Открывая

Итак, мы услышали Слово Христово. Мы хотим стать чадами Церкви. Вхождение в Церковь начинается с Крещения (если вы не были крещены ранее, во младенчестве).

О глубинном смысле Таинства Крещения мы уже говорили выше — это рождение «нового» человека, это дарование благодати для жизни в Боге. В практическом смысле это богоучрежденный обряд Церкви, в котором внешне невидимым, но, по сути, непреложным образом является спасительное действие силы Божией.

В Православной Церкви этот обряд может совершить любой законным образом рукоположенный священник. Для совершения Таинства Крещения нет никаких внешних ограничений — ни по времени, ни по месту его совершения. До 12-летнего возраста (совершеннолетия в сознании и чувстве ответственности) ребенку при Крещении необходимы восприемники — поручители за него пред Господом.

Для взрослого человека принятие Крещения может быть только результатом сознательного выбора своего жизненного пути. Условием принятия Крещения являются согласие с основами веры (вера в Бога-Творца, Сына Божия Иисуса Христа, вера в бессмертие души и в Церковь Христову как дарованный Богом путь ко спасению), покаяние в совершенных прежде грехах и решимость стать деятельным членом   Церкви.

К Крещению необходимо сознательно подготовиться: прочитать Евангелие, побеседовать с верующими людьми и священником, почитать соответствующую литературу, чтобы принять осознанное участие во всех действиях, совершаемых при Таинстве Крещения. Лучше всего было бы пройти подготовку (катехизацию) под руководством того священника, который Вас будет крестить. Впрочем, если по той или иной причине Вы приняли Крещение без подготовки или даже вообще вне сознательного религиозного выбора — не смущайтесь: мистическая действенность Крещения непреложна, неуничтожима [1] .

Даже отказ от веры или принятие иной религии не делают Вас некрещеным — но, правда, усугубляет Ваше положение в вечности как вероотступника. Это важнейший момент: Крещение не есть потребительство, но «взаимное обязательство» в любви. Господь ниспосылает чаду Своему экстраординарные дары благодати, и в первую очередь — дар вечной жизни; человек   обязуется принять это сыновство со всеми вытекающими последствиями: жизнью в Церкви, жизнью во Христе. Итак, принятие Крещения предполагает осознанный выбор жизненного пути и ответственность за этот выбор в вечности. И «отложенный» выбор — в случае Крещения в младенчестве или не вполне сознательного в зрелости — ни в чем не ущербен, если только не полениться реализовать его в свое время. Лучше позже, чем никогда.

Еще несколько слов о самой практике Крещения в младенчестве. Прежде всего, нужно сказать, что таковую подтверждает непосредственно текст «Нового Завета» (напр., Деян. 16,15 и 16,31) [2] . Сам масштаб преображения человеческой природы в Таинстве «воды и Духа» оправдывает обращение к нему в самом начале человеческой жизни.

Несмотря на всю важность вопроса о необходимости сознательного исповедания веры как условия Крещения, он в этом контексте отступает на второй план. Этого как раз не понимают нечуткие к мистической глубине бытия протестанты; для них прием в Церковь сороден приему в партию, только «очень-очень» хорошую. Но и для православных естественным следствием вышесказанного является не волюнтаризм в Крещении, но выполнение определенных условий при Крещении младенцев.

В своем исследовании «Вхождение в Церковь» протопресвитер Николай Афанасьев отметил, что в первохристианских общинах условием Крещения младенцев было или воцерковление всей семьи, или факт принадлежности к Церкви хотя бы кого-либо из родителей. Необходимым условием   Крещения младенцев является воцерковленность (сознательная и практически реализуемая принадлежность к Церкви) восприемников.

Как следствие — обязанность воспитания ребенка в лоне Церкви Христовой. В противном случае на крещеного в младенчестве человека налагаются «бремена неудобоносимые» — обязательство быть христианином вне понимания своего призвания. А ведь «таланты» из евангельской притчи были получены, и ответ о них придется дать… Но самый печальный случай — это Крещение взрослого человека, «не заметившего» своего Крещения, крестившегося по какой-либо вовсе не религиозной причине [3] ,   да так и не спохватившегося во всей своей жизни. Тяжко таковому будет на Суде Божием. «…кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30).

Но мы с вами, друзья, свой выбор сделали. Мы крещены. Теперь мы члены Церкви Христовой. Что для нас это должно значить практически? Прежде всего — это учиться жить пред Богом, учиться богообщению. Кроме естественного средоточия таковой жизни в богослужении, есть и повседневный опыт богообщения: это, конечно же, индивидуальная молитва, это чтение святоотеческой литературы, это, наконец, пост, не как диета, но как духовное делание.


[1] Не следует также смущаться в случае, как кажется, иногда небрежного выполнения священником своих обязанностей. Действенность Таинства, как мы уже сказали, никак при этом не умаляется. Причина возникновения таких ситуация в Церкви должна быть рассмотрена особо; для вас же это — испытанье веры и решимости идти путем Креста Христова.

[2] Подробнее об этом советуем прочитать в книге диакона Андрея Кураева «Протестантам о православии» М., 1997.

[3] «Нога ночью болела», «Все соседи крещеные, и я хочу», «Мать невесты сказала», «Что-то торговля плохо идет» и, конечно же, коронное: «К бабке треба поихаты» — обычные ответы на соответствующий вопрос священника.


См. также:

Открывая дверь: Евангелие

 

Не зря в нашем по многим признакам уже постхристианском обществе столь комично-трагично путают карнавальный Валентинов день с днем памяти святого мученика Валентина, а «иванокупальными» игрищами заменяют празднование Рождества Предтечи Господня Иоанна. Путь ко Христу должен, безусловно, проходить через те врата, которые Он Сам для нас открыл.

Почему — Бог, почему — Христос, почему — Православие?

 

Крайне важно определиться с тем, что мы подразумеваем под именем «Бог». Творец вселенной, Первопричина и Цель бытия — или маленький удобный гномик: «бог в душе»? Высший Абсолют, «Путь, и Истина, и Жизнь» — или морализаторский принцип «веры в добро»? Как зовут «нашего» Бога — Христос ли? Или с картавинкой — Кришна? Или агрессивно — Иегова? Или абсурдно: Мария Дэви Цвигун, Порфирий Иванов, Виссарион, Мун, Хаббард etc.?

Жизнь, словно под гипнозом, или «нас этому не учили»

 

Не следует ли наконец разобраться — хотя бы для себя самих? Ведь если Бога нет — открываются колоссальные перспективы! «Тогда все можно!» — помните экстаз Ивана Карамазова? «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15, 32.) — окончание мысли апостола Павла как-то не столь воодушевляющее, однако призыв чаяниям масс вполне соответствует.

Смысл жизни: путь бабочки

 

Лекция в университете. Вопрос студентам: «Какую по счету жизнь вы сейчас проживаете?» Интересуются — о какой жизни идет речь: духовной или физической? «О физической. Вполне конкретной реальной жизни». Ответы — кто во что горазд: прагматики — «первую», романтики — «одну из многих», оригиналы — «пятую с половиной». Один отвечает: «Вторую». — «Почему?» — «Не знаю. Так кажется». Кажется как раз правильно.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.