Парадокс агитатора

|
Сергей Худиев – о попытках превратить политическое противостояние в «крестовые походы»

В интернете я наткнулся на ролик – представляющий собой часть эфира РенТв, – в котором речь идет о чрезвычайном коварстве протестантов и их кознях против Православия.

Сергей Худиев

Сергей Худиев

Звучит тревожная музыка, и суровый взволнованный голос за кадром рассказывает о зловещем Западе, который хочет погубить Православие, и о его агентах – протестантах. Прежде всего, украинских, но от них мостик перекидывается и к российским, чтобы показать зрителю внутреннего врага.

Есть ряд особенностей ролика, которые я, как православный верующий, нахожу неприемлемыми. Духовное и политическое лежат в разных плоскостях, переводить политический конфликт в религиозную плоскость недопустимо.

Текущий конфликт не является конфессиональным столкновением между православными и протестантами, он не является ни «священным», ни «крестовым походом» ни с той, ни с другой стороны.

Позиция Русской Православной Церкви была ясно обозначена Патриархом еще в апреле прошлого года:

«Наша принципиальная точка зрения заключается в том, что Церковь должна быть поверх любой схватки. Церковь должна сохранять свой миротворческий потенциал даже тогда, когда всем кажется, что никакого в принципе миротворческого потенциала не существует».

Православная Церковь несет служение на обеих сторонах; как сказал человек, находящийся в самой горячей зоне конфликта, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан,

«Священник должен помнить о своей пастырской ответственности. Должен сам себе задать вопрос: если я стану на эту сторону баррикад, что мне говорить людям, которые будут на другой стороне, которые ко мне относятся как к пастырю? Не потеряю ли я при этом право пастырского окормления людей, которые находятся с другой стороны? Священник должен удалять себя от этого соблазна».

Церковь ищет примирения враждующих и не занимается политической агитацией ни на той, ни на другой стороне; пытаться представить конфликт как конфессиональный – значит пытаться навязать Церкви роль, от которой она ясно отказалась.

Среди тех, кто – по убеждению или по принуждению – сражается на стороне киевских властей, есть православные; среди тех, кто поддерживает республики, есть протестанты. Трагическое разделение гражданской войны проходит внутри конфессий – как нередко внутри общин и внутри семей – а не между конфессиями.

Действительно, среди украинских протестантов многие поддались обольщению майдана и теперь поддерживают «АТО». Когда христианин в условиях гражданского конфликта становится на одну из сторон, вместо того, чтобы быть миротворцем – это всегда духовная катастрофа. Но эту катастрофу нельзя назвать специфически протестантской – увы, эмоциональная буря, сопровождающая гражданскую смуту, уносит людей самых разных религиозных – или нерелигиозных – воззрений.

Это правда, что пастор Мохненко помогал сиротам. Это правда (увы!), что он впал в самое жалкое политиканство и сменил пиджак проповедника на колпак политического агитатора. Но его контакты с пятидесятническим епископом Сергеем Ряховским, членом общественной палаты, относятся к периоду, когда он еще был христианским благотворителем, и ставить в упрек Сергею Васильевичу нынешнее поведение Мохненко было бы странно.

Ну, и общий тон ролика – про страшных протестантов, либералов и вообще коварный Запад, ищущий погубить Православие, выдает низкое мнение авторов об умственных способностях зрителей.

Комментаторы в сети усматривают тут подготовку к гонениям на протестантов. Я не уверен, что это подготовка и вообще часть какого-то плана; пропаганда сторон в текущем конфликте – это очень часто довольно дикорастущий продукт, демонстрация преданности своему племени через ненависть к чужому, боевые пляски, во время которых каждый старается подпрыгнуть повыше и крикнуть попронзительнее.

Пропагандисты едва ли ставят себе какие-то продуманные цели; они просто восклицают: «Посмотрите, какие мы преданные и верные члены племени! Как мы ненавидим его врагов!» Это желание показать свою преданность может не только не отражать никаких обдуманных планов, но и оборачиваться к явному вреду для интересов государства.

Так возникает парадокс агитатора, который можно было бы назвать парадоксом патриота вообще – люди так стараются выказать преданность своей стороне конфликта, что в итоге вредят ей. Рациональной целью пропаганды было бы ободрить людей лояльных, привлечь колеблющихся, снизить накал решимости врагов.

В реальности пропаганда часто подрывает лояльность сторонников, отталкивает колеблющихся и усиливает врагов.

1

Георг Гросс. Агитатор

Этот парадокс можно наблюдать и на Украине, и в России. С точки зрения интересов украинского государства было бы важно обеспечить лояльность крупнейшей религиозной общины страны – Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Однако патриотические агитаторы всячески поливают ее грязью, обвиняют в работе на противника и вообще изо всех сил пытаются уверить аудиторию, что быть лояльным украинцем и членом УПЦ невозможно – делая все от них зависящее, чтобы оттолкнуть потенциально лояльных им людей.

То же самое делает РенТв: абсолютное большинство российских протестантов – вполне лояльные граждане, которые ничуть не ищут конфронтации с властями, а их лидеры наставляют паству словами Писания: «Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся» (Притч. 24:21).

Какой государственный смысл может быть в том, чтобы нападать на этих людей и создавать у них впечатление, что их в любом случае будут воспринимать как агентов неприятеля? Если вы боитесь, что протестанты станут закваской предполагаемого российского Майдана, зачем помогать этому, искусственно настраивая их против властей – ведь телевизионные нападки и клевета будут восприниматься именно как политика власти?

Попытка перевести политический конфликт в религиозную сферу неприемлема ни с религиозной, ни с нравственной, ни даже с прагматической позиции. Это нечестивое, аморальное и вредное дело. Лучше его не продолжать.

Читайте также:

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
«Вы просто зомбированы пропагандой»

Симптомы пораженности и методы лечения

Об эгоизме фанатизма

Ненавистники москалей охотно работают в Москве, а ненавистники Америки не прочь прибрать зеленых бумажек

Усатые драконы, или О сорванной лекции

Я не уверен, кто является наиболее близкими наследниками Сталина – Стариков или травившие его студенты