Палестинское
Не секрет, что приходская жизнь в Православной Церкви испытала на себе значительное влияние со стороны монашества. Иллюстраций к тому можно подобрать множество. Одна из них – хорошо знакомое нам таинство исповеди.

Сами покаянные труды заповеданы Спасителем, о них мы можем прочитать в Евангелии. Но не только. В истории монашеского покаяния появляется особая тема – откровение помыслов.

Диакон Павел Сержантов

Диакон Павел Сержантов

Совершается это откровение между послушником (начинающим монахом) и старцем (опытным монахом). С одной стороны, откровение помыслов оставалось сугубо монашеским деланием, с другой – заметно повлияло на приходскую исповедь.

Надо говорить именно о влиянии, а не о равенстве между исповедью и откровением помыслов. И тем не менее…

Как понимать откровение помыслов?

Для начала выясним, что такое помысел. Часто помысел просто уравнивают с мыслью. Сильно возражать не будем, однако примем в расчет, что помыслом считается не только мысль, но и «полмысли», то есть не успевшая сформироваться мысль, только-только промелькнувшая мысль.

Стоит ли ей тогда заниматься, да еще открывать ее старцу? Стоит. Потому, что такая невызревшая, «неполноценная» мысль может мелькать по многу раз за день, и в силу своей навязчивости «полумысль» будет оказывать на послушника весьма заметное воздействие.

Кроме того помыслом могут считаться не только «полумысли», но и любые движения в эмоционально-волевой сфере человека, внезапные наплывы того или иного настроения, возникающие побуждения к каким-либо поступкам, обрывки воспоминаний о чем-то и т. д.

Опытные монахи хорошо понимали, какую важную роль играют помыслы. Особо следили за страстными помыслами. Тем более, что страстные помыслы подчас трудно отличить от благих помыслов. Страстные помыслы послушнику подкидывают враги рода человеческого, стараясь сделать их притягательными, благовидными.

На откровении помыслов старец помогает отличить благие помыслы от страстных, греховных помыслов. Тогда послушник с ними поступает по справедливости. Как? Об этом позже.

Умение разобраться с помыслами составляет целое аскетическое искусство. Поговорим о нем, обращаясь к одному древнему руководству. Написано оно было в Палестине, полностью называется так: «Преподобных отцев Варсануфия Великаго и Иоанна Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников».

К откровению помыслов готовились

Преподобные Варсануфий Великий и Иоанн

Преподобные Варсануфий Великий и Иоанн Пророк

Помыслы открывались старцу регулярно, очень часто, в личном повседневном общении. Послушник и старец жили, так сказать, под одной крышей. И послушник постоянно открывал старцу помыслы. Для этого важного дела послушнику нужно было как-то помыслы отслеживать.

То есть перед знаменитым откровением помыслов имела место еще одна стадия духовного делания, подготовительная. О ней гораздо меньше говорится в аскетических писаниях, но она была. И мы приведем о ней авторитетное свидетельство.

Вот что записал старец Иоанн Пророк: «Отцы назначили время для внимания помыслам, говоря: «утром испытай себя, как провел ты ночь, и вечером также, как провел ты день; и среди дня, когда отяготишься помыслами, рассмотри себя» (Ответ на вопрос 288).

Старец Иоанн вошел в святцы под именем «Пророк». Монашеское понятие «старец» (в сильном смысле слова) и библейское слово «пророк» близки по значению. И пророк, и старец поясняют людям, в чем воля Божия.

Преподобный Иоанн Пророк пишет об уже сложившейся аскетической традиции касательно помыслов: «Отцы назначили время для внимания помыслам». Итак, откровение помыслов предваряет внимание помыслам.

Причем, для ежедневного внимания помыслам назначено время. Как для ежедневных молитв: утром, вечером и днем. В этом монашеском обычае ощутим палестинский колорит. При жарком климате ночью прохладнее дышится, какие-то дела поэтому совершались после заката и до рассвета.

В Палестине ночь не только время сна, но и отчасти время бодрствования, активных действий. Утром послушник вспоминает, как трудился и молился ночью, а не только как спал.

Вечером послушник снова обращает внимание на помыслы, какие приходили ему в течение дня. И, наконец, мало бывает этих двух моментов самоотчета. Посреди дня нужно рассмотреть себя, если отягощаешься помыслами. Во время солнцепека любит приступить бес полуденный, докучающий послушнику страстью уныния.

Остается сказать, что не надо путать внимание помыслам и сочетание с помыслами. Заповеданное отцами внимание помыслам нужно христианам, чтобы отслеживать, какие помыслы сегодня пришли. Этим помыслам уделяется ровно столько внимания, чтоб их «зарегистрировать» – и только.

Теперь сравним: сочетание с помыслом может быть по сути и «бесстрастным», «регистрирующим», а может перейти в сосложение с помыслом (здесь уже человек подпадает под некоторое действие страсти) и дальше оно может перейти в пленение помыслом (здесь человек не имеет силы сопротивляться действию страсти).

Искусство обращения с помыслами

Итак, палестинское духовное руководство советует послушнику внимать помыслам несколько раз в день и открывать помыслы старцу. Старец поясняет послушнику, какие помыслы пришли от бесов и какие — от Бога. С первыми надо поступать решительно, лучше всего отсекать страстные помыслы, как только они приложились.

Более опытные могут противоречить страстным помыслам, что небезопасно для новичков. Очевидно, благие помыслы надо хранить и воплощать их в реальные дела. Все это составляет большое аскетическое искусство монашеской жизни.

Преподобный Иоанн Пророк упоминает о внимании помыслам. И его ценное свидетельство не единственное. Главное, он свидетельствует о том же, о чем наставляют и другие великие подвижники: «Внимай себе!» Эту заповедь открыл отцам и пророкам Господь. Заповедь о внимательной жизни…

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.