Священник Григорий Чекменев: записки провинциального священника

Год назад, в ночь с 12 на 13 августа 2010 года, трагически погиб протоиерей Григорий Чекменев – клирик Костромской епархии. Ему было 39 лет. Отец Григорий был в Сочи с семьей в отпуске, в один из последних дней отпуска он выгуливал собаку хозяев дома, где они проживали, и попал под поезд. Он был абсолютно сияющий, юный, больше 30 ему было трудно дать на вид. Неравнодушный пастырь, он жил проповедью, Евангелием. Вел популярный сетевой дневник presvitergrig, затевал длинные дискуссии и всегда горел обсуждаемыми темами. Много занимался спортом, беззаветно любил жену Ольгу и двоих детей.

При составлении подборки из записей отца Григория бросается в глаза, как много он писал о том, что в каждом человеке нужно видеть Христа…

Священник Григорий ЧекменевСвященник Григорий Чекменев

О себе: Меня зовут священник Григорий Чекменёв. Мне 39 лет, я прохожу своё служение в кафедральном соборе города Костромы. Преподаю в местной семинарии катихизис, общую церковную историю и византологию. Женат, имею двоих детей, дочку и сыночка, 9 годиков и 8 годиков. Собираю книги по богословию, творения святых отцов, а также историческую и мемуарную литературу, и все книги, показавшиеся мне полезными. Сейчас располагаю библиотекой примерно в 800 томов. Это моя вторая попытка. Первая осталась в Тамбове. Образование: Тамбовский Государственный Университет им. Г.Р. Державина, выпуск 1994 года, исторический факультет; Православный Свято-Тихоновский богословский институт, выпуск 1999 года, миссионерско-катехизаторский факультет. Интересуюсь археологией родного края, копал под началом Моисеева Н.Б. бронзу: 19 курганов, 4 поселения.
В священном сане 10 лет.

Необходимое напоминание

Наш Бог – это Бог Любви и Милосердия. Невзирая на лица. И за того, кого вы сейчас готовы смешать с землей, распялся Христос. Это надо помнить каждую минуту.

Размышлизм

Чем меньше совести, тем больше всего остального.

Мысли

Вступая с инославными в острые полемики на просторах “живого журнала”, мы затрудняем их приход в Церковь.

Их приходу в Церковь также препятствуют “межправославные раздоры”.

В этом смысле мы имеем дело с подлинной антимиссией.

Мое отношение к так называемому “гражданскому браку”

Сначала о том, как это должно быть. И как это было всегда на Руси.

Вот полюбившие друг друга молодые люди, юноша и девушка, знакомят каждый другого со своими родителями. Этот шаг – выражение серьезности намерений, и подтверждение возлагаемой на себя ответственности.
Потом – сватовство, с привлечением близких родственников, самых близких друзей. Это есть в том числе еще одно подтверждение серьезности намерений и взятой на себя ответственности.

Назначение дня свадьбы, подготовка к ней, в которую вовлечены все родственники, и все друзья с обеих сторон. Волнение и приятная суета для всех, а наипаче – для виновников предстоящего события – свадьбы. Обе семьи, ЕЕ и ЕГО, тратят на торжество немалые средства – первое общее дело собирающейся образоваться новой большой семьи (ибо женящийся женится на всей семье).

Наконец регистрация, венчание и свадебный пир. Собрались все: бабушки, дедушки, аще живы – прабабушки и прадедушки, родители, дяди, тети, кузены, шурины, золовки, свояченицы, сваты, браты, друзья близкие и дальние и т.д. И перед всем этим собранием, пред всем родом, если хотите, молодые этой публичностью совершаемого торжества как бы обещают всем присутствующим – мы создаем настоящую семью, и мы входим в эту большую семью, здесь и сейчас присутствующую и торжествующую, и вновь создающуюся.

Поздравления, подарки, тосты, крики “горько!” – все это один раз и навсегда. Пример бабушек – дедушек, пап-мам, тосты за родителей, за будущих детей.

Таинство формирования рода. Зарождающаяся публично родовая жизнь, семь-я, основа всего, что есть чистого и прекрасного в народе. Чистый родник из миллионов родников, дающих народу жизнь, а Родине – процветание. И все это – Любовь, всех объединившая. Богу угодная.

Теперь как это бывает в “гражданском браке” (прости, Господи).

Никому ничего не говоря, тайно, сняв на стороне квартиру, двое начинают вместе спать. Никакой ответственности ни перед кем не беря. Ни другим, ни друг другу ничего не обещая. У каждого есть пути к отступлению. Родители знают, и горько вздыхают – не по-людски это. Друзья приходят в гости, посидеть, выпить. Она все ждет, что он согласится подать заявление. Он боится ответственности, и посылает на аборт. – “Зачем нам дети, ты че, дура?!” Она мечтает о белом платье, но время идет, и белого платья уже не будет, наверное, никогда. Он начинает погуливать. Она закатывает сцену. – “Дык мы-ж не расписаны, че ты так волнуешься? Все нормально.”

В конце концов, после трех-пяти абортов, намучившись и издергавшись, они решают, что опыт их был отрицателен, характерами они не сошлись, друг другу не подошли, и им надо расстаться.

Две поломанные жизни. Два разбитых сердца. Две искалеченных души. И несколько убитых нерожденных младенцев.

Это преступление против семьи, против рода, против чистоты, против жизни, против Родины, против Бога.

Это знает каждый.

НЕТ “ГРАЖДАНСКОМУ БРАКУ”.

Памяти отца Даниила

Здесь его биография и его работы: http://mission-center.com/inside.html?pid=1131819301044716

И еще хотелось бы вот что сказать. Сейчас посыплется множество самых мерзких выходок со стороны врагов Церкви. И уже это началось. Все самое циничное, хамское и безбожное в такую минуту даст о себе знать.

Братья и сестры, давайте сохраним спокойное достоинство, и не станем реагировать на эти провокации. В эти часы и минуты, в эти дни от нас требуется только молитва.

Упокой, Господи, раба Твоего иерея Даниила.

Свидетельство от паствы

После службы прихожане:

– Батюшка, когда вы только к нам приехали, вы весь как бы горели изнутри. Сразу было видно – вот батюшка отличается от других. В вас была видна вера. Вы были неравнодушны.

– А сейчас вы стали, как все.

Должен признать, я действительно сильно изменился. Стал гораздо спокойнее. Интересно, что же все-таки прихожанами имелось в виду?

Скоро к духовнику. Живу ожиданием отъезда.

Мысли (после прочтения некоторых постов в жж)

Священство предполагает готовность умереть за ближнего.

Поездка

Все, уехал к духовнику. Помолитесь о путешествующем иерее Григории. Вернусь после 22 декабря.

Всем всего самого хорошего. Я всех вас люблю.

Прибыл

Ну вот я и дома наконец-то. В гостях хорошо, а…

Добираясь от Ярославля до Костромы на автобусе, проезжали мимо страшной аварии: “КАМАЗ” со сгоревшей кабиной и голая платформа от “ГАЗЕЛи”, все остальное от микроавтобуса, включая пассажиров, лежало вне дорожного полотна, раскиданное в беспорядке, далеко от обочины…

Выйдя на своей остановке в Костроме, прошел по переходу мимо лежащего на дороге сбитого мужчины. Место оцеплено сотрудниками ГИБДД, рядом – скорая помощь. Мужчина с головой накрыт материей цвета хаки.

Включил ящик. По первому каналу Президент рассуждает о безопасности на дорогах и о мерах по ее достижению. Скорее бы уж…

Как мы стали народом самоубийц? И как нам перестать им быть?

Где эти роднички, дающие повод для оптимизма? Кто мне покажет?

Карелия. 2005 год. Конференция по К. И. Арсеньеву. Исповедь на природе.Времени года примета?

На исповеди сейчас чаще всего: лень – уныние, уныние – лень. Иными словами – расслабленность.

В жж примерно те же нотки звучат чаще других.

Времени года примета?

Предново….

Вспоминается одна лекция покойного Владимира Махнача, в которой он говорил об отсутствии в Древней Руси бессмысленных праздников, праздников, не наполненных вечными смыслами.

От Адама до сего дня… …

…даже на исповеди мы не каемся, а ищем себе оправдание. Редко можно встретить подлинное покаяние.

Наблюдение

Вечернее отделение семинарии, люди все уже взрослые, состоявшиеся, многие с высшим образованием, иные – и не с одним, с такой жадностью внимают лекциям, что ,собираясь к ним на занятия, радуюсь, вот как и сейчас тоже.

Но какой же контраст с нашими очниками. Ленивые позы на занятиях, пустые глаза, практически каждодневная неготовность к занятиям. И идти к ним – никакого желания. Как пытка.

Помню, точно также было и в школе: к одним классам спешил, как на праздник, а после других выходил из кабинета выжатым лимоном, только бы доползти до учительской.

Преподавание и его плоды в очень большой степени зависят от аудитории, и только отчасти – от преподавателя.

Напоминание, самому себе прежде, всей православной блогосфере – после

“По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою”. Ин. 13, 35.

Самые часто употребляемые слова в блоге presvitergrig

Это интересно

Наш владыка читает мой жж. Позвонил сейчас, и спросил, правда ли я против ОПК в школе? Сказал, что надо поговорить. Поеду на прием :)))

Дивный все-таки у нас архиерей. Ведь так и сказал – “надо поговорить” :)

Дары Галического озера

Дочка вернулась из Галича, от бабушки, и с восторгом рассказывает, как она там кормила маленьких козляток и спала на печке. Вот.

Обещанное

Добрался наконец до компа, и вот напишу сейчас, как было у нас в ночь с шестого на седьмое января. Служба начиналась в восемь вечера. При входе была установлена рамка металлодетектора. Все, входящие в храм, подвергались осмотру, должны были извлечь из сумочек и карманов все металлическое. У одной старушки что-то постоянно верещало, указывая на наличие у нее чего-то железного. Ее попросили показать, что же она несет с собой в авоське в храм. Старушка вытаскивает из авоськи… пассатижи!

Это стало самой животрепещущей темой вечера у отцов в ризнице – бабка в храме с пассатижами.

– Бабушка, ну зачем вам в храме пассатижи!

– Дык как же без них-то, сынок? :)))))))

– Представляете, в храме народу столько, что яблоку негде упасть, и все – с пассатижами!!! )))

Служба прошла хорошо, без происшествий и чп.

В конце службы отцы, разоблачившись, в рясах и камилавках, вышли к Феодоровской иконе встречать премьера. А премьер к нам так и не заехал. Отцы медленно потянулись в Епархию разговляться, а я отправился домой, ибо меня дома ожидали гости и праздничный стол.

Вот и вся история пребывания премьер-министра в кафедральном соборе города Костромы. Она запомнится нам бабушкиными пассатижами :)))))

Казалось бы, ну какая тут связь: премьер-министр и пассатижи. А вот поди-ж ты :)))))

UPD.

Седьмого вечером, на праздничной Рождественской вечерне, отцы встречали настоятеля храма св.мч. Александра и Антонины отца Игоря Шашкова словами: – “Быть знаменитым – некрасиво” :)))))

Про монастыри и про монашество

Всегда несколько удивляюсь, когда вижу молодое, совсем юное лицо под клобуком, или в апостольнике. Сразу вспоминается ответ одного старца юноше, который искал монашество, и вопросил о нем:

– Ты скажешь монашеству “да” и за того мужчину, которому двадцать пять, и за того, которому тридцать пять, и за того, которому сорок пять лет, и за того, которому пятьдесят лет. Ты точно готов сказать монашеству “да” за всех них?

Какие можно назвать причины, по которым молодые совсем люди принимают монашество? А главное, из каких соображений их все-таки постригают так рано?

Про службу

Сегодня утром служил раннюю в Знаменском монастыре. Хор девушек-семинаристок. В алтаре я один. Нет ни алтарника, ни диакона, поэтому все должен успеть сам. И кадило, и теплоту, и свечу на Евангелии. Это та еще эквилибристика, но я справился с достоинством. Помог опыт многих командировок в дальние села епархии. Служба началась в половине шестого утра. Соответственно подъем в четыре, Проскомидию начал в пять. В храме пятеро молящихся, один причастник.

Нет, оно, конечно, хорошо, тихо и быстро: в восемь тридцать я уже в соборе, помогаю поисповедовать.

Но кто мне сможет объяснить целесообразность столь ранних служб? Где здесь рациональное зерно?

Реакция

Три дня отсутствия в жж, и сразу пошли звонки и СМС-ки. Последняя умилила более всего, она прозвучала так: “Вы живы?”

Это очень приятно, надо признаться, и можно даже подумать еще насчет жж во дни поста.

Ну а так все в порядке, просто листы белой бумаги лежат, разложенные, у меня на столе, и мне как можно скорее надо их заполнить самыми разными знаками. Как только заполню, буду появляться чаще, и, наконец, попробую ответить на все те комментарии, висящие в моем “мыле”, которых стало уже триста (ох, ох).

А может, и не надо отвечать? Вопросы-то ведь заданы отнюдь не из любознательности, а будет уже пост :))))

Паки постовое

Подумалось: пища с растительным маслом – это как бы уже и не пост. Завтра уже его можно будет. А еще если коливо так обильно сдобрено всякими кулинарными находками и решениями, хотя и постными, но очень вкусными. Всегда ощущаю это как разговление :)

А один мой знакомый монах, когда проходит первая седмица, самая строгая, говорит: – “Ну вот, пост и закончился. Теперь до Страстной”. :))))

Паки про спорт. Тоже постовое

Именно в пост у меня растут нагрузки на тренировках. Такая вот форма аскезы.

Вернее, росли.

Единственный на весь микрорайон спортзал, в котором я занимался, закрыли.

Все ребята загоревали – хороший зал был.

Вот вам и здоровье нации, и победы на соревнованиях, и национальные проекты.

Интересно, думают ли правители над тем, какую память они по себе оставят в истории?

Зашел … …

… сегодня на православный рейтинг от Правмира (это здесь: http://rating.pravmir.ru/),

и сразу вспомнил анекдот от отца Даниила (это здесь: http://users.livejournal.com/o_dan_/)

// Умер как-то поп и приходит к апостолу Петру, у которого ключи от рая.
Тот его спрашивает: – А что ты сделал помимо того, что обязан по сану?
– Ну, это… А! Да! Я в рейтинге православных ресурсов две недели на первом месте держался!
– Аж две недели?
– Ну да, две недели!
– И выше Кураева даже?
– Ну да, выше Кураева…
….

Закончите анекдот :)))) //

Вот только закончить я анекдот не смог. Не поможете?

С отцом Андреем Кураевым

Про владыку и про прихожан

Владыка вчера и сегодня после службы объявил всем о принятом на Синоде решении. Ревели все прихожане, плакали даже бывалые батюшки. Плакал и сам владыка. Всех охватило одно чувство. Владыка сказал примерно следующее: “Я всегда учил всех монашествующих, священников и мирян, всех вас, дорогие мои, безропотно, смиренно и без колебаний нести послушание нашей Матери Церкви. И вот пришла пора мне также явить пример такого послушания всем вам. Я смиренно принимаю решение Его Святейшества…”

В храме слышны всхлипывания, вздохи, причитания, где-то в углу храма громко заплакал ребенок…

Растроганы до слез были все. Редкий пример единения. Лицо нашего протодиакона все мокро от слез. Кто-то из батюшек крепится, пытается спрятать свои слезы, отворачивается к колонне, закрывает рукой глаза. Кто-то стоит прямо, не стесняясь капающих на фелонь слез. Даже у тех, кто стоял с сухими глазами (и окаянный аз), видна была внутренняя борьба, старание сдержать нахлынувшие вдруг чувства. Двадцать лет – это много…

Домашние диалоги в начале марта

Супруга:
-Ты за грибами пойдешь? Надо чтобы к четырем уже были.

Я:
– Да, схожу. К четырем будут.

Супруга:
– Воды ключевой не забудь.

Священное Писание //

//Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В МИРЕ БУДЕТЕ ИМЕТЬ СКОРБЬ; НО МУЖАЙТЕСЬ: Я победил мир.// Ин. 16, 33.

И это не там и тогда. Это здесь и сейчас.

День прошел хорошо

А мы сегодня всей семьей в лес на лыжах. Сперва хорошенько пробежались, потом углубились в чащу. И пока мои детки выясняли, кто из них быстрее бегает по сугробам, а дражайшая моя супруга была у них арбитром, я натаскал хворосту, и разжег большущий костер.

Поджаривали на костре ржаной хлеб, посыпали его крупной солью и заедали все это звонкими на морозце свежими огурцами. И запивали из термоса горячим чаем с малиной. Ничего не пробовал вкуснее. Ничего нет веселее подобных семейных прогулок. Под вечер, уставшие, промокшие, но веселые и довольные вернулись домой. После вечерней молитвы ребятки мои утухли мгновенно, что бывает с ними крайне редко.

Хорошо, одним словом :)

Лед тронулся???? //

//Миссионерский отдел:

Благочинным провести собрание, на котором установить обязательную для каждого прихода практику огласительных бесед перед принятием Таинств Крещения и Венчания, обсудив при этом ее исполнение с учетом специфики городских и сельских приходов.//

Зри: http://www.mepar.ru/documents/misc/2010/03/11/3690/

Еще бы хорошо поднять вопрос об устроении крещальных купелей для совершения Таинства Крещения погружением…

Про работу

Просматриваю тексты последнего в этом сезоне календаря на 2011 год. Будет называться “Православный Церковный”.

Составлял этот календарь сам от начала до конца. Проблема с повторяющимися из года в год текстами была местами решена. Включил в этот календарь кое-что из протоиерея Валентина Асмуса, кое-что из архимандрита Рафаила (Карелина), немного из Петрушко В.И.

По прежнему большинство текстов взято из творений святых отцов, Древнего Патерика и недавних подвижников благочестия.

С нового сезона буду набирать материал к тематически новым календарям. Предполагаются наименования: “Новомученники российские”, “Богородичные иконы”, “Русские святые”, “Священное Писание”. Может быть, появятся и еще варианты.

Работа интересная, и работы впереди много. Вступительное слово к следующим календарям напишет уже новый владыка. А пока оставляю приветствие владыки Александра, ибо часть работы уже давно была сдана в набор.

Испытываю какой-то щемящий зуд внутри перед началом работы. И чувство огромного облегчения после того, как все уже сделано, сверстано и напечатано. Ни с чем не сравнимое чувство.

“Листы белой бумаги лежали, разложенные, у него на столе, и это вносило в его жизнь порядок и смысл”.

О самом главном

//Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.// Рим. 5, 6.

за меня то есть…

Первый отъезд

Сегодня из Костромы в Казахстан уехала первая группа отцов, которые вслед за владыкой покидают костромские пределы.

Интересно, сколько человек прибудет с владыкой Алексием? Хотя скоро все сами увидим.

Про сверхъестественное

Вернулся с соборования. Соборовал мужчину 63-х лет, после инсульта и черепно-мозговой травмы, бывшей последствием его. Когда вошел в квартиру, его супруга предупредила меня, что он может “похулиганить” немного.

Открыв дверь в комнату, где лежал страждущий, я сразу же поймал свободной левой рукой летящую мне в голову подушку. “Хорошо, что не молоток” – подумал я про себя. Супруга стала извиняться, говоря, что это предназначалось ей. Впрочем, я это сразу и понял.

После завершения соборования и причастия супруга мне и говорит:

– А к нам сегодня ночью смерть приходила. В полночь я что-то проснулась, тревожно вдруг стало, подошла к нему, а он весь холодный. Стала его растирать, а в квартире вдруг все двери захлопали, как будто ветер поднялся, и шаги. И она входит, а он смотрит на нее, и весь дрожит. У меня святая вода вот здесь в бутылке, я на нее брызнула, и все прошло. Двери хлопать перестали, и она пропала…

Успокоил ее, как мог, попрощался, ушел.

И вспомнились случаи из священнической практики моей и моих знакомых батюшек. Случаи, подтверждающие реальность духовного мира. У одного моего знакомого священника во время освящения квартиры стала летать по комнате свеча.

Однажды я освящал квартиру одной интеллигентной семьи преподавателей вуза, которые пригласили меня после того, как у них в кукольном уголке, купленном для дочки, в игрушечном светильнике, где нет и быть не может лампочки, стал загораться свет, а к дочке кто-то стал регулярно приходить по ночам. Когда смотрели детскую книжку о зверях, дочка показала на рисунок игуаны, и объяснила, что вот это она к ней приходит. До того момента они были атеисты. Сейчас наши прихожане.

В другой раз во время освящения стали лопаться лампочки в люстре, как только открыл Евангелие. Ну и многое другое было. И часто, надо сказать.

А кто вспомнит подобные события из своей жизни, и из своей практики?

Страстная

Вот тихой поступью пришла страстная незаметно,
И души наши покаянный дождь отмыл,
И восходил Христос, всех возлюбивший безответно,
А на Голгофе деревянный крест объятия раскрыл

Елена Федорова

Про владыку

А владыка-то приехал на поезде. В простом купе, с людьми, с обычными попутчиками, а не со свитой. Мне это рассказали сегодня знакомые, которые возили меня на кладбище совершить на могиле их сродника панихиду. Они сегодня этим же поездом из Москвы, и ехали с владыкой в одном вагоне. Оказывается, так бывает. Это просто здорово, братья и сестры!

И молебен был так рано, потому что поезд прибывает в Кострому в пять утра. Владыка сразу с поезда отслужил молебен перед началом доброго дела.

Запись для костромичей, читающих мой журнал (знаю, что таковых немало)

Сегодня многократно во время исповеди меня спросили, уезжаю ли я из Костромской епархии.

Отвечаю всем костромичам, читающим мой журнал, а вы, дорогие мои, расскажите остальным:

Я остаюсь.

Я полностью солидарен вот с этим высказыванием из дневника священника Александра Ельчанинова:

// …мое жизненное правило – менять место жительства только когда обстоятельства гонят, ничего в житейской области не предпринимать самому, а рыть шахту вглубь в том месте, куда Господь привел. //

Так вот, за время своего проживания в Костроме, а это уже восемь лет, я довольно углубился. Шахта глубока. И нет никаких обстоятельств, которые бы согнали меня отсюда. Напротив, есть многочисленнейшие доводы за то, чтобы остаться.

И ни одного довода в пользу отъезда.

О нашем владыке (самые обсуждаемые в народе факты)

Владыка сам выходит давать людям крест после Литургии. О_О

В народе говорят: – “С его приходом все стали улыбаться”, – “Легче стало дышать”.

Владыка радостно кропит народ во время пасхальных крестных ходов, его искренняя радость передается всем.

Произносит глубокие, но понятные людям и очень искренние проповеди. Во время проповеди спускается с солеи и проходит поближе к людям. О_О

Всегда спокоен. (что импонирует всем)

Запросто общается с духовенством. О_О

Ходят рассказы о случаях, подтверждающих его прозорливость, даже от людей, чуждых экзальтации.

Все службы стали совершаться строго по уставу, на радость всем батюшкам, любящим уставную службу.

– “Мы все его сразу полюбили”, – “Мы как будто давно-давно его знаем” – это мне прихожане на остановке после службы, во время ожидания транспорта.

Все здесь непредсказуемо… …

… в живом журнале.

Три часа назад сделал запись, короткую, на тему, уже неоднократно в жж, в том числе и моем журнале, обсуждавшуюся. Даже и не ожидал комментаторов. И отлучился по делам. Сейчас вернулся, открываю свою почту – 286 комментариев! И это за три только часа!

И очень много агрессии, надо сказать, хотя в посте ее нет и в помине. Нет и намека на нее.

Вот как тут угадать? Вынашиваешь в себе некую мысль, публикуешь ее, думая, что зацепит, и приходят два комментария, в духе -“расслабтесь уже”. А здесь всего одна строчка, навеянная беседами на сегодняшней исповеди, ибо я требный был сегодня по храму, и вот что началось. Невозможно предсказать заранее реакции жж-пользователей. Или это оттого, что тема столь важная для всех затронута? Не знаю.

Просмотрел бегло содержания комментариев – в массе своей обычная для жж перепалка, временами не очень парламентская.

Отвечая на некоторые агрессивные выпады в свой адрес в оставленных каментах: я не знаю, почему я тысячник, просто так вышло, (я вообще не пишу ничего интересного, на мой взгляд); мне неизвестен секрет популярности моего журнала; я не делаю вбросов; я не провоцирую пользователей жж; тем более далек я от мысли как-то этим тыснячеством (тысняченичеством?? тыснячегиством??))) гордиться или превозноситься. Это было бы по-настоящему смешно, а я хоть и глуп, но все-таки не настолько.

P.S.

Пока я это писал, комментариев стало больше трехсот. Пойду-ка я на службу, моя чреда началась, заступаю сегодня. Прошу прощения у всех, кто почувствовал себя обиженным. Я не ставил перед собой цели кого-нибудь обидеть.

Про церковное имущество

Сейчас по зомбоящику, по пятому каналу, Санкт-Петербург, в прямом эфире, в программе “Открытая студия” обсуждают, что возвращать Церкви, а чего не возвращать. Церковную позицию отстаивает юрист Московской Епархии мать Ксения (Чернега). Чаша весов в споре склоняется к выводу, что все-таки не возвращать. Звонки, поступающие в студию, все об одном – неча попам возвращать ничего! Ведущая и участники программы – оголтелые антихристиане.

Все-таки это тенденция, братья и сестры. Предчувствую гонения. Хотя о чем я, они и не прекращались.

P.S.
Мать Ксения очень достойно защищает позицию Церкви, раз за разом сажая в лужу своих оппонентов.

Вспомнилось

На приходе моего духовника нам готовила трапезу монахиня Евфимия. Всегда получалось очень вкусно. Но еще больше она говорила много разных мудрых вещей. Однажды она, наблюдая, как наши великовозрастные вьюноши с клироса ведут себя как подростки, сказала, что мужчина, пока не женится, остается ребенком.

Мы спросили ее: – Матушка, а как же монахи?

– Эх-хех, – безнадежно махнула рукой мать Евфимия.

Про детей

Я восемь уже лет (ЕМНИП /если мне не изменяет память – прим. ред./) не спрашиваю у семейных пар, сколько у них детей, и у женщин с одним ребенком – почему только один. ЕВПОЧЯ /Если вы понимаете о чём я – прим. ред./. Не надо об этом спрашивать.

Сегодня вновь заступил в чреду…

….и у всех всех всех прошу прощения…

простите

Про же же

Френды пиарятся на поднимаемых мною темах. Ну да не жалко, ладно, у меня еще есть :))) Налетай, как говорится.

Про службу

Сегодня отслужили Литургию, никого не причастив. Не было причастников в храме. Требный по храму батюшка, пойдя исповедовать, через минуту вернулся, сказав, что на исповедь никого нет.

ЕМНИП, это моя первая подобная Литургия. Думаю, что виной всему начало дачного сезона, когда, как известно, весенний день год кормит.

Зато вчера причащали почти час :)

Про ставленнический экзамен

Был такой перед хиротонией (рукоположением), и был делом перед хиротонией обязательным. Назначался день сдачи ставленнического экзамена конкретному ставленнику, существовала специальная епархиальная экзаменационная комиссия, которую возглавлял епархиальный преосвященный лично. Вопрос мог быть задан совершенно любой, но больше всего спрашивали по литургике, а также следовали вопросы на знание “Известия учительного”. Комиссией не учитывалось полученное ставленником образование – хотя бы и был перед ними академик Российской Академии наук, спрашивали по всей строгости. Бывало, что ставленник экзамена не выдерживал, и тогда хиротония откладывалась до следующего раза. Бывало, что не сдавали и с третьего, и с четвертого раза.

Перед этим экзаменом все мы, ставленники, заучивали “Известие учительное”. Замечательный во многих отношениях документ. Есть мысль выложить его текст у себя в журнале. Чтобы было. И чтобы знали. Полезно :)

Про ощущения

Очевидно, что доверять ощущениям нельзя. Если бы все у меня было на ощущениях только, я бы в храм скорее всего никогда не пришел.

Все дело в том, что я не верующий, я знающий. Это знание о Боге пришло ко мне, когда я выходил из купели крещения, а крестился я в зрелом уже возрасте.

Это знание несколько отличается от, скажем, знания таблицы умножения. Но это именно знание. Некоторое видение Бога. И все монахи и священники – это люди не верующие, а знающие.

И вот это знание о том, что Бог есть и ищущим Его воздает, рождает в душе чувство глубокого благоговения. Оно, наверное, и есть религиозное чувство. Но ему всегда предшествует знание.

Таким образом, я не верующий, а знающий, что Бог есть. И другие священники – тоже.

Необходимое замечание (не бывшее в диалоге).

Есть обычай на Руси, обращаясь к священнику, произносить перед его именем слово “отец”. Например “отец Василий”, или “отец Григорий”, и т.д.

Слово “Бог” в указанном случае следует писать с заглавной буквы.

Просто в реале интереснее

Отпевал на кладбище, и во время отпевания пошел проливной дождь, тот самый, о котором – “как из ведра”. Зонтиков было мало, ими прикрыли гроб с телом покойной. Медленно затекало за воротник рясы, стекало на грудь по бороде, пока наконец не промок окончательно, до нитки. В ботинках тоже хлюпало. Кадило, правда, осталось горячим, и каждение совершал исправно, что, несомненно, очень хорошо.

Вспомнилось, как однажды освящал колокола на сильном морозе, с кропила до колоколов долетали уже льдинки, а не брызги святой воды, а кропило примерзло к руке. А был еще случай, когда прождал на таком же морозе три часа тех, с кем договаривался о встрече. Так и не пришли.

В общем, много надо здоровья, чтобы совершать наше служение :)

Вчера мне позвонили мои друзья жж-юзеры и спросили, отчего я не появляюсь в ЖиЖе, что у меня случилось, что стряслось. Отвечаю: все в порядке, ничего не случилось, ничего не стряслось.

Ходим с детьми на рыбалку, ловим карасиков и окуньков, ходим за грибами. Да-да, за грибами, их очень много сейчас в костромских лесах. По утрам с сынишкой совершаем двухкилометровые пробежки, сынишка бежит в ногу со мной. Каждое утро пробежка, затем гимнастика, затем силовые упражнения. Я бегу с килограммовыми гантельками в руках, сынишка, понятно, налегке. Сегодня с нами бежал его друг, отстал сильно, хотя мальчик тоже спортивный. Думаю, что к первому сентября я приведу сына в школу в отличной спортивной форме.

По вечерам читаем вслух книги духовного и всякого другого содержания. В общем, живем интересно. Так что бросайте, девочки, домашних мальчиков, рекомендую всем больше времени проводить в реале, это полезней и лучше во всех отношениях. Скоро появлюсь и буду пребывать в ЖиЖе уже регулярно. Не скучайте.

Увеличили с сынишкой протяженность дистанции на наших пробежках до шести километров. Сын меня радует: добегает до конца дистанции, даже не вспотев и почти не сбив дыхания. К концу лета будем бегать десятку, а мож, и поболе :)

Тихая моя Родина

Случилась тут у меня на прошедшей неделе интереснейшая и духовно полезная командировка, на расстояние примерно в двести пятьдесят километров к северу от Костромы, в самые недра необъятного Великого Комельского леса, на берега небольшой речушки Письмы, в епархиальный Макариево – Писемский женский монастырь.

Сначала была дорога Кострома – Буй, довольно приличная, можно даже сказать, что вполне пригодная для езды на легковом автомобиле (я, как хорошо знают мои постоянные читатели, безлошаден, и потому путешествовал я с водителем, а машину любезно предоставила матушка – игуменья).

Потом был указатель поворота к монастырю, и начался подлинный танкодром со всеми его атрибутами. Но предоставленный мне водитель доблестно справлялся на отечественной «ладе-приоре» с канавами и ямами, которые шли перед колесами авто непрерывной цепью. Как по этой дороге проезжают в непогоду, остается великой тайной. На мой взгляд, это совершенно невозможно.

Вдруг…

Вдруг, километров через пять-семь, перед нами возник знак «уступите дорогу» и мы выехали на практически идеальное шоссе. Водитель мой остановил машину, повернул ко мне удивленное лицо и произнес: – «Но этой дороги нет на карте!». Потом добавил: – «Это, наверняка, солдаты строили, к одному из военных объектов здесь, в этих лесах». Я ничего по этому поводу сказать не мог, и мы поехали по этой благоустроенной для езды трассе.

Потом мы встретили знак, указывающий нам направление нашего дальнейшего движения к монастырю, и въехали на территорию монастыря.

Надо сказать, что дорога, ведущая, собственно, в монастырь, очень хорошего качества.

Перед нами возник знак «движение запрещено», но въезжать нам было надо, так что знак мы проигнорировали. Потом я заметил, что знак сей игнорируется всеми, приезжающими в монастырь.

Поселили меня на время моего здесь служения вот в домике. Это был крашеный бревенчатый дом, довольно уютный изнутри, имеющий четыре отделения (комнатами назвать это было бы довольно громко).

Впечатлила меня скамья, на которой располагался, как я узнал это утром следующего дня, мой умывальник, состоящий из двух предметов: ведра и таза.

А воду для умывания и прочих нужд брал я вот из колодца.

Отхожие, простите, места в монастыре сделаны со вкусом, но очень маленькие, я там со своими габаритами не поместился бы ни в высоту, ни в ширину, а посему, открыв дверцу и заглянув туда однажды, более уже это место не посещал.

На территории монастыря расположены два храма, один зимний, деревянный, другой летний, каменный: часовня без окон, но с дверью, ничего из себя примечательного не представляющая. Единственное, что привлекает внимание при взгляде на часовню – это венчающий часовенку куполок с крестом. Внутри деревянного храма, престол которого освящен в честь преподобного Макария Писемского, располагается рака с мощами преподобного.

Если идти по тропинке вниз от деревянного храма, то постепенно внизу, ближе к речке Письме, начинает открываться купальня у святого источника преподобного Макария. И наконец купальня предстает перед вами во всей своей живописности. Когда я спускался по лестнице к святому колодцу для купания и за святой водой, деревянная лестница стонала, скрипела и пошатывалась под моими ста пятью килограммами, грозя вот-вот рухнуть.

На монастырском кладбище растет много сладкой земляники, которой я там и лакомился после служб, вспоминая строки из Марины Цветаевой: «Кладбищенской земляники крупнее и слаще нет». От монастыря к речке Письме ведет узенькая тропка. Спустившись по тропе, вы оказываетесь на берегу небольшой речушки, поросшей кувшинками.

Возвращаясь после купания в святом источнике обратно в свое временное уютное жилище, я обнаружил, что за домом располагаются ульи, и решил взглянуть на это поближе. Однако как только я приблизился метров на двадцать к ульям, пчелы – охранники тут же начали на меня атаку. Они ударяли в воротник подрясника, запутывались в волосах, яростно жужжали где-то у подбородка и, наконец, начали жалить. Я медленно, не делая лишних движений, повернулся, и так же медленно пошел к дому, дабы неосторожными движениями не вызвать на свою голову весь рой.

Несколько жал все же остались в моем подбородке. Сковырнув их ножичком, я избежал попадания пчелиного яда под кожу, и потому почти не распух (жала нельзя извлекать пальцами, так как мешочек с ядом находится в конце жала, и таким образом, извлекая жало пальцами, делаешь себе как бы инъекцию яда под кожу).

И был еще один забавный сюжет. Гуляя по лесу вокруг монастыря, я увидел на столбе таксофон. И остолбенел. Потом подошел к таксофону. Все пространство перед трубкой было плотно затянуто паутиной. На таксофоне, совершенно новом по внешнему виду, красовалась табличка с надписью «Карты можно приобрести на почте», надпись, вызвавшая во мне приступ дикого веселья, почти истерики. Второй приступ веселья я испытал, когда, продравшись рукой сквозь завесу паутины, взял трубку. Пошли гудки! Занавес.

Отслужив Литургию и выйдя на проповедь, я с удивлением увидел перед собой отнюдь не деревенских жителей. Передо мной стояли хорошо одетые москвичи, интеллигентного вида очкарики в классических галстуках и в «кис-кис», и дамы в московской женской церковной униформе: юбка до пола и особым образом повязанный платок. Ни с чем и ни с кем не перепутаешь. На исповеди оказалось, что я совершенно прав, прихожане этого монастыря почти сплошь люди приезжие, и в основном из Москвы. Это обстоятельство было для меня моментом положительным, так как теперь не нужно было подбирать слов попроще, а можно было выходить и проповедовать свободно, не опасаясь быть непонятым, что произвело во мне чувство глубокого облегчения.

Вечером после службы состоялось мое знакомство с местными животными. Весьма приветливо встретила меня местная кошка :) А вот псы местные предупредили, чтобы ближе уже не подходил, а то!..

Ну а главный итог поездки – полное умиротворение в сердце, тихая радость, ни с чем не сравнимая, и так редко посещающая в суете мирской жизни. Жаль, что с возвращением «в суету городов, и в потоки машин» все умиротворение мигом улетучилось. А может осталось, но ушло поглубже? :))

Про отпуск

Если в прошлом году в храме местном не было батюшки, и я все службы тогда подъял на себя, то теперь в этом храме сразу два священника, а посему я хожу служить и причащаться раз в неделю, как того и требуют каноны. Фотографии храма пока нет.

Поехать в это дивное место можно будет в сентябре. Я готов дать координаты желающим.

Мимоходом…

Я не привык называть людей быдлом, даже если они и орут, и матерятся, и выпивают, и т.д. Для меня и в местах заключения люди остаются людьми, а не быдлом. И другим советую относиться такожде.

Видишь человека в неподобающем? И за него распялся Христос. Помни об этом.

Мысли

Не бойтесь ошибиться в любви, это не принесет вам вреда. Но ошибившись в ненависти, Вы сотворите зло.

Путь ко спасению

Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению. Свято-Елисаветинский монастырь. 2009.

Книга “Путь ко спасению” святителя Феофана является одним из лучших его сочинений. Ее переиздавали десятки раз огромными тиражами. Причина тому – простота и доступность изложения сложнейшего вопроса – “как спастись?”

Подобно хорошему путеводителю, она помогает пройти по скользким и опасным ступеням духовного совершенствования, по сложнейшему пути, наполненному множеством искушений и скорбей к главной цели человека – спасению собственной души.

Отдохнули

На сегодняшний день в Сочи-центр насчитывается 144 утонувших (по сообщениям информационной телепрограммы “Вечерний Сочи”). Это из числа приехавших на отдых курортников.

Вот по всей стране полыхают пожары, люди не успевают спастись, бушующее пламя уносит жизни, если мне не не изменяет память, 52-х человек. А здесь без всяких пожаров, спокойно и тихо, во время отпусков погибает вдвое больше людей.

А сколько по стране?

Волга у нас в Костроме ежегодно собирает свою страшную дань – до ста человек в купальный сезон.

Такая вот печальнейшая статистика.

А мы: – “Пожары! Пожары! Дым!”

Это последняя запись в дневнике отца Григория….

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Когда у священника кончаются ресурсы

Как священник и жители вымирающего села спасают друг друга

Как потомок адмирала Ушакова стал священником

Воспоминания протоиерея Георгия Ушакова

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: