Памяти Святейшего Патриарха Алексия

5 декабря 2008 года отошел ко Господу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Вспоминает о Святейшем Архиепископ Белоцерковский и Богуславский Августин (Маркевич).

5 декабря исполняется 4 года с тех пор, как ушел из жизни Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер). В этот день хочется отдать дань уважения этому замечательному Предстоятелю, которому Бог судил возрождать нашу Церковь после долгих десятилетий страшных и яростных гонений и еще более страшного по своим результатам гнета и давления со стороны советской власти, искорежившего и изуродовавшего церковную жизнь изнутри. Вполне естественно будет оглянуться назад, в недавнее прошлое, чтобы вспомнить Алексия II и его Патриаршее служение.

Конечно, как и всякий человек (тем более, советский человек, хотя и с дворянскими корнями), Патриарх Алексий II не был идеален. Покойный Патриарх не являлся выдающимся оратором, хотя иногда его не являвшиеся шедеврами риторского искусства краткие обращения к пастве трогали больше, чем иное преизящнейшее плетение словес, потому что шли от сердца, в котором, безусловно, присутствовали глубокая и искренняя вера в Бога и любовь к вверенной Им его попечению пастве.

Может быть, не был покойный Первосвятитель и особо выдающимся аскетом, как скажем, также недавно  почившие Патриархи Сербский Павел  и Болгарский Максим. Но то немногое общение с ним, честь которого мне выпала, всегда убеждало меня, что те атрибуты роскоши, которые окружали его в силу его положения в Церкви и обществе (причем, чаще всего, помимо его воли, а в силу того странного порядка вещей, который успел сложиться у нас в постсоветский период), совершенно его не волновали и не интересовали. Он абсолютно не был к этому привязан душой и никогда не стремился обладать чем-то вещественным, а уж тем более – статусным.

Бывая в Москве, я несколько  раз становился свидетелем того, как  Патриарха Алексия везли на автомобиле в его резиденцию в Переделкино  по Кутузовскому проспекту и далее, в “элитном” западном направлении. Его при этом было легко отличить от других VIP-персон. В отличие от них Святейший никогда не позволял разгонять свою машину до предельных скоростей, как это сегодня принято у наших “сильных мира сего”, демонстрирующих свою полную “трансцедентность” по отношению ко всему остальному “плебсу”. Патриарх Алексий II всегда ехал только на той скорости, которая была допустима на данном участке, согласно правилам движения (каюсь, но мне, при моем темпераменте, до этого очень далеко!). Мне думается, что он поступал таким образом отнюдь не потому, что в нем в этот момент работали фамильные гены немецкого педантизма, а из-за того, что его отношение к любому, даже самому маленькому человеку, строилось на любви и уважении. Его дела, даже самые малые, никогда не расходились с его словами.

Слышал от кого-то из окружения  Патриарха Алексия, что даже охрана, состоявшая из бравых молодцев из ФСО, была ему, по сути, навязана нашей светской властью, и он согласился на этот “высочайший дар” только из уважения к дарителю, а не по соображениям реальной безопасности или престижа.

Кстати, о безопасности. Думаю, что сегодня не является большим  секретом, что Патриарх Алексий II скончался в результате падения в ванной комнате и тяжелого удара головой: скорее всего, у него случился сердечный приступ. Сколько неэтичных обсуждений было тогда в блогах! Но мне кажется, что ситуация, в которой оказался в момент своей  смерти Патриарх, очень многое говорит в его  пользу и свидетельствует о глубокой духовности почившего Предстоятеля. Дело в том, что он, во-первых, практически  никогда и никого не допускал в  свои личные комнаты в Переделкинской резиденции, считая как настоящий монах, что у него должен быть какой-то уголок, где он может остаться один на один в своем молитвенном предстоянии Богу. А во-вторых, как сказали мне люди из ближайшего окружения Патриарха, в его ванной комнате не было не то, что телефона на случай непредвиденных обстоятельств (как это принято хотя бы во всех мало-мальски приличных гостиницах мира), но даже элементарного звонка. И это, насколько я понимаю, был вполне сознательный выбор Патриарха – положиться на волю Божью во всем, что бы ни случилось…

Точно так же полагался  он на волю Божью в вопросе о  своем будущем преемнике. Меня всегда удивляло, что все долгое время  своего Патриаршего служения он абсолютно  не задумывался о подготовке “наследника”, не делал никаких намеков по поводу будущего Патриарха, не выделял кого-либо из иерархов как потенциального Предстоятеля. Это тоже была вполне сознательно избранная им позиция глубоко верующего человека: Господь Сам определит, кому надлежит стать во главе Русской Церкви, и не нашего скудного человеческого ума дело – пытаться восхитить у Бога решение вопросов такого масштаба. Он верил, что ведомая Духом Святым Церковь сама соборно сможет определить, кому надлежит ее возглавить.

Еще бы хотелось вспомнить  два особенно  ярких примера  того, что покойный Патриарх исключительно  близко к своему больному сердцу воспринимал  все происходящее с его страной, его народом.

Осенью 1993 г., когда в России началось трагическое противостояние между парламентом и президентом  Ельциным, Патриарх Алексий, досрочно вернувшийся  из  поездки в  Америку при известии о начале “смуты” в России, выступил в  качестве посредника между участниками  конфликта – он искренне надеялся, что  сможет не допустить кровопролития, и эту миротворческую миссию считал неотъемлемой частью своего служения Предстоятеля Русской Церкви.

Как человек глубоко верующий, он уповал при этом на помощь свыше. Патриарх добился того, что 3 октября 1993 г.,  впервые с 1918 г., стены Третьяковской  галереи в те дни покинула главная  святыня Русской Церкви – Владимирская икона Божией Матери, некогда хранившаяся  в Успенском соборе Московского  Кремля. Чудотворную икону Богородицы, в прошлом не раз останавливавшую  врага на подступах к Москве, тогда  привезли в Богоявленский Елоховский собор. Патриарх совершал перед иконой молебен о прекращении междоусобной брани. Но Алексий II к этому времени уже знал, что переговоры между Кремлем и “Белым домом” зашли в тупик, и страна была на волосок от полномасштабной гражданской войны. Трудно представить, что творилось тогда в душе Патриарха, снаружи было видно лишь одно: Святейшему стало плохо прямо перед Владимирской иконой, случился сердечный приступ. А потом было то, что было: вечером того же дня, 3 октября, пролилась первая кровь…

Спустя 9 лет после обстрела “Белого дома” всех, не только русских, потрясла трагедия “Норд-Оста”. Накануне штурма занятого террористами здания ДК на Дубровке Патриарх Алексий молился  об успешном освобождении заложников. Известно, что задолго до этих драматических  событий на 26 октября 2002 г. был запланирован визит Святейшего в Астрахань, который он решил отменить ввиду происшедшего в Москве теракта. Но утром Патриарху доложили, что все заложники успешно освобождены. Всегда опасавшийся обидеть кого-либо своим невниманием Патриарх решил все-таки лететь в Астрахань, где его так давно ждали и готовились. И только, оказавшись там, он узнал всю правду о штурме, о множестве погибших при освобождении заложников. Опять же, один Бог ведает, что творилось тогда в душе у Патриарха, но в Москву его доставили из Астрахани с инсультом, после которого он почти целый год не мог прийти в себя…

Можно вспомнить еще много  хорошего о Патриархе Алексии  II, но, пожалуй, лучше будет в день его памяти вознести о нем глубокую сердечную молитву, поблагодарив Бога за то, что всем нам довелось быть под его омофором. Вечная ему память!

Архиепископ Белоцерковский и Богуславский Августин (Маркевич), председатель Богословской – канонической комиссии при Священном Синоде Украинской Православной Церкви, председатель Синодального отдела УПЦ по взаимодействию с Вооруженными Силами и другими военными формированиями Украины.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: