Памяти греческих новомучеников [ФОТО]

|

Мемориальный концерт с участием народных артистов России прошел 25 января в московском храме Христа Спасителя в рамках международной общественной российско-греческой акции, посвященной пострадавшим за православную веру россиянам и грекам.

На концерте побывал фотограф Михаил Моисеев.

Рождественские чтения в этом году завершились не совсем обычно — концертом-реквиемом, посвященным подвигу новомучеников и исповедников Христовых, пострадавших в период османского ига в Элладе, на Кипре, в Малой Азии и Понте в период после падения Константинополя (XV—XX вв.)

Когда несколько дней назад меня спросили, какие важные события будут связаны с иконой греческих новомучеников, привезенной с Афона в Москву, я не мог ответить. Оказалось, главное событие было именно это: вечер памяти греков-криптохристиан.

Причем сама икона перед началом концерта и почти на всем его протяжении стояла за сценой, а вокруг нее бурлила обычная суета больших мероприятий: метались организаторы концерта, просматривали свои партии певчие, парни и девушки из ансамбля греческой музыки периодически даже начинали пританцовывать, когда со сцены неслась народная музыка. Во всем этом большом представлении роль у иконы, как могло показаться, была небольшая. «Ее вынесут ближе к концу», — ответил сценарист концерта на мой вопрос.

Поначалу я не очень понимал, почему так было задумано. Нам, столичным православным, уже привыкшим ко всякого рода «церковным мероприятиям», проходящим в храме Христа Спасителя, понятна простая символика: в центре события на сцене — икона или другая святыня, а вокруг нее разворачивается все действие. Здесь все было иначе. На сцене звучали греческие церковные песнопения (именно участники хора византийской музыки «Эргастири Псалтикис» были «соседями» иконы новомучеников за кулисами, с интересом рассмартивая образ), понтийская музыка в исполнении народного коллектива из Афин «Кёляли», музыка греческих и русских композиторов в исполнении государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной; известные российские актеры — Николай Петренко, Евгений Стеблов, Эвклид Кюрдзидис, Александр Носик, Владимир Еремин читали со сцены отрывки из рассказов о греках-новомучениках, а сама икона скромно стояла в сторонке.

И вот, когда мы уже услышали свидетельства о подвиге тайных христиан — греков, живших под оттоманским игом и вынужденных скрывать не только свою веру, но и свои имена и фамилии, когда перед нами приоткрылась эта малоизвестная страница истории братского единоверного народа, в зал внесли икону.

В православной литургике есть понимание богослужения как некоего таинства, происходящего здесь и сейчас. Божественная литургия — это не воспоминание о крестном подвиге Христа Спасителя и Его Воскресении; это само Воскресение, имеющее место именно сейчас. То же самое, наверное, можно было сказать и об образе новомучеников, который внесли в зал молодые люди в национальных понтийских одеждах. Было полное ощущение, что нас посетили сами новомученики, греки-криптохристиане, простые, в общем, люди, которые в переломной жизненной ситуации сохранили главное — свою веру.

Наверное, именно от ощущения этого живого присутствия так пронзительно зазвучал пасхальный тропарь «Христос анести…», который пели все греки-участники концерта, пели все вместе, выйдя на сцену и став вокруг иконы — так, будто они стояли вокруг своих давних и любимых родственников, приехавших издалека погостить.

Часто ли вы видим, чтобы тропарь Пасхи пели со слезами на глазах?

Девушка, плача, поет тропарь Пасхи: "Христос анести"

Девушка, плача, поет тропарь Пасхи: "Христос анести"

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Походить по траве и поесть селедку – о чем еще мечтают, когда времени остается совсем немного
Вице-премьер Татьяна Голикова - о соплатежах населения за медуслуги и перспективах пенсионной системы

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: