в  деревне поселился священник Масленников, сразу же упала трудовая дисциплина. Руководство колхоза ослабло, правительственные планы по уборке  урожая и севу не выполнялись. Семья священника собирала колосья пшеницы с колхозных полей, где урожай еще не был убран».

Вызванный на допрос в качестве свидетеля председатель колхоза Тихонов не стал заступаться за своего приятеля отца Гавриила… Он подтвердил, что священник Масленников проводит антисоветскую агитацию, направленную против партии и советского правительства, а также и против колхозного строя:

«В 1937 году во время уборочной кампании священник Масленников сагитировал женщин пойти в церковь на праздник Успения. В доме священника часто собиралось по два-три священника. В мае 1937 года около его дома на скамейке сидело двое неизвестных мне священников, которым священник Гавриил Масленников говорил: «Да, братцы, отцы духовные, наступило тяжелое время для всех православных христиан, в храм ходить стало мало, а верующих загнали в колхоз, как скотину, и работают там без денег». 

В дом к священнику Масленникову часто приезжают люди из деревень, и совершаются у него на дому крестины. Я слышал, что  священник Масленников говорил в сенях своего дома неизвестному мне гражданину: «Не забывайте храм Божий, чаще посещайте его, молитесь Богу».

16 октября 1937 года власти арестовали отца Гавриила, и он был заключен сначала в тюрьму в городе Скопине, а затем в Рязани. Его обвинили в том, что он вел среди населения активную контрреволюционную религиозную пропаганду и поддерживал тесную связь с уже арестованными священниками Акинфиевым и Амелиным и после ареста священника Григория Амелина оказывал материальную поддержку его семье.

– В чем заключается ваша связь с ныне арестованным  за контрреволюционную деятельность попом Григорием Емельяновичем Амелиным? – спросил следователь отца Гавриила.

– Связь моя с Амелиным выражалась в том, что, вернувшись из ссылки, он приходил ко мне исповедоваться. После его ареста ко мне приходила его жена. Кроме того, я оказывал им материальную помощь.

– В чем выражалась ваша связь с ныне арестованным за контрреволюционную деятельность попом Акинфиевым?

– Акинфиев приходил ко мне за деньгами на содержание епархии как благочинный.

– Следствию известно, что вы совместно с указанными попами вели антисоветскую агитацию и религиозную пропаганду среди населения. Признаете вы это?

– Нет, этого я не признаю, но когда у меня в доме был Акинфиев, у нас с ним был разговор о новой конституции, в котором мы приветствовали власть, – говорили, что мы теперь наравне со всеми гражданами имеем право выбирать и быть избранными в советы.

– Следствию известно, что вы высказывали недовольство советской властью и распространяли контрреволюционную клевету о колхозах. Признаете вы это?

– Нет, этого я не признаю.

12 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Гавриила к расстрелу.

Священник Гавриил Масленников был расстрелян 18 ноября 1937 года и погребен в безвестной могиле.

***

Преображенский храм села Внуково, последнее место служения священномученика Гавриила, современный вид_mikhailovblagochinie.ru.JPG	Преображенский храм села Внуково, последнее место служения священномученика Гавриила, современный вид

Преображенский храм села Внуково, последнее место служения священномученика Гавриила, современный вид

Мемориальная доска на здании Преображенского храма села Внуково

Мемориальная доска на здании Преображенского храма села Внуково

Преображенский храм села Внуково, поклонный крест

Преображенский храм села Внуково, поклонный крест 

Последнее место служения священномученика Гавриила – Преображенский храм в селе Внуково – ныне находится в руинах. Силами верующих на храме установлена мемориальная доска в память о сщмч. Гаврииле, однако прихода в деревне нет и здание Церкви не возвращено.

См. житие священномученика Гавриила Масленникова,  составленное игуменом Дамаскином (Орловским)

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Русская Церковь в 1917 году: путь к восстановлению патриаршества

От церковной революции к канонической реставрации. Лекция Алексея Львовича Беглова

Святой Патриарх Тихон: Без лукавства и святошества

Светский стиль общения Патриарха Тихона, его склонность к юмору подчас даже раздражали консервативное монашество

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: