Открытое письмо протоиерею Всеволоду Чаплину

|

Контекст

Москва. 12 апреля. ИНТЕРФАКС – Протоиерей Всеволод Чаплин считает, что священнослужители имеют право носить дорогие вещи, поскольку эти вещи отражают общественный престиж Церкви.

“Люди как правило несут самое дорогое в храмы, священнику, люди совершенно естественно хотят, чтобы их иерархи выглядели не хуже, чем представители светской власти, чтобы храмы выглядели лучше, чем резиденции светских властителей, чтобы церковные торжества были самыми красивыми и самыми торжественными”, – сказал отец Всеволод в понедельник вечером, отвечая на вопросы слушателей молодежного лектория в Москве. <…> По его наблюдениям, в роскоши духовенство, как правило, упрекают люди, для которых и присутствие в центре города храма Христа Спасителя, и присутствие в центре Кремля позолоченных соборов – это что-то противоестественное.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Председателю отдела по взаимодействию Церкви и общества

Протоиерею Всеволоду Чаплину

Дорогой отец Всеволод!

Давно зная Вас лично, я не допускаю мысли, что Вы действительно искренне считаете, будто Господь Иисус Христос позволил помазать себя драгоценным миром, потому что хотел бы – цитирую Ваши слова – «выглядеть достойно в том числе и перед лицом всех сильных мира сего». Не мне, мирянину, недополучившему богословское образование, напоминать Вам, выпускнику Академии, Евангельское чтение минувшего воскресного дня: «вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.»

Я уверен, дорогой батюшка, что, отвечая на вопросы слушателей молодежного лектория в этот понедельник, Вы просто неловко выразились. Ведь вряд ли Вы не понимаете, что существует большая разница между золоченым куполом храма, который символизирует наше усердие о доме Божием, и тем, во что в своей повседневной жизни одеты и на чем ездят служители этого дома.

Конечно, мы, православные верующие, стараемся не допускать, чтобы священники ходили в рубище, хотя многим из них в провинции – увы! – и не на что купить себе новый подрясник. Но сообщу Вам честно (да, уверен, Вы и сам это понимаете), ни один из сотен моих православных знакомых не хочет, чтобы, как Вы выразились, «иерархи выглядели не хуже, чем представители светской власти». А уж тем более дико такое притязание звучит из уст представителя церковного истэблишмента, кем Вас справедливо воспринимают во внешнем мире. Потому что выглядит все это очень некрасиво: тот, кто с амвона учит смирению, умеренности и посту, предстает перед людьми эдаким Тартюфом.

Итак, я убежден, что все это не то, что Вы хотели сказать.

Но вот проблема: слова прозвучали, были услышаны, распространены множеством СМИ и сетевых записей и сильно повредили представлению о Церкви во внешнем мире. И самое обидное тут, что она-то, Церковь в смысле, и ни при чем! – это лично Вы, отец Всеволод Чаплин, так неловко выразились. С каждым может случиться.

Но вот дальше возникает естественный вопрос: что же делать?
И обычно у нас в таких случаях не принято делать ничего. Внутри себя посчитать оплошность «аки не бывшей», а снаружи… ну что ж? Конь и о четырех ногах, да спотыкается.

Это можно очень интересно обнаружить, если набрать, например, в поисковой системе Яндекс запрос «Католическая церковь извинилась» – знаете, сколько будет найдено адекватных документов? 456 тысяч.

Следующий этап эксперимента, «Православная Церковь извинилась».

Знаете, что находится таким образом, отец Всеволод? Либо «кто-то извинился перед Церковью», либо «Патриарх Грузии извинился перед мусульманами»(!), и вот наконец! – «в Русской Церкви позитивно оценили прозвучавшие ранее публичные извинения муфтия Нафигуллы…» или «заставили извиниться».

Дело, конечно, не в том, что католики такие совестливые. И не в том, что в нашей Церкви не делается ошибок, за которые стоит попросить у общества – в том числе и у внешнего – прощения. Ввиду таких результатов многие русские православные люди, видимо, чувствуют удовлетворение: «Вот, наша догматическая неповрежденность даже в Интернете видна! Нам извиняться не за что!» Но мы-то с Вами, дорогой о. Всеволод, понимаем, что католики извиняются отнюдь не за то, что исказили что-то в вероучении, а за личные грехи и ошибки представителей церкви, которые вредят ей в глазах паствы. Тут логика простая: «если Папа не извинился за гомосексуальные скандалы с участием духовенства, значит, такие скандалы – нечто нормальное». Но личные ошибки, которые могут повредить Церкви, согласитесь, совершают не только католики. Все мы – современные православные верующие – являемся носителями тяжкого наследия советской системы общественного дискурса, когда «просить прощения не у своих» воспринималось унижением дела строительства коммунизма.

Как будет прекрасно, дорогой батюшка, начать ломать эту традицию!

И повод такой прекрасный! Вы очевидно сказали не совсем то, что хотели. Или вас неправильно поняли журналисты. В интерпретациях люди и совсем искажают смысл. Страдает Церковь, страдают сомневающиеся люди, страдает миссия…
Но это так легко исправить!

Извинитесь, Христа ради, дорогой батюшка! Восстановите правду, разъясните свое видение.

Для служителя Престола Божия – я уверен! – это совсем не стыдно. И совсем не трудно.

Искренне испрашивая Вашего пастырского благословения,
обозреватель ВГТРК Иван Семенов

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.