Отпуск, отдых, трудничество…

|

Как россияне проводят свободное время? Где отпуск длиннее? Можно ли отдохнуть в паломничестве? Эти и другие вопросы, касающиеся отдыха, освещены в материале корреспондентов “Нескучного сада”

afon_

Как россияне проводят свободное время

По данным опроса фонда «Общественное мнение» за 2007/08 год, 28% респондентов в свободное время смотрят ТВ; 14% — читают; 14% — уделяют время семье; 12% — гуляют; 12% — ездят на дачу, в деревню, 11% — отдыхают дома, лежат на диване, спят; 10% — предпочитают отдых на природе, охоту, рыбалку; 9% — проводят время с друзьями и знакомыми; 6% — занимаются домашним хозяйством; 4% — ходят на концерты, в кино, театры и на выставки; 4% — занимаются спортом и предпочитают активный отдых; 4% — вяжут, шьют, вышивают; 3% — ходят в гости или принимают гостей; 3% — посвящают свободное время хобби; 2% — сидят за компьютером; 1% — слушает радио; 1% опрошенных ремонтирует автомобиль; 1% — увлекается разгадыванием кроссвордов и 4% — затруднились ответить.

При этом 63% опрошенных имеют хотя бы два часа свободного времени в день; у 21% — достаточно свободного времени только в выходные. Остальные 16% имеют меньше часа свободного времени в день.

На вопрос «чего больше не хватает — денег или свободного времени?» 50% опрошенных ответили: денег. 11% заявили о катастрофической нехватке времени, 27% — сказали, что не хватает ни времени, ни денег, 10% — хватает всего и 2% ответить затруднились.

Где отпуск длиннее?

Если сравнивать жизнь российского и американского офисных работников, то можно обнаружить интересную закономерность: у трудящихся Северной Америки больше запланированного отдыха и меньше незапланированного. Социальные опросы, проведенные Harvard Business Review, выявили тот факт, что россияне гораздо чаще устраивают себе «перекуры», опаздывают или вообще пропускают работу, зато официального отдыха у нас в стране меньше: отпуска в США несколько длиннее. А в Японии отпуска самые короткие в мире, даже в крупнейших корпорациях они составляют 10-12 дней. В Европе отпуска длиннее, чем в Японии, но короче, чем в России.

Слово «каникулы» пришло в русский язык из латыни. Как сообщает словарь Брокгауза и Ефрона, этим словом римляне обозначали звезду Сириус, появляющуюся на небосклоне в самое жаркое время года. В эти дни римский сенат объявлял отдых по всей империи и не проводил своих заседаний.

С каникулами школьникам и студентам России везет больше, чем их западным коллегам: если в России учащиеся средних школ отдыхают три месяца, а студенты в среднем два, то европейские школьники — всего шесть недель, а студенты и того меньше. Причем в разных областях продолжительность каникул разная. Самые короткие каникулы в Европе — в немецких школах, особенно на севере страны. В некоторых городах они составляют всего три недели.

Английские и американские школьники в целом отдыхают еще меньше, чем европейские: всего месяц. Каникулы начинаются на последней неделе июля и длятся до конца августа. Но при этом закрытые элитные школы (так называемые boarding schools) сами устанавливают время каникул, и, как правило, оно дольше, чем в простых школах. Может показаться, что российские школьники и студенты отдыхают больше, но не все так просто: в англосаксонских и особенно романских странах гораздо больше выходных дней в течение учебного года — это и церковные (Пасха, Троица, День Благодарения, дни некоторых особо почитаемых святых, например святого Патрика в Ирландии), и государственные (например, День Независимости в США), и общеевропейские (День Европейской Конституции) праздники. И хотя во всех европейских странах и в США Церковь отделена от государства, однако некоторые церковные праздники настолько вошли в традицию народа, что продолжают жить и в современном мире.

Подготовил Серафим ОРЕХАНОВ

Можно ли отдохнуть в паломничестве?

Есть мнение, что настоящий православный должен провести отпуск в паломничестве или трудничестве, а все остальное — утеха плоти. Можно ли так отдохнуть? Всем ли это подходит?

Отвечает клирик храма Флора и Лавра на Зацепе (Москва), духовник воскресной школы священник Григорий КОВАЛЕВ.

— В сегодняшних формах коллективного паломничества я, честно говоря, не вижу духовной пользы. Нездоровое стремление масс паломничать вдоль и поперек привело к появлению термина «православный туризм». Я понимаю турагентства, ориентирующиеся на православный туризм, — даже теперь, когда цены подскочили, он приносит немалый доход. Но духовный смысл паломничества в таких массовых поездках размывается. Многие наивно думают, что в паломничестве им удастся отвлечься от мирской суеты, отрешиться от мира. Это утопия. Даже при поездке в дальний монастырь мы все равно находимся в системе группы, документации, руководителя, транспорта, проезжаем города и веси, делаем остановки. Да и между собой в дороге паломники много говорят, причем часто на совершенно светские темы. Как правило, укрепленных в Православии людей в группах меньше половины, и свойственное этим поездкам изобилие празднословия ни им на пользу не идет, ни других, малоцерковных людей в вере не укрепляет. Многие в своем увлечении паломничеством начинают гнаться за количеством, соревноваться друг с другом: ты пять раз в этом монастыре был — а я десять, ты в трех источниках искупался — а я в пяти. А плоды? Идет совершенно бессмысленное «коллекционирование благодати». И ведь чаще всего сначала купят путевки, договорятся на работе об отпуске — и буквально за день-два до отъезда приходят за благословением. Куда деваться, благословляю. Но смысла в таких паломничествах не вижу. Съездить в святые места, помолиться на монастырской службе полезно. Но лучше ехать не группой, а с семьей или одному (но только не в ущерб миру в семье). Это уже зависит от того, оба ли супруга воцерковлены. Или небольшой группой из одного прихода под руководством священника. И даже такое паломничество я бы не назвал отдыхом, даже если совершается оно во время отпуска. Вот на Афоне я был, это, на мой взгляд, действительно разумное сочетание полноценного отдыха и напряженной духовной жизни. Там приходится и много двигаться (часто из монастыря в монастырь пешком ходят), кругом красивая природа, море, масса новых впечатлений, и одновременно ты втягиваешься в монастырский график с его строгим распорядком, длинными службами. Более довольных людей после отдыха, чем афонские паломники (и священники, и миряне), я не встречал. И сам испытывал похожие ощущения.

Но Афон тем и замечателен, что ты там никому не интересен. Тебя приняли, поселили, объяснили, где трапезная, когда служба, дальше ты волен делать все, что угодно. Ты даже можешь уйти на несколько дней, и это не вызовет нареканий. Но это Греция, у них другие традиции, больше уважения к человеческой свободе. А в наших монастырях паломникам обязательно дают послушание.

Трудничество — это совсем другое дело. Трудник действительно на какое-то время отрывается от городской суеты, много работает физически, часто на свежем воздухе. Хоть и с натяжкой, но трудничество можно назвать отдыхом. С натяжкой, потому что далеко не всем такой отдых подходит. Во-первых, нужен запас времени. Недели для трудничества мало, нужно хотя бы две. Это в любом монастыре вам скажут. Позволяет ли здоровье, не против ли домашние? Много нюансов, поэтому я считаю, что трудником можно ехать только по благословению духовника. Не такому «благословению», как перед паломничеством берут, а настоящему: сначала посоветоваться, взвесить вместе все за и против, а потом уже строить планы на отпуск.

Трудничество — свободный выбор. Замечательно, если паломник, живя в монастыре несколько дней, захочет помочь на кухне или по хозяйству. На Афоне такая возможность тоже есть. Но там тебе только один раз в самом начале скажут, что есть такая возможность, и больше никто приставать не будет. А у нас в монастырях чаще всего «предлагают» поработать так, что не откажешься. Выбора не оставляют. Думаю, это скорее советская традиция, чем христианская.

Подготовил Леонид ВИНОГРАДОВ

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Больше всего молитесь за мир!

Не надо перекладывать вину на других – наставления игумении из греческой обители

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: